Продолжаются работы по реконструкции, расширению и совершенствованию самого северного аэродрома страны – Нагурское. В последние годы в интересах арктической группировки вооруженных сил на этой авиабазе были восстановлены или возведены различные объекты, построена взлетно-посадочная полоса и т.д. Прямо сейчас ведется новая стройка, направленная на повышение возможностей по базированию авиационной техники.
Новая полоса
Авиабаза Нагурское располагается на о. Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа). До недавнего времени авиация должна была использовать ледовую взлетно-посадочную полоса, пригодную для эксплуатации в течение 9-10 месяцев в году. С ее помощью в течение последних лет на острове осуществлялись основные проекты.В 2013-14 гг. Нагурское включили в план по реконструкции и восстановлению объектов военной инфраструктуры в Арктике. Согласно этим планам, в ближайшие годы на о. Земля Александры должна была появиться новая всесезонная взлетно-посадочная полоса со всей необходимой инфраструктурой. Появление такой ВПП позволило бы избавиться от характерных проблем и ограничений ледового аэродрома.
Строительные работы начались в 2016 г. и велись Спецстроем России. Тогда сообщалось, что строители на первом этапе должны отсыпать основание взлетно-посадочной полосы с расширением на концевом участке. Также были запланированы к постройке две рулежные дорожки, стоянки и другие объекты.В апреле 2020 г. Минобороны сообщило о завершении основного этапа работ и сдаче ВПП в эксплуатацию. Полоса длиной 2,5 км позволяет принимать большинство боевых и транспортных самолетов российских ВКС. Соответственно, появляются новые возможности по развертыванию и присутствию вооруженных сил в Арктике.К моменту официальной сдачи в эксплуатацию новый аэродром уже успел принять свои первые самолеты. Кроме того, его задействовали в учениях воздушно-десантных войск. Требуемые характеристики полосы подтвердили посадкой и взлетом тяжелых военно-транспортных Ил-76 с полезной нагрузкой.
В новостях о сдаче аэродрома также сообщалось, что строительные работы будут продолжаться. В ближайшее время планировалось удлинить ВПП, обеспечив прием более тяжелых машин, в т.ч. дальних бомбардировщиков. Также упоминалась необходимость строительства ряда новых объектов инфраструктуры.В августе прошлого года в зарубежной прессе появились свежие спутниковые снимки от оператора Planet Labs, показывающие текущее состояние Нагурского. К северу от существующей полосы появилась новая насыпь большой длины, на которой велось строительство дополнительного участка ВПП. Более того, строители успели уложить большую часть покрытия. Длина дополнительного участка полосы достигла 1 км.В марте этого года в зарубежных СМИ появился новый любопытный спутниковый снимок заснеженного аэродрома. На нем было видно, что центральная часть ВПП расчищена для выполнения взлета и посадки, причем снег убрали и с недавно построенного «северного» участка.
Строительство продолжается
В середине мая было объявлено, что по результатам последних работ длина ВПП на Нагурском доведена до 3,5 км. Аэродром уже может принимать самолеты тяжелых классов. При этом строительство еще не закончено, и прямо сейчас продолжается еще один его этап.19 августа 2021 г. Planet Labs вновь смогла сфотографировать аэродром Нагурское. Эти снимки закономерно привлекли внимание и разошлись по зарубежным изданиям. На них видно, что строительство взлетно-посадочной полосы завершено; нанесена необходимая разметка. Завершив ВПП, строители переместились на площадку возле северного торца, расчищенную в прошлом году. Сейчас там строят новую стоянку большой площади, и уже уложено около половины требуемого покрытия.Учитывая темпы строительства ВПП, можно предполагать, что «перрон» у ее северной части будет завершен в ближайшие месяцы. Также следует считать, что параллельно с этим строительством продолжается монтаж и установка различного аэродромного оборудования, незаметного при съемке со спутника. В результате этого до конца года Нагурское может приобрести окончательный вид, обеспечивающий полноценное обеспечение базирования авиации и решение поставленных задач.
Строительство новой взлетно-посадочной полосы на о. Земля Александры осуществляется в рамках более крупной программы восстановления и усиления присутствия нашей армии в Арктике. Аэродром уже использовался в нескольких операциях и мероприятиях, и в будущем подобная его эксплуатация продолжится – с получением новых важных результатов.В непосредственной близости от нового аэродрома находится база «Арктический трилистник». Именно вновь построенная ВПП теперь используется для снабжения и обеспечения деятельности ее гарнизона. Также аэродром принимал военно-транспортные самолеты, доставившие на остров береговой ракетный комплекс «Бастион». Несколько месяцев назад с Нагурского взлетели истребители-бомбардировщики МиГ-31К, участвовавшие в учениях «Умка». На весенних спутниковых фотографиях на стоянке был замечен самолет ДРЛОиУ А-50. Весьма вероятно, что в будущем аэродром примет технику и других типов.Очевидно, что военные объекты на Земле Франца-Иосифа имеют большое значение для национальной безопасности. Их можно с равным успехом использовать как для защиты северных рубежей страны и Арктики в целом, так и в целях стратегического ядерного сдерживания. Развернутая инфраструктура уже позволяет решать обе такие задачи с достаточной эффективностью.
Растущий потенциал
Высокая ценность Нагурского и других объектов в значительной мере обусловлена географическим положением. От Земли Александры до ближайшего континентального побережья (п-ов Ямал) более 1000 км, что позволяет вынести рубежи обнаружения и пункты базирования, а также увеличить площадь контролируемого региона.По известным данным, сейчас на о. Земля Александры развернуты радиотехнические комплексы ПВО, контролирующие значительную часть Арктики – северные подходы к российским рубежам. Благодаря аэродрому Нагурское появляется возможность развернуть истребители и обеспечить более надежное прикрытие границ. Защита островных баз от нападения возлагается на местную ПВО и береговые ракетные комплексы.При необходимости, Нагурское может стать аэродромом подскока для стратегических бомбардировщиков. Возможность посадки и дозаправки в 1000 км от континента существенно удалит допустимые рубежи пуска ракет и увеличит боевой радиус.
Впрочем, эксплуатация объектов на Земле Франца-Иосифа отличается особой сложностью. Суровый климат накладывает ограничения на строительство и эксплуатацию объектов, а также ухудшает условия для личного состава. Кроме того, имеются ограничения по снабжению баз и объектов. Основным способом перевозки грузов остается военно-транспортная авиация, тогда как доставка по морю затруднена.Таким образом, всего за несколько лет на о. Земля Александры появилось сразу несколько новых объектов вооруженных сил, предназначенных для увеличения присутствия в арктическом регионе. При этом ключевой стройкой является аэродром, способный обеспечить деятельность ВКС по решению разных задач, в т.ч. в интересах других видов вооруженных сил.Из последних данных следует, что текущие работы на аэродроме Нагурское приближаются к своему завершению, и уже до конца года он сможет приобрести окончательный вид. После этого удаленная авиабаза сможет стать постоянным или временным «домом» для самолетов и подразделений разного назначения – и серьезно усилить охрану северных рубежей страны.