«Скорпион-ЛША-2» с жестким металлическим верхом и автоматическим гранатометом на открытой турели
Фото ©ЗАО «Корпорация «Защита»
Министерство обороны России заключило договор с ЗАО «Корпорация «Защита» на поставку в войска нескольких десятков бронированных автомобилей «Скорпион-ЛША-2Б». Легкими штурмовыми автомобилями (ЛША) к 2018 году должны снабдить подразделения специального назначения Вооруженных сил РФ. Об особенностях новой бронемашины, импортозамещении комплектующих, результатах государственных испытаний, а также других разработках предприятия я побеседовал с заместителем главного конструктора «Защиты» Виктором Севастьяновым.
- Чем «Скорпион-2МБ» отличается от «Скорпион-ЛША-2Б»?
- Ничем, в принципе. Это нами же придуманные индексы, чтобы различать машины для Минобороны и для остальных заказчиков. Могут быть небольшие отличия, например, если инозаказчик потребует заменить некоторые применяемые материалы для большей стойкости к атмосферному воздействию.
- В апреле-мае этого года некий бронированный «Скорпион» проходил апробацию в чеченском ОМОНе. Это был 2МБ? Какие результаты показала машина? Закупит ли ее МВД?
- (осторожно) МВД будет брать эту машину. В принципе, это министерство давно ее хотело приобрести, при этом не проводя испытания. Есть такая практика: если машина принята на снабжение Министерства обороны, то МВД просто проводит апробацию автомобиля, не занимаясь техническими испытаниями: пробеговыми, на обстрел, на подрыв. Просто смотрят конструкторскую документацию, акты государственных испытаний.
Пока контракта нет, но мы надеемся на его заключение.
- В какой комплектации МВД желает видеть «2МБ»?
- В первую очередь им нужна версия не просто для перевозки личного состава, а с двумя вариантами вооружения. Первый – это турель, но пока еще заказчик не решил это будет открытая турель или защищенная. Второй – с боевым дистанционно-управляемым модулем.
«Скорпион-ЛША-2» с жестким металлическим верхом
Фото ©ЗАО «Корпорация «Защита»
- Интересуется ли Министерство обороны небронированными версиями «Скорпиона»: «ЛША-1» и «ЛША-2»?
- В этой машине видел определенную потребность в свое время Шаманов. Для выполнения патрульных задач подразделениями воздушно-десантных войск. Выражает интерес к этой машине и Военно-медицинское управление, как к замене устаревшей «таблетки» от УАЗа. Очень интересовалось Главное управление связи ВС РФ: для фельдъегерско-почтовой связи.
Есть предложения по размещению в машине радиостанций, станций пассивной локации и даже переоборудования в машину аэродромного обслуживания: перевозка оборудования дли диагностики летательных аппаратов.
- Выражают интерес, но не заказывают?
- Пока так, но считаю, что этот вопрос сдвинется с мертвой точки уже в следующем году. Но многое будет зависеть от финансового благополучия в стране, в целом.
- Расскажите немного подробнее о машине для медицинской эвакуации.
- В базовой модели уже есть места для крепления носилок по бортам автомобиля. Носилки прекрасно помещаются внутрь, ну, может быть в итоге немного удлиним корпус. Но повторюсь, что даже в базовой комплектации уже можно перевозить носилки с двумя ранеными.
Возможный внешний облик медицинского автомобиля на базе «Скорпион-ЛША-2»
©ЗАО «Корпорация «Защита»
- Есть ли в планах бронирование двигательного отсека на «ЛША-1, -2»?
- Нет, это приведет к утяжелению машины.
- Установка вооружения на турель, так понимаю, также «съест» пару мест десанта?
- Мы специально предусмотрели, что часть сидений в десантном отделении будет складывающимися, чтобы на эти места можно было поставить стеллажи под боекомплект. Все элементы крепления для стеллажей предусмотрены изначально, поэтому машину можно переоборудовать прямо в полевых условиях.
- Помнится, несколько лет назад проводились эксперименты по установке на «ЛША-2» гусеничных движителей, с возможностью замены на колесный ход и обратно. Это были требования военных?
- Нет, это было требование наших частных заказчиков, которые были большими экстремалами, очень любили охоту.
- То есть, это были гражданские лица?
- Да. Они купили у нас машину, занимались ее доработкой, потому что напрямую поставить гусеничные движители невозможно. Там нужно дорабатывать узлы подвески, обеспечивать непроворачиваемость гусеничных движетелей относительно корпуса… По моему мнению, какого-либо существенного повышения проходимости это не дает.
Такая машина сделана в единственном экземпляре, но и то не нами. Мы только консультировали по тем или иным вопросам.
Автомобиль с гусеничными движителями на базе «Скорпион-ЛША»
Фото ©ЗАО «Корпорация «Защита»
- В свете устремлений в Арктику, где наши военные проявляют повышенную активность в последнее время, не хотите предложить машину с гусеничными движителями армии?
- Ресурс этого движителя, с моей точки зрения, небольшой. Та же резиновая лента, множество мелких пластиковых роликов… В условиях низких температур в Арктике тот же пластик не знаю, как себя может повести. Да и управляемость: поворот-то требуется осуществить за счет поворота передних гусеничных движителей, а значит и усилия на руле, даже при наличии гидроусилителя, резко возрастают. Быстро повернуть руль нельзя, а на месте это сделать так и вообще невозможно. Слишком много «но».
- Цитата из интервью генерального директора предприятия С.Старуна: «В 2014 году Корпорация «Защита» начала сотрудничать с Минским заводом колесных тягачей (МЗКТ). Они готовы оказать нам помощь в изготовлении некоторых деталей на наши «Скорпионы».
О каких деталях идет речь?
- Работа проводится. Они готовы нам помочь по некоторой номенклатуре деталей к подвеске, рычаги, шаровые опоры, наконечники рулевых тяг. Пытались договориться о производстве на их базе нашей раздаточной коробки, но возникли определенные проблемы с размерностью деталей: станки на МЗКТ ориентированы на изготовление деталей большого размера. По некоторым позициям они просто не могут сделать те небольшие детали, которые нам нужны.
- Текущая партия «Скорпионов» уже будет изготовлена, в том числе, и из комплектующих, выпущенных на МЗКТ?
- В этой партии, по всей видимости, этих комплектующих не будет, т.к. коллегам потребуется время на организацию производства. Но всю документацию, которую посчитали нужным, мы уже им передали. Работаем.
- Опять же цитата из интервью Старуна за 2014 год: «Со своей стороны мы участвуем в программе изготовления бронированных кабин для белорусских тяжелых тягачей, предназначенных для российской армии. Первоначально они заказали нам два опытных образца».
Это сотрудничество продолжается?
- Сотрудничество продолжается, но конкретные типы машин я не буду называть. Контракта на серию машин нет, но над отдельными образцами работаем по отдельным же договорам.
- Для «Булата» и «Скорпион-ЛША-2Б» разработан опытный образец разведывательно-огневого комплекса (РОК).
- Это модуль, который обеспечивает автоматизацию процесса планирования, принятия решений, постановки задач, организацию огневого поражения, всестороннего обеспечения оперативного управления разведывательных, антитеррористических и десантно-штурмовых подразделений.
Пример, как его можно использовать. Военнослужащий с дальномером находится на расстоянии до 1 км от машины. Он производит замер дальности до цели, определяется местоположение самого военнослужащего на местности, определяется азимут на цель. На все эти вычисления потребуется порядка 1 секунды, после чего вся информация появится на планшете командира комплекса и дисплее наводчика: «цель №1», «цель №2» и т.д. Командир может получить до десяти таких отметок, выбрать первоочередную и указать ее наводчику. Далее наводчику достаточно нажать на метку цели на экране и вооружение модуля автоматически наведется на цель. Нам пока не удалось добиться абсолютно точного автоматического наведения марки прицела на цель, сейчас расхождение составляет порядка 2 градусов, но цель явно видна в поле прицела. Потребуется ручная донаводка. В итоге от определения дальности до цели до непосредственно стрельбы проходит всего 5-7 секунд.
Отмечу также, что замеры может производить сам наводчик со своего рабочего места, а также получать их с беспилотного летательного аппарата. Пусковая для БПЛА перевозится в сложенном состоянии внутри машины, а для запуска устанавливается на крышу автомобиля.
- Машина прошла какие-либо испытания? Апробацию в силовых ведомствах?
- Пока ее испытываем только своими силами. Интерес к ней проявили ВДВ, Министерство внутренних дел.
- Машина же и десант может перевозить?
- Конечно. В том же «Скорпион-ЛША-2Б» комплекс займет примерно столько же места, что и модуль ДУМВ. Т.е. в машине поместятся 4 десантника, наводчик, командир и водитель.
*****
Техника «Защиты»: «Скорпион-ЛША-2Б»
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас