Это не дежурная реплика, а скорее – нечто вроде оправдания. Потому что все начали злословить всех. Сторонники и критики Стрелкова не поняли, отчего тот сунулся к столь одиозному персонажу, как Гордон. Последнего же обвинили в том, что как можно приглашать в эфир лютых врагов Украины. Националисты даже устроили пикет возле здания редакции Гордона. А СБУ пообещала проверить Дмитрия после интервью Стрелкова и Поклонской (последнее состоялось неделей раньше).
Почему два подобных персонажа вообще встретились в hard-talk? Инициатива исходила от Гордона (формально, так точно). Кто-то уже назвал это заказом Кремля. Кто-то тем, что Дмитрий работает на рейтинг Смешко. И то, и другое предположение логично, но не до конца убедительно.
Если на кого и сработал Гордон, то исключительно на себя. Ведь хайп получился знатный. Что до кремлёвских игр, то и Поклонская, и особенно Стрелков находятся в стороне от столичных трендов. И, на мой взгляд, во многом поэтому Гордон свой остановил выбор на них.
Но самым любопытным, если отбросить конспирологию, было вот что. Я смотрел интервью в прямом эфире, а справа в окне чата упражнялись в остракизме и юморе (они называют это юмором) комментаторы. Одни были за Украину, другие – за Россию, но вот в чём беда – они зеркалили друг друга в своей неадекватности и подчас ненависти. Менялись маркеры, но они неизменно работали на разжигание вражды между россиянами и украинцами.
И тем любопытнее виделась обсуждаемая беседа.
Да, можно не понимать Гордона и Стрелкова, можно их осуждать, но лично мне кажется важным, что они в принципе поговорили. Это, подчёркиваю, важно вне зависимости от подноготной. Люди, находящиеся – во всяком случае, публично – по разные стороны баррикад, общались, высказывая противоположные идеи.
Как по мне, диалогов такого формата нам и не хватало последние 6 – да и более того – лет. Мы наблюдали односторонние истории, где собеседники дули в одну дуду. Ну, иногда, для вида, в их идиллию вкрапляли какого-нибудь нанятого артиста вроде Ковтуна.
Тут же произошла несколько иная история. И случись она ранее, возможно, было бы меньше крови.
Это кажется абстрактным, может, странным даже, но начинать говорить необходимо. Пусть сейчас, пусть где-то для вида, пусть через объектив камеры и экран, но – надо. Потому что слишком много протекло в последнее время однозначности с претенциозным правом на аксиоматичную истину.
И я не идеализирую – ни в коем разе! – разговор Гордона и Стрелкова, у него были свои – весьма меркантильные – причины. Но если взглянуть на него под определённым углом, то, несомненно, идентифицируется больше пользы, нежели вреда.
И если подобное общение – двух сторон – продолжится в том или ином формате, с вовлечением новых участников, то российско-украинские отношения только выиграют от этого.
Вот только – продолжится ли? Повлияет ли, к примеру, инициатива Гордона на украинский телеконтент? Или он так и останется в режиме темников и методичек, где мнение из России не может озвучиваться в принципе? Было бы неплохо, чтобы зашевелились шурупы в головах, чтобы перенастроились антенны. Однако пока что «лучшие украинские умы» пытаются сообразить, за что и как прищучить Гордона, ибо «не надо нам тут этого свободомыслия». Как в том фильме: «Ты туда не ходи – ты сюда ходи». Вот и ходят – чаще всего строем по разнарядке. Без особых успехов, правда.
Платон Беседин