Президент США поступил как чистый коммерс, обменяв Билль о правах на дополнительные 3 млрд долларов
В минувшую пятницу 15 февраля 2019 года Дональд Трамп отменил действие американской конституции, введя в стране чрезвычайное положение. В действительности оно, конечно, весьма далеко от военного, о котором сейчас взахлеб пишет пресса. Прежде всего, западная. Более того, подобный шаг прямо предусмотрен Биллем о правах, принятым 17 сентября 1787 года в Филадельфии и ставшим основным законом США. Однако он впервые в истории американского государства применен в качестве инструмента внутрипартийной и внутриклановой борьбы, что неизбежно будет иметь весьма далеко идущие последствия для Америки в целом.
Почему Трамп так ратует за стену? Дело в том, что остановить приток цветного населения со всей Южной Америки до Мексики включительно в США с учетом его рождаемости – это единственный шанс оставить эту страну с доминирующим белым населением. В противном случае, прибывающий без всяких ограничений электорат демократической партии окончательно через 30-40 лет превратит США в одну из латиноамериканских стран по национальному составу со всеми вытекающими отсюда выводами.
Изначально возможность вводить в стране, образно говоря, прямое президентское правление предусматривалась как чрезвычайная мера на случай возникновения чего-то слишком нештатного и очевидно фатально угрожающего всему государству, когда обычный механизм принятия и исполнения управленческих решений явно не годился.
Лежащие в основе Билля о правах принципы демократического разделения властных полномочий подразумевают обязательность коллективного руководства на основе безусловности общественного одобрения планируемых действий. Сначала идея должна пройти многочисленные обсуждения, согласования, увязку с другими взглядами, прежде чем выступающий от лица народа Сенат даст согласие действовать определенным образом и, самое главное, выделит на это бюджетные деньги.
Однако отцы-основатели отдавали себе отчет в том, что может возникнуть нечто такое, когда времени на говорильню не останется. На этот случай по конституции президент США может вводить в стране чрезвычайное положение, предоставляющее ему право принимать решения самостоятельно. В том числе, финансовые.
Тут важно отметить, формально всеобщего "закона о ЧП" в США нет. Конституция лишь констатирует, что президент, "когда обстоятельства того требуют, может", тем самым оставляя на усмотрение самого хозяина Белого дома как области введения ЧП, так и их состав в части полномочий. Относительный порядок в этом вопросе в Америке появился только после принятия National Emergencies Act 1976 года.
Впрочем, очень-очень относительный. Как подсчитал Центр юстиции Бреннана Нью-Йоркского университета, сегодня в Соединенных Штатах действует примерно 30 официально объявленных "больших" и до 123 "малых" чрезвычайных положений по разным вопросам. Например, 26 октября 2017 года Трамп объявил режим ЧП в сфере здравоохранения в связи с кризисом распространения опиатов в стране, который действует по сей день.
Так что юридически никакого "дворцового переворота" в США не случилось. Даже очень тенденциозные и предвзятые противники нынешнего президента вынуждены признать, что закона он не нарушил, хотя его «дух», безусловно, попрал, но к делу это не подошьешь.
Считается, что случившееся имело место в виду конфликта между хозяином Овального кабинета и обеими палатами Капитолия. Одним из пунктов программы Трампа было обещание отделить Америку от Мексики глухой стеной, как единственный реальный способ остановить нелегальную миграцию и происходящий "с юга" наркотраффик.
В некоторой степени рациональное зерно в такой позиции, безусловно, есть. Но спорить о его размере беспредметно, так как вопрос давно приобрел значение фетиша. Трамп пытается делать то, что он считает нужным. Конгресс, в основном занимаемый его противниками, всеми силами стремится "денег Трампу не давать". Зачастую просто из вредности. Говорить о логике действий демократов сегодня не приходится. Достаточно почитать инициативы конгрессвумен Александрии Окасио-Кортес.
Словом, уперлись там обе стороны. Трамп запросил на строительство стены с Мексикой 5 млрд долларов. Конгресс сначала не дал ни копейки. Это привело к самому длинному в истории США шатдауну. По подсчетам Reuters Америка на нем потеряла 6 млрд долларов и опасно приблизилась к началу коллапса государственного аппарата. Считается, что первыми нервы сдали у конгрессменов, в итоге представивших на подпись президенту согласованный бюджет страны на 2019 год с выделением "на стену" 1,4 млрд. Но Трамп, вместо принятия компромисса воспользовался правом "на опрокидывание шахматной доски" и ввел в США еще одно чрезвычайное положение. Теперь уже всеобщее.
Как заявил Белый дом, в новых условиях государство выделит на строительство не 5, а уже 8 млрд долларов, из которых 1,4 млрд Конгресс уже дал. Примерно 3,6 млрд президент возьмет из бюджета Пентагона на военное строительство (строить стену, кстати, будет Инженерный корпус армии США, хотя, полагаю, явно не сам, а через контракты с подрядчиками). Еще 2,5 млрд будут перенаправлены из бюджета, выделенного на борьбу с наркотиками; и 600 млн зачерпнут из конфискационного фонда министерства финансов.
Словом, на первый взгляд, Трамп поступил как обычная бизнес-акула капитализма. Нашел лазейку и прогнул соперника через колено. Да еще с профитом в 3 млрд долларов относительно изначально заявленной цифры. Но глобальный смысл произошедшего серьезно глубже.
По американскому законодательству, если в подписанной бумаге не указывается иное, введенное Чрезвычайное положение официально установленного конечного срока действия не имеет. Воспользовавшись конфликтом якобы только локально вокруг Великой Мексиканской Стены, нынешний глава исполнительной власти Америки теперь получил возможность прямо игнорировать политических противников в других ветвях власти.
Понятное дело, закусывать удила и рулить наплевав вообще на всех не сможет даже он, так что из всего обширного арсенала полномочий Трамп, скорее всего, пользоваться будет лишь тем, что непосредственно касается финансирования строительства. Однако можно быть уверенным, что до выборов 2020 года это ЧП отменено не будет. А в случае его победы на них оно имеет все шансы продлиться и до 2024.
В общем, впервые в истории США ее президент отменил в стране конституцию полностью и теперь сам решает, что из Билля о правах соблюдать, а что можно подвинуть. Учитывая финансовый масштаб его оппонентов, с новыми правилами они согласятся очень вряд ли. Значит, следует ожидать с их стороны нестандартных ходов. Надежды организовать "узурпатору" импичмент они не испытывают. Тем самым очень сильно повышаются шансы попытки практической реализации проекта "Зеленого нового курса" все той же Окасио-Кортес. Со всеми вытекающими последствиями...
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас