В четвертом номере за 2016 год британского военного журнала "The Royal Armoured Corps Journal" (издание Королевского бронетанкового корпуса - Royal Armoured Corps - армии Великобритании) опубликована статья Joan P. Holloway "Saxon APCs Rehabilitated Himself in Ukraine After 30 years of Underestimation in the British Army", содержащая ряд небезынтересных сведений о приобретенных Украиной известных старых британских колесных бронетранспортерах Saxon AT-105.
Когда отчаянно нуждающееся в оружии для самозащиты украинское демократическое правительство, ставшее жертвой жестокой гибридной войны со стороны возрождающейся агрессивной России Владимира Путина, в 2014 году за смешные деньги купило через частного британского посредника 75 списанных из состава британской армии колесных бронетранспортеров Saxon выпуска 1980-х годов, это вызвало многочисленные кривые усмешки как в самой Великобритании, так и на Украине. "Старые уродливые тыквы" - такие воспоминания оставили о себе Saxon у многих британских военнослужащих, сравнивавших их в период службы с новейшими БМП Warrior и танками Challenger. Сами украинцы рассматривали эту покупку как очевидно временное решение до получения более современных машин с Запада.
Год спустя после прибытия Saxon на Украину оценки кардинально изменились. Представитель британской консультативной военной миссии на Украине майор Питер Кэмпбелл (Peter Campbell), отвечающий за оказание содействия в освоении украинцами западной автомобильной и бронетанковой техники, говорит, что его украинские подопечные в восторге от Saxon.
"Я тоже первоначально был удивлен покупкой Saxon, и думал, эй, что за металлолом они притащили", - сказал майор Кэмпбелл, - "Но теперь я вижу, как многие в Британии ошибались относительно Saxon".
C лета 2015 года БТР Saxon активно использовались украинскими силами во многих локальных столкновениях с прорусскими сепаратистами и путинскими "прокси-войсками", показав превосходные боевые качества - в первую очередь, высокий уровень защиты.
Украинский солдат Тарас "Воробей" из 95-й пехотной [видимо, аэромобильной - bmpd] бригады, воевавший на одном из Saxon, говорит: "под Мариновкой (украинская деревня, отбитая у сепаратистов в июне прошло года) два сепара выскочили перед нами и поливали мою машину из пулеметов Калашникова с каких-то десяти ярдов в упор. Это было как град по железной крыше, но ни одна пуля не пробила броню".
"Да, теперь все видят, что такое настоящая шеффилдская сталь" - улыбаясь, говорит майор Кэмпбелл. - "По опыту боев здесь, полдюйма брони Saxon равны дюйму брони у русских".
Один Saxon был окружен русскими казаками, которые так и не смогли с ним ничего сделать. "Мы покрошили их всех в "русский салат" - похваляется другой украинский солдат Иванко "Набатко" [так в тексте. - bmpd]. Украинцы оснастили часть полученных Saxon впечатляющим вооружением из смонтированных сверху двух или трех 7,62-мм и одного 12,7-мм пулеметов, превращающих эту машину в "огневого ежа".
По меньшей мере два Saxon пережили попадания из РПГ-7. Украинцы на британский манер оснастили некоторые бронетранспортеры импровизированными решетками, служащими экранами против РПГ-7, еще более усилив их защиту. "Они хорошо учатся" - говорит Кэмпбелл.
Минная стойкость Saxon также поразила украинцев и британцев. Несколько машин подорвались на минах и IED, но при этом ущерб и людские потери были меньше, чем у используемых украинской армией якобы машин MRAP украинского производства или купленных ОАЭ. "Они берут старый грузовик, вешают на него броню, и говорят, что это MRAP. Еще они покупают тоже самое, только хорошо покрашенное, за какие-то бешеные деньги в Эмиратах. Это печально", - говорит Кэмпбелл, имеющий опыт боевых действий на машинах MRAP в Афганистане. - "Наш древний Saxon впечаляет и здесь".
Несмотря на 30-летний возраст, моторы, трансмиссии и подвески старых Saxon работают на Украине очень хорошо. "Многие спрашивали меня: [моторы] Bedford, это что за марка? Где взять для них запчасти? Спустя год боевой работы вопросов уже нет - все видят, что Bedford запчасти практически не нужны, там все как новое". - рассказывает майор Кэмпбелл, - "Я всегда говорю, что это по уровню как Rolls-Royce Phantom 50-летней, или может быть, 80-летней давности. Сейчас такое уже не делают, это то, чем славилась Британия".
Моторы Bedford вполне выдерживают полевую эксплуатацию, спокойно перенося, к примеру, недолив масла и других жидкостей (чем часто грешат украинцы).
"Американцы передали украинцам целую гору своих старых Humvee, на которых нельзя ездить, поскольку у них у всех рассыпаются покрышки на колесах. А слышали-ли вы что-нибудь о каких-нибудь проблемах с покрышками у украинских Saxon?" - с удовлетворением задает вопрос Кэмпбелл.
В результате Saxon сейчас рассматривается одна из наиболее ценных бронированных машин украинской армии. Вдохновленное опытом их использования, министерство обороны Украины в контакте со своими британскими коллегами начало осуществлять программу закупки дополнительных Saxon.
Это весьма нетривиальная задача, с учетом того, что в британской армии БТР Saxon были недальновидно окончательно сняты с вооружения в 2008 году - на фоне убаюкивающих речей политиков о наступлении эры мира в Европе. Теперь из более чем 600 британских машин Saxon на хранении у британского министерства обороны остаются считанные единицы. Остальные разошлись по рукам всевозможных частных посредников в Соединенном Королевстве и даже Соединенных Штатах, а до 100 машин были подарены африканским Сомали и Мозамбику.
Майор Кэмпбелл, возглавляющий с британской стороны проект закупки для Украины БТР Saxon, говорит, что его подчиненные просматривают буквально все места стоянок, где сейчас отстаиваются списанные машины. "Конечно, далеко не все уже годны, но мы нашли до 160 кондиционных машин в Британии и до 50 в Штатах, и сейчас оформляем контракты на их покупку" - говорит майор, - Надеюсь, что уже в 2016 году они начнут прибывать на Украину".
Найденные в разных местах машины необходимо тщательно проверить, испытать, покрасить и доукомплектовать. По словам украинского источника, украинское правительство выделило "десятки миллионов долларов" на эту программу. Британия также осуществляет определенное содействие, хотя и не финансовое.
Еще одним источником БТР Saxon для Украины стала Африка. Если сомалийские, как и поставленные еще в 1980-е годы нигерийские, можно считать "невозвращаемыми" из этих погрязших в гражданских войнах странах, то 25 Saxon, подаренных британским правительством в 2013 году Мозамбику, оказались ценным трофеем для майора Кэмпбелла. При участии украинского посольства в Мозамбике, майор Кэмпбелл смог договориться о выкупе 19 еще остававшихся в более или менее приличном виде Saxon у мозамбикской армии. В феврале 2016 года эти 19 машин были ночью тайно погружены на судно, вышедшее на Украину.
Русские, имеющие сильные позиции в Мозамбике с коммунистических времен, пытались помешать этой сделке. "Я знаю, что они давали кое-кому там деньги. Но, как я понимаю, украинцы дали больше. Так там делаются дела", - смеется Кэмпбелл.
Высказывавшиеся в прошлом году некоторыми на Украине идеи насчет переделки Saxon в небоевые командные или медицинские машины уже давно отставлены (хотя часть машин и успели использовать для эвакуации раненых). Теперь украинская армия намерена оснастить закупаемыми БТР Saxon несколько элитных батальонов - в частности, воздушно-десантных сил.
"Я думаю, что Saxon - это сейчас одна из тех вещей, которых Владу Путину стоит опасаться в украинском арсенале", - говорит майор Кэмпбелл.
Списанные британские бронетранспортеры Saxon AT-105, отобранные для приобретения Украиной (с) The Royal Armoured Corps Journal
Приобретенные у Мозамбика бывшие британские бронетранспортеры Saxon AT-105 перед погрузкой для отправки на Украину в морском порту Мапуту, февраль 2016 года (с) Peter Campbell / The Royal Armoured Corps Journal
Источник: http://bmpd.livejournal.com
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас