Вы знаете, как иногда определяют безумие? Как многократное повторение одних и тех же действий с желанием получить иной результат.
Можно сказать и иначе: если ты попал в определённую неприятную ситуацию один раз — это неудача, если два раза — это глупость, а если три — это уже выбор. Или некомпетентность. А может быть, и вредительство.
Согласитесь, на фоне этого вариант безумия уже не кажется самым неприятным из всех.
Наблюдать за новостями из Белоруссии интересно. А ещё интереснее, как водится, наблюдать за наблюдающими: многие отзываются о происходящем весьма агрессивно, всячески клеймят изменщика Лукашенко и его свiдомое окружение, а также произносят, в общем-то, немало весьма правильных слов.
Вот только за всем этим видится одна-единственная эмоция — растерянность.
Они не решаются сделать главного вывода, а уж тем более его озвучить. Ну, просто потому, что из этого вывода придётся делать другие, а вот на это пойти уже никак нельзя.
Тем не менее, этот вывод сделать необходимо. Настолько, что я озвучу его прямо в начале статьи: Белоруссия уже потеряна.
Это ещё не состоявшийся факт, но послушайте, если на необитаемом острове, где нет ни врачей, ни лекарств, у кого-то начинается сепсис, то наличие пульса уже, в общем-то, ни на что не влияет. Смерть в таких случаях смело можно констатировать заранее.
Итак, что сейчас происходит в Белоруссии?
Речь не о стычке её властей с российскими относительно газа, нефти и прочих материальных вопросов, которые для г-на Лукашенко неимоверно важны. Не о том, как оный г-н откровенно оскорбляет власти РФ, саму РФ и её народ, вообще-то, тоже. И не о том, как его самого пытаются откровенно прогнуть путём (давайте уж и здесь называть вещи своими именами) прямого экономического шантажа.
Рассуждать о том, кто в этом споре прав и у кого больше прав, я не стану. Серьёзно, этот спор — это уже декорация.
А происходит там следующее: во-первых, в страну впустили американские (и не только) фонды, грантоедческие организации и прочие структуры весьма специфического свойства. Причём сделали это, широко распахнув двери. Уровень их активности на белорусской территории нарастает в геометрической прогрессии.
Во-вторых, в белорусских СМИ начата настоящая антироссийская (а местами и русофобская) истерика. Происходящая на фоне заявлений г-на Лукашенко о том, что Великая Отечественная война (а заодно и Отечественная война 1812 года, и все иные войны Империи, как бы она ни называлась) — это для Белоруссии «чужие войны». Не говоря уже о ещё более специфичных заявлениях, которых, скорее, стоило бы ожидать из Киева, нежели из Минска.
Итогом можно смело считать падение популярности идеи Союзного государства с 60% до 40% всего за год.
Информационная работа ведётся по всем правилам, слов нет. И как вишенка на торте — приезд в Белоруссию новой американской послицы. Которая, вообще-то, является одним из главных специалистов американского дипломатического ведомства по майданам, а заодно и активной участницей подобных событий в Киеве. Причём, если я не ошибаюсь, она чуть ли не в обоих майданах отметилась.
Вот такая восхитительная ситуация.
Почему это происходит?
Г-н Лукашенко заключил вполне очевидную сделку с т. н. «коллективным Западом» (а по сути, с США), который до этого уже пытался его свергать путём классического майдана, но не смог. И надо отдать им должное — они гибки и мобильны в достижении своих целей. Не получилось одним способом — находят другой. Вот и здесь они зашли с иной стороны и попросту договорились.
В рамках этого «компромисса» реальная оппозиция самому Лукашенко в Белоруссии была разгромлена, а вместо неё создана грантоедская, которая врагом манифестирует не Лукашенко, а Россию. Как таковую. Именно на это американцы и иже с ними сами выделяют деньги, которые поступают не напрямую. Сотни миллионов долларов, которые уже влиты.
Да, новая оппозиция — это фрики и «змагары». Ну а что, это имеет какое-то значение при таком финансировании и полном отсутствии конкуренции, обеспеченном силовыми структурами самого Лукашенко? Вряд ли.
На той же Украине откровенных бандеровцев тоже поддерживает отнюдь не подавляющее большинство, что не мешает им полностью владеть политическим дискурсом и агрессивно навязывать свою волю всем остальным.
С точки зрения самого Лукашенко, он заключил замечательную сделку: ему ведь ещё и гарантировали сохранение личной власти, а его кроме этого мало что интересует.
В итоге белорусские чиновники сливаются с местными, плодящимися на глазах грантоедами в едином антироссийском угаре.
Примерно так же, как это было на Украине всего-то меньше десятилетия назад. Точно так же, как это делали «пророссийские» регионалы, буквально братавшиеся со «свободовцами»* Тягнибока и собственноручно протащившие их во власть.
Как такое стало возможным?
А ведь российские вливания в Белоруссию не просто больше, они в десятки раз больше.
Есть сведения, что это десятки миллиардов долларов. Но на это можно задать только один единственный встречный вопрос: и что?
Дело в том, что подобное — это всего лишь очередной пример тех самых неэффективных вложений, вот и всё. Причём ровно по той же схеме, как это было ранее на Украине.
Делая то же самое, вероятно, ожидают какого-то другого результата?!
Вбрасывая деньги, граждане эффективные менеджеры в погонах и без совершенно не озаботились созданием институциональных инструментов контроля безопасности этих вложений. Ну как минимум тех же самых пророссийских сил, оформленных политически, потенциал развития которых там был огромен.
Деньги вкачивались даже не в экономику как таковую, а, по сути, в элиту, которая даже не пытается демонстрировать ответную лояльность.
Всё, как на Украине. С точностью до деталей.
О личном интересе самих г-д эффективных менеджеров я рассуждать не буду. Сие мне не ведомо, а кофейная гуща — не моя субстанция. Да и может ли такое быть вообще — мы ж не бездуховная Америка, в самом деле.
Кстати, о ней. Америка вкладывала в десятки раз меньше. Но американцы тратились адресно и целенаправленно. Тратились только на то, что обеспечит им захват этого пространства, на то, что даст им возможность произвести агрессивное слияние и поглощение, — операцию, в проведении которой максимально преуспело это государство-хищник.
Глядя на динамику развития ситуации, я и делаю основной вывод: Белоруссия потеряна. Уже. Нет ничего, что помешало бы данному процессу дойти до завершающей стадии. Вообще ничего.
Можно спорить лишь о степени итогового поражения. Но всё остальное — не более чем вопрос времени.
Что будет дальше в Белоруссии?
Увы, там уже не будет ничего хорошего. Пусть большинство её жителей пока этого и не осознают, но утешительного сказать здесь нечего: на верхних палубах ещё разносят шампанское, а трюмы уже вовсю затапливает.
Все эти движения американских структур на территории Белоруссии — это очевидные подготовительные действия для её масштабного переформатирования.
И ни экономической, ни тем более политической стабильности при этом белорусы могут не ждать – обеспечивать им этого никто не собирается. Не говоря уж о том, что сохранение режима Лукашенко тоже ни в чьи планы не входит.
Как американцы выполняют условия подобных сделок, г-ну Лукашенко может ответить другой любитель «многовекторности» — г-н Янукович.
Лукашенко так же, как и Янукович, думает, что сможет надурить и американцев, и русских. Но он уже политический труп, и это даже везение. Пример куда более достойного человека — Муаммара Каддафи— ему в помощь. Как сказал один бывший украинский публицист, видевший события там из первого ряда: «Белорусский Тито за одну ночь может превратиться в белорусского Чаушеску».
Знаете, что мне эта ситуация напоминает?
Когда-то (это было очень давно и неправда) ваш покорный слуга трудился в страховой компании и занимался в ней автокредитом, находясь прямо в автосалоне.
Пару раз ко мне приходили ушлые товарищи, жаждавшие взять машину в кредит. И у них прямо на лицах было написано: мы такие хитрые, объегорим этот банк, как нечего делать.
А я смотрел на них и знал, что банковские юристы заберут у них всё. И жалко мне их совершенно не было. Они сами для себя это выбрали. Как мелкий карточный жулик, решивший кинуть казино итальянской мафии.
Хитрый белорусский режим сейчас полным ходом готовят к майдану.
Знаю, кое-кто мне скажет, что Белоруссия — не Украина, в которой пехоту для фашистского переворота готовили годами в тренировочных лагерях. В Белоруссии же таких нет. Лукашенко же такой умный — он подобного на своей территории не потерпит, однозначно.
И где же взяться силам для майдана? Хороший вопрос.
Теперь ответьте на мой: а вы знаете, что в этом смысле сейчас происходит в лагерях на территории Украины? Я вот не знаю. Но могу предположить. Как по-вашему, хорошо ли там готовят пехоту из числа уже белорусских свiдомых, которых нынче взялся штамповать сам же Лукашенко?
Не говоря уже о том, что может иметь место и вовсе фактор прямой «братской помощи» со стороны бандеровских карателей, поимевших опыт на Донбассе. Сколько их могут завезти на территорию страны, если белорусские силовики в один прекрасный момент отвернутся?
А они отвернутся. Уж будьте уверены.
Ну, а что дальше будет для России?
Худшее, что могут сделать сейчас те самые эффективные менеджеры от геополитики, — это кинуться «исправлять» и «выравнивать», тратя ресурсы, теряя лицо, ухудшая положение.
Игра уже сделана.
Лучшее, что сейчас может быть, — это «фиксация убытков» и начало обстоятельной и вдумчивой подготовки следующего розыгрыша. С полной заменой стратегии игры и состава игроков. С оргвыводами для тех, кто всё это устроил, включая уголовные (а там есть за что).
У нынешней политики РФ активной опоры в регионе больше нет вообще. После того, как именно обошлись с Новороссией и с теми, кто за неё боролся (особенно имея не российское гражданство), проводникам такой политики просто никто не верит, и повторения 2014-го ждать стоит меньше всего.
Я искренне скорблю о судьбе Белоруссии, к которой не испытываю ничего, кроме самых тёплых чувств. Но...
Очень может быть, что сейчас уже не просто поздно, а абсолютно поздно. И очень вероятно, что имеет смысл уже сейчас готовиться к самым крайним вариантам развития событий, например, рассмотреть возможный сценарий приёма и размещения сотен тысяч беженцев с этой территории.
Не хочется верить, что там, в итоге, всё дойдёт до таких крайностей. Но если подобный сценарий всё же реализуется, нужно быть готовыми. Иностранцам не понять, но эти люди для нас не чужие.
*Деятельность этой политической организации запрещена