В октябре 2022 г. российская армия впервые провела атаку украинских объектов с использованием ударных беспилотных летательных аппаратов «Герань-2». Теперь такая техника применяется регулярно и наносит серьезный ущерб противнику. Украинские формирования быстро оценили угрозу от новых российских БПЛА и пытаются принимать различные меры. Тем не менее, попытки модернизации ПВО для борьбы с «Геранями» пока не дают желаемого результата.
Характер угрозы
Изделие «Герань-2» представляет собой БПЛА схемы «бесхвостка» с размахом крыла до 3 м и массой порядка 200-250 кг. Аппарат оснащен двигателем внутреннего сгорания с толкающим воздушным винтом. Скорость полета не превышает 170-200 км/ч, но достигается дальность не менее 1000-1500 км. Полет осуществляется на высотах от десятков метров до 3-4 км.Беспилотник способен поражать цели с заранее известными координатами. Для этого используется автопилот с интегрированными средствами спутниковой и инерциальной навигации. По разным оценкам, возможно создание модификации БПЛА с полноценной головкой самонаведения. К цели доставляется осколочно-фугасная боевая часть массой 50 кг.«Герань-2» отличается простотой и дешевизной конструкции, что позволяет массово производить и применять такие БПЛА. Частично пластиковый планер затрудняет обнаружение аппарата радиолокационными средствами, а инерциальная навигация делает его невосприимчивым к системам РЭБ.
Обнаружить, подавить или подбить ударный беспилотник такого рода достаточно сложно. При этом дешевизна позволяет устраивать массовые налеты, и потеря даже нескольких БПЛА практически не повлияет на успех всего мероприятия. Как следствие, российские «Герани-2» стали серьезной угрозой для украинской военной инфраструктуры, и киевские формирования не могут справиться с нею.На данный момент «победы» над российскими БПЛА имеют место только в заявлениях киевских официальных лиц и структур. После каждого налета они отчитываются об успешном уничтожении большого количества беспилотников и ракет. Как недавно выяснилось, заявленное число сбитых изделий порой превышает количество реально запущенных. При этом намеченные цели оказываются поражены.
Ствольные средства
Уже в середине октября, сразу после первых атак, украинские формирования начали искать способы борьбы с российскими «Геранями». Они заметили, что БПЛА имеет невысокую скорость и подходит к своей цели на небольшой высоте. В связи с этим появилась неоправданно смелая идея о принципиальной возможности борьбы с беспилотниками при помощи стрелкового оружия.Прошлой осенью массово публиковались – и вызывали соответствующую реакцию – видео с попытками украинских боевиков обстреливать «Герани» из автоматов и пулеметов. Естественно, никаких заметных результатов получить не удалось. Однако эти идеи получили развитие. Уже в прошлом году началась массовая сборка специализированных «зенитных самоходных установок» в виде автомобиля с несколькими пулеметами. Подтвержденные сведения об успешном применении такой техники отсутствуют.
Еще прошлым летом зарубежные государства пообещали Киеву полноценные ЗСУ типа Gepard. Осенью машины немецкого производства начали рассматривать в качестве средства для борьбы с ударными БПЛА. Известно о попытках применения «Гепардов» для прикрытия важных объектов; публиковались фото- и видеоматериалы, якобы показывающие поражение «Гераней». Однако в целом иностранные ЗСУ, изначально созданные для борьбы с маловысотными воздушными целями, показали себя плохо.В конце февраля стало известно, что на Украину уже отправились немецко-швейцарские артиллерийские системы Skyguard и Skynex. Автоматизированные башни с 35-мм орудиями позиционировались как современное и эффективное средство для борьбы с БПЛА. Однако никакой информации об их применении и поражении воздушных целей пока не поступало.Причины неудач ствольных систем ПВО очевидны. Так, кустарно изготовленные зенитные установки используют визуальный способ обнаружения цели и наведения оружия, который не может обеспечить достаточную точность огня. Проблемы с наведением дополняются ограниченными возможностями стрелкового оружия, не предназначенного для эффективного зенитного огня. Полноценные ЗСУ Gepard лишены этих недостатков – они имеют собственные РЛС и вооружены 35-мм пушками. Однако их оказалось слишком мало, а также возникли проблемы с поставкой боеприпасов и т.д.
До начала прошлого года Украина располагала достаточно многочисленным и развитым парком зенитных ракетных комплексов и систем всех основных классов, в основном советской разработки. В 2022 г. начались активные поставки иностранных ЗРК, причем ряд образцов решили передать после первых атак «Гераней-2». Предполагалось, что оставшийся парк советских систем и поставленные из-за рубежа изделия справятся с отражением таких налетов.По имеющимся данным, украинская ПВО пытается применять по российским БПЛА и крылатым ракетам практически все имеющиеся ЗРК. В ход идут переносные комплексы, а также системы войсковой и объектовой обороны. Соответственно, применяется широкая номенклатура РЛС и зенитных ракет.Несмотря на хвастливые рапорты, реальная эффективность украинских ЗРК остается крайне низкой. Как показала практика, противовоздушная оборона, построенная на советских компонентах по типу разнообразных «Ос», «Стрел», С-300 и т.д., не справляется с обнаружением и поражением «Гераней». По всей видимости, при разработке этого БПЛА российские инженеры учли особенности ПВО вероятных противников и приняли соответствующие меры. Иностранные комплексы Stinger, NASAMS, Patriot и т.д. не улучшили ситуацию.
Ракетные системы
Сейчас ожидаются и выполняются поставки новых импортных ЗРК, причем некоторые позиционируются именно как средство борьбы с БПЛА. В частности, недавно был передан ракетный комплекс VAMPIRE, оснащенный управляемой ракетой APKWS (доработанный вариант авиационной Hydra 70) с наведением по лучу лазера. Насколько успешным будет такой зенитный комплекс, большой вопрос.Предпосылки к сложившейся ситуации следует искать в конструкции российских БПЛА и украинских ЗРК, а также в методах применения последних. «Герань-2» создана с учетом некоторого снижения заметности, что затрудняет обнаружение и последующее наведение ракет. При этом беспилотники нередко скрываются от локаторов на малой высоте, используют рельеф местности и летают по наименее опасным маршрутам.Известно, что киевский режим размещает ЗРК и иные системы среди городской застройки и гражданской инфраструктуры – с целью создания «живого щита». Однако городской ландшафт может мешать нормальному обзору местности силами РЛС, а также накладывает ограничения на пуски ракет. Фактически создаются дополнительные мертвые зоны, а также появляется риск поражения ракетой домов или различных зданий. В результате общая эффективность такой ПВО падает, что способствует более свободному пролету ударных средств.
Воздушные бои
Сообщается о попытках перехвата «Гераней» силами истребительной авиации. Киевский режим рапортует об успехах таких мероприятий, однако в реальности все обстоит иначе, и поводы для хвастовства фактически отсутствуют.Известно всего несколько подтвержденных попыток сбить БПЛА «Герань-2» оружием «воздух-воздух». При этом, как минимум, один такой эпизод был условно успешным и при этом курьезным. Украинский летчик на МиГ-29 смог подорвать беспилотник в воздухе, но ударная волна и осколки повредили его самолет. Пилот катапультировался, а истребитель упал. Украинская пропаганда пыталась сделать из этого летчика героя и рассказывала о его героической борьбе с «Геранью». На неравноценный размен самолета на дешевый беспилотник старательно не обращали внимания.Украинские ВВС не могут эффективно бороться с «Геранями» по нескольким причинам. В первую очередь, это моральное и физическое устаревание авиационной техники и ее вооружений. Истребители со старыми РЛС и ракетами не могут своевременно засекать, уверенно сопровождать и поражать современный БПЛА. Кроме того, имеются вопросы к уровню подготовки пилотов, пока еще способных участвовать в боевой работе.
Результаты и перспективы
Российская армия применяет ударные БПЛА «Герань-2» в течение нескольких последних месяцев, и за это время ими были поражены сотни различных наземных объектов противника. Несмотря на все усилия украинской ПВО, основная масса изделий успешно прорывается к намеченным целям и уничтожает их. При этом «Герани» не являются единственным средством для поражения удаленных целей. Обычно их используют одновременно с крылатыми ракетами морского и воздушного базирования, что улучшает общие результаты удара.На данный момент противник, несмотря на все его усилия и помощь со стороны третьих стран, не может бороться с нашими БПЛА. Имеющиеся и ожидаемые зенитные средства не показывают требуемую эффективность. Возможно, в будущем ситуацию удастся изменить, однако такой сценарий не гарантируется. Кроме того, пока у киевского режима появится подходящее оружие, российские «Герани» успеют нанести ему дополнительный урон, и новое перевооружение попросту опоздает.