В английском языке «если» значит «IF». И это удобное слово, когда мы говорим о танках, которых реально не существовало, но которые тем не менее вполне бы могли были быть. И сегодня мы продолжаем наш рассказ, начатый в предыдущем материале «Танки, которые вполне бы могли бы быть, но… не были».Начнем мы, как и в прошлый раз, со «времен оных», то есть с Первой мировой войны. Когда немцы разрабатывали A7V, то изначально планировали поставить на него 77-мм пехотное орудия. Но в итоге танк получил то, что получил. Хотя понятно, что иметь на танке орудие, имеющее снаряды взаимозаменяемые со снарядами пехотных орудий, очень выгодно. К тому же 77-мм, как никак, это 77-мм – это и мощь фугасного снаряда, и шрапнель и картечь… Снаряд этого орудия при попадании в английский танк уничтожал бы его первым же попаданием. Но – нет. Военные заявили, что танки – «дело новое», а вот им таких орудий не хватает в пехоте. Даже 20 пушек выделить для первых 20 машин им оказалось жалко. Чем это для них обернулось, мы знаем.
Затем Йозеф Фольмер разработал танк A7VU – «германский ромб», так сказать. Танк смогли построить только в 1918 году, а испытывать начали 25 июня, причем без спонсонов. Вооружаться он должен был опять-таки трофейными капонирными пушками «Максим-Норденфельд», захваченными в 1914 году в Антверпене. В чем-то танк получился лучше английских, в чем-то был хуже. Но он не был лучше A7V, и 12 сентября последовал приказ… разобрать его на металл! Сохранились чертежи еще трех вариантов этого танка, но строить их не стали. Танки оказались выше возможности германской промышленности. Она не могла наладить их выпуск в достаточном количестве.
«Глядя на это громоздкое многотонное сооружение, – написал об этом танке автомобильный король А. Хорьх, – я горько сожалел, что все работы по его созданию велись в такой спешке».
Затем немцам «не повезло» вторично. В 1928–1929 годах фирмы «Рейнметалл-Борзиг», «Крупп» и «Даймлер-Бенц» произвели шесть опытных танков «Гросстрактор». Поскольку Версальский договор запрещал Германии иметь танки, все машины отправили в СССР на полигон «Кама» под Казанью, где и испытали. Прототипы «Даймлер-Бенц» проехали всего 66 км. А вот танки «Рейнметалл» – более 1200 км. Был сделан вывод, что ведущее колесо должно находиться спереди, но в целом танки признали неудачными. Хотя на шоссе их скорость достигала 44 км/ч. Итог – два танка стали памятниками у казарм германских частей, а остальные в годы войны отправили в переплавку.
Нужно заметить, что германским конструкторам удавалось создавать интересные проекты боевых машин. Причем, особенно в годы Второй мировой войны. Но… экономические возможности страны не позволяли, как и раньше, претворять их в жизнь. Так, фирмой «Крупп-Грузон» в конце войны было создано самоходное орудие: 10.5 cm leFh 18/1(Sf) auf Geschützwagen IVb (105-мм легкая полевая гаубица 18/1 L/28 на шасси Geschützwagen IVb) под названием «Heuschrecke 10» (переводится «Кузнечик»). Изюминкой конструкции была съемная башня, которая могла стрелять с укороченного танкового шасси от Т-IV и при этом еще и буксироваться другими транспортными средствами, и устанавливаться в качестве дота. Начало выпуска было запланировано на февраль 1945 года, выпустили три экземпляра. И этим все и закончилось.
А еще у немцев в годы войны была страсть придумывать возможно больше самых различных применений удачному шасси. Самый яркий пример – шасси чешского танка 38t, на базе которого выпускали целый ряд машин, а планировали выпускать еще больше. Так, помимо известной САУ «Хетцер» («Егерь»), планировалось выпускать эту же машину, но с обозначением starr (нем. starr – «жесткий» или «неподвижно закрепленный»). Суть идеи в отказе от противооткатных устройств и жестком креплении пушки в корпусе. Выгоды: большая скорострельность из-за отсутствия времени на выкат-накат ствола, увеличение боевого отделения. «Безоткатное орудие» с жесткой установкой может стрелять много дольше, поскольку температурный режим его обусловлен лишь смыливанием нарезов и возможностью воспламенения метательного заряда в гильзе до закрытия затвора. Но всего этого можно легко избежать интенсивным охлаждением ствола водой. Немцы запустить не успели.А вот в СССР модель сочли перспективной. Несколько опытных образцов САУ «Хетцер-STARR» собрали, испытали и что-то взяли для 100-мм башенной установки И-100, спроектированной в 1955 году. Сама САУ «не пошла». В целом же у немцев планировался целый «букет» боевых машин на этом шасси.
Aufklärungspanzer 38(d) – разведывательный танк, с четырьмя вариантами вооружения.Bergepanzer 38(d) – БРЭМ для подразделений с боевой техникой на базе машин 38(d).Gerät 587 – универсальная легкобронированная орудийная платформа, разработанная для транспортировки 88-мм и 128-мм противотанковых орудий и 105-мм и 150-мм гаубиц путем усиления и удлинения базового шасси, с полностью или частичным бронированием вооружения с круговым обстрелом. Планировалось четырех- и пятикатковое шасси. Причем одна из САУ должна была иметь даже поднимающуюся рубку с орудием.
Планировалось выпускать и Gerät 589 – штурмовое орудие, вооруженное 280-мм мортирой – нечто явно из области фантастики.Так же был создан проект Halbgruppenfahrzeug – боевой машины пехоты с 20-мм автоматической пушкой, рассчитанной на восемь пехотинцев и трех членов экипажа.Была изготовлена, но на войну не успела, зенитная самоходная установка «Кугельблиц» (нем. Kugelblitz – «шаровая молния»), вооруженная двумя 30-мм автоматическими пушками.
Причем, нужно отметить, что, хотя производство танков и САУ на заводах Германии в годы войны непрерывно сокращалось, в Чехии выпуск САУ «Хетцер» на заводах «ВММ» (быв. «Прага») напротив, все время возрастал, поскольку эти заводы авиация союзников не бомбила. В итоге они сохранили свой производственный потенциал уже для нужд… социалистической Чехословакии.Что еще подводило германских конструкторов, так это постоянное стремление создать некую «супермашину». И вот с ней-то, уж точно, одержать верх над любым противником. Пошли у них хорошо безоткатные орудия – и тут же их начали ставить на танковые шасси. Появились настоящие монстры, вот, например, как САУ с 240-мм «безоткаткой», способной одним выстрелом уничтожить любой танк, но… на практике, оказавшейся совсем не такой хорошей. Во всяком случае, проект был, а вот до серийного выпуска дело не дошло.
Неудачным оказался и танк Т-III с бикалиберным орудием 75/55-мм. Сама по себе идея вроде бы была и неплоха: при использовании конического ствола обеспечить танк орудием с исключительно высокой бронепробиваемостью. Но на деле оказалось, что «овчинка не стоит выделки». Во-первых, быстро изнашивался ствол и падала меткость. Во-вторых, снаряды были дорогими. А в-третьих, выяснилось, что танк чаще всего стреляет совсем не по танкам, а по пехоте. А значит, ему нужны снаряды с большим зарядом взрывчатки, которую в бикалиберные снаряды поместить было невозможно. Кстати, по этой же причине и у нас в армии не пошли танки Т-34/57. Танки они подбивали хорошо, но с пехотой воевали плохо.
К концу войны немцы разработали очень интересный танковый концепт: серию танков «Е» (экспериментальные): Е-5, Е-10, Е-25, Е-50, Е-75 и Е100 – всего шесть машин, причем цифрами обозначался их вес. Для уверенного поражения танков противника на танк Е-75 планировалась установка 88-мм орудия с длинной ствола – лишь бы разогнать снаряд до максимально высокой скорости. Но одно дело создать одну такую вот опытную пушку и шасси, и совсем другое – много таких пушек и много таких танков. Реально серия «Е» света не увидела.Используя ходовую часть танков «Тигр» и «Королевский тигр», немцы планировали на их основе и ряд САУ, сконструированных таким образом, чтобы их шасси использовать для разных орудийных установок. Работы были начаты в июне 1942 года, но к концу войны построили и испытали всего одну из них. Главной особенностью было заднее расположение орудийной платформы, на которой могли устанавливаться такие орудийные системы как 170-мм (Gеrаt 809); 210-мм (Gеrаt 810) и 305-мм (Gеrаt 817). Фирмы «Крупп» и «Шкода» взялись за реализацию проекта и создали прототип. Операционные углы для 170-мм орудия составляли 0 и +50°, для 210-мм – 0 и +50°, у 305-мм они были +40° и -75°.
При этом стволы автоматически поднимались на угол в 40° для заряжания. Вес установок составлял 58 т. Экипаж – 7 человек. Надо сказать, что опыт САУ «Фердинанд» их создателям пошел на пользу, и на этих машинах оборонительное пулеметное вооружение из пулеметов MG-34 и MG-42 в лобовом листе корпуса было предусмотрено. Максимальная толщина не превышала 50 мм. Машины получились неплохие, но вот как, где и против кого немецкие генералы собирались их использовать?
Правда, отдадим должное немецким конструкторам: в платформу для пушки они могли превратить любое гусеничное шасси. Например, шасси гусеничного трактора «Ост» фирмы «Штайр». На его основе была сделана самоходная пушка, оснащенная орудием ПАК 40/1 7,5 см. Полностью открытая, прикрытая броней только спереди и орудийным щитом, примитивная донельзя – такая вот это была конструкция. И тем не менее на ней воевали! Машина понравилась самому Гитлеру. Была дешевой, прочной и имела высокий клиренс, то есть хорошую проходимость. Правда, стрелять из нее приходилось сидя на полу, так как никаких сидений предусмотрено для расчета пушки не было. Но до конца войны выпустили всего лишь 60 машин этого типа.
Bсе цветные иллюстрации выполнены А. Шепсом.