С чего начать? Какой путь выбрать? Именно этими вопросами задаются сейчас все: от «патриотов» до правительства. От Луганска и до Львова.
Как жить дальше?
Сейчас пытаются выстроить новую экономическую матрицу Украины. Причем одновременно этой проблемой озадачились и на Западе, и внутри страны. Наверное, нет ничего странного в том, что рецепты у всех заинтересованных лиц сошлись.
Даже не знаю, кто у кого украл идею.
Что нам приготовил Запад?
Киевский Майдан стоял за «европейский выбор Украины». По крайней мере, это официальная версия, от которой пока никто не хочет отказываться. На фоне военных действий, на которые, как известно, все всегда списывается, на системные проблемы украинской экономики особенно никто не обращал внимания. Но все в мире, в том числе и войны, имеет свойство заканчиваться. Приходит время выполнять свои обещания и оценивать первые результаты проделанной работы.
Фактически уже год Украина живет в соответствии с экономической частью евроассоциации, подписанной президентом Порошенко в июне 2014 года. Вы не заметили? Странно. А ведь именно с ноября 2014 года ЕС снял перед украинскими товарами все заградительные пошлины, требуя взамен сделать то же самое со стороны Украины 1 января 2016 года.
Не все, конечно, а только те, которые были записаны в договоре.
Первый год жизни по «ассоциативным» правилам торговли показал (как и предсказывалось), что данная матрица развития экономики будет гибельна для украинского машиностроения. Эта некогда мощная отрасль украинской промышленности в 2013 году была еще на плаву и имела неплохие шансы на развитие в рамках Таможенного союза. Но так как в «честной конкурентной» борьбе выиграл другой путь развития страны, то и отрасль быстро пошла на дно. Фактически закрылись или резко сократили объемы выпуска продукции флагманы украинского машиностроения: ЮМЗ, ГП «Антонов», Крюковский завод и многие другие предприятия. Западу не нужны наши вагоны, самолеты, ракеты. Западу нужны рынки сбыта и сырье.
Недавно в Канаде прошла конференция, посвященная, в том числе, и будущему украинской экономики. На ней выступил старший научный сотрудник Института мировой экономики Петерсона Андерс Аслунд:
"Сельское хозяйство, высокие технологии и выход на европейские рынки могут стать тремя основными двигателями восстановления украинской экономики".
Ему вторят «эксперты» и внутри Украины:
"Понятно, что экспорт продуктов питания не сможет компенсировать потерю экспорта металла, а особенно экспорта машиностроения. Но при этом Украина сможет действительно меньше зависеть от России и СНГ и больше ориентировать на Азию и ЕС. И, тем самым, обеспечить себе место в мировом разделении труда как мировой кормилицы, которая за счет своих земель сможет кормить миллионы, если не миллиарды людей. Для Украины теперь аграрный бизнес становится самым главным и перспективным направлением бизнеса на многие годы, если даже не столетия".
Итак, имеем три столпа новой экономической модели Украины. Синхронность появления этой новой экономической модели Украины за рубежом и внутри страны говорит о том, что именно она и есть то светлое новое европейское будущее, которое нам уготовил Запад.
В нем нет места ни машиностроению, ни даже металлургии, отрасли, которая до сего дня является флагманом тяжелой промышленности страны. Примечательно, правда? А потому стоит ли удивляться, что украинские металлурги быстро и бесповоротно теряют свои традиционные рынки. Кто-то скажет: война, - и будет неправ. Это не война, это политика.
Давайте кратко оценим перспективы будущих «флагманов» украинской экономики. Насколько они способны решить проблемы страны и вывести ее в число экономических лидеров.
Сельское хозяйство
Украина обладает самыми большими площадями черноземов. Это вам скажет каждый украинский ученик старше 10 лет. Сможет ли это стать тем локомотивом, который вытянет страну из нынешнего состояния?
На сегодняшний день украинское сельское хозяйство развивается путем увеличения производства четырех «базовых» культур: подсолнечника, кукурузы, пшеницы, ячменя.
Все остальное вторично и работает на интересы внутреннего рынка. Причем емкость этого рынка постоянно уменьшается. Особенно в последние два года. 85% продуктов на Украине и так местного производства, а потому экстенсивно рынок расти уже не может. Обнищание населения также не способствует росту этого рынка (за счет увеличения норм потребления продуктов питания).
Подсолнечник. Культура капризная и не освоенная производителями ГМО семян, а потому кратный рост урожайности невозможен в принципе. Подсолнечник к тому же очень истощает землю, а потому есть ограничения по севообороту, которые по большей части игнорируются. А потому вал 10-12 млн тонн - это, скорее, тот максимум, который может быть выращен на Украине на этом этапе. Не случайно эта чрезвычайно выгодная для производителей культура выращивается именно в данном объеме. Нарастить его можно, но ненадолго, и это роковым образом скажется на будущем отрасли и производстве других культур, над увеличением урожайности и, соответственно, прибыльности которых как раз есть смысл поработать.
Зерно (пшеница, кукуруза, ячмень). Валовой сбор зерна в последние годы достиг 60 млн тонн, что вывело Украину в тройку мировых лидеров по экспорту зерновых. Благодаря интенсификации выращивания культур (ГМО в первую очередь) можно довести урожай до 100 млн тонн. Это теоретический предел, который превзойти в нынешнем технологическом укладе невозможно. Это даст стране добавочные 40 млн тонн или 10 млрд долларов (по нынешним ценам).
Может это стать локомотивом непрерывного роста? По-моему, ответ очевиден. Мы сейчас говорим о продуктах не конечного потребления, а промежуточного. Добавочная стоимость его крайне низка и сильно зависит от природных факторов, которые могут стать и неблагоприятными. И что тогда?
Есть еще один аспект. Черноземы на Украине прекрасные, но хищническое их использование способно истощить земли уже через 50-80 лет.
Причем 10-15 из них уже прошли. Падение качества земель, за которым никто не следит на государственном уровне, превратит урожаи сначала из обильных в хорошие, а затем и в средние. Кукуруза и подсолнечник для земель - очень тяжелые культуры, а одну пшеницу тоже сеять нельзя.
Готовые продукты питания. Это, конечно, было бы решением, особенно в контексте углубления связей с ЕС. Но как раз с этими товарами Украину в Европе никто не ждет. В странах ЕС и своих продуктов питания хоть отбавляй. Самим было бы куда поставлять. Да и номенклатура украинских готовых продуктов - это неэксклюзивные сорта сыра и вина. Это дешевый сегмент: подсолнечное масло, мясо птицы и т.д. Да, их производство, в теории можно и увеличить, но… Во-первых, это сразу уменьшит экспорт продукции растениеводства (потому как живности нужны корма), а во-вторых, это на сегодня просто убыточно.
По оценкам государственной службы статистики, прибыльным на Украине в 2015 году будет только растениеводство и производство яиц. Другие секторы животноводства покажут убыток. Причем данная тенденция прослеживается уже очень давно. Потому животноводство никак не сможет стать локомотивом экономики. Скорее всего, эту отрасль и далее ждет стагнация и даже сокращение под напором потока подешевевших товаров из Европы.
Итак, мы вынуждены констатировать, что сельское хозяйство не имеет резервов, которые могут сделать отрасль долгоиграющим локомотивом экономики. В современных экономических условиях это конкурентоспособная отрасль народного хозяйства и не более. У нее есть свой очень невысокий потолок роста и значительные сдерживающие факторы. Причем в данной ситуации «открытый» рынок ЕС никак не поможет Украине, а, наоборот, станет помехой.
Высокие технологии
Не знаю, о каких высоких технологиях идет речь в докладе Аслунда, но в голову приходит только одно: IT-рынок. На Украине в последние годы этот сегмент развивался быстрее всего. Еще при правительстве Азарова (2013 год) стратегия развития IT-рынка Украины предусматривала его 1,5-кратный ежегодный рост, что могло в перспективе 5-7 лет вывести данную «отрасль» народного хозяйства в лидеры. По крайней мере, по экспорту. Формально для этого было все: дешевая, но квалифицированная рабочая сила, стабильность в стране, достаточно развитая интернет-инфраструктура.
Но грянула война. Пока еще все выглядит довольно неплохо в сегменте аутсорсинга (удаленной работы). Обедневшее население берется за любой заработок, лишь бы не впасть в нищету. Все это в 2014 году дало прирост отрасли на 20-30%. Но, с другой стороны, именно в прошлом году начался тренд бегства больших и средних IT-компаний за рубеж. Этот процесс уже не остановить. В 2015 году он только набирал обороты. Компании вывозят из зоны нестабильности ценные кадры. Обычно в страны Европы: Германию, Польшу, Болгарию, Венгрию. Причем уходят именно квалифицированные кадры, которые могли стать ядром для заявленного экономического рывка. Обычные «сортировщики» фотографий и «копипастеры» - это миллионы людей, но это и «низкая» прибавочная стоимость.
Как зерно в с/х: тонн много, а денег мало.
Открытый рынок ЕС
Над этим на Украине экономисты уже даже не смеются. Наоборот, в СМИ пошла волна критики. «Эксперты» разочарованы текущей ситуацией. Первый год работы режима «открытых» границ показал, что эффект от снятия части пошлин никак не сказался на росте экспорта товаров украинского производства в страны ЕС. За девять месяцев 2015 года падение экспорта товаров из Украины составило 34%. Ровно столько же потерял и экспорт в страны ЕС.
Вывод
Украину ждет жалкое будущее аграрного придатка. Лишнее на сегодня население либо станет постепенно мигрировать в более богатые страны, либо будет занято низкоквалифицированным трудом с удаленным местом работы.
Без социальной защиты и без гарантии пенсионного обеспечения.
Фактически это и есть то будущее, к которому нас готовили изначально при подписании «ассоциации» с ЕС. Если кому оно нравится, то марш учиться на аграриев и операторов машинного доения, иначе вы можете просто не вписаться в новый украинский рынок.
Источник: http://politrussia.com
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас