В Донецке вслед за Луганском объявили о намерении заняться ревизией угольной отрасли, только, в отличие от ЛНР, сообщение о намерении закрыть нерентабельные шахты прозвучало значительно оптимистичнее. Министр доходов и сборов ДНР Евгений Лавренов заявил:
Понятно, что оживить нерентабельную шахту – проект, требующий серьёзных вложений, навыков, кадров, а порой это и вовсе невозможно, поэтому с 99%-ной гарантией можно утверждать, что «план мероприятий» ограничится переводом части шахтоуправлений на водоотлив.
Закрыть шахты – вынужденная мера. Во времена Украины их худо-бедно дотировало государство. Позже, когда в ЛДНР было введено внешнее управление (красиво названное национализацией), зарплату рабочим платил и некоторые статьи расходов оплачивали «Внешторгсервис», правительство или владельцы-частники (есть несколько таких шахт). В итоге средние показатели были сносные: за счёт суперприбыльных предприятий типа «Засядько» или «Свердловантрацит» могло существовать даже «слабое звено» типа шахты «Никанор-Новая», на которой недавно бастовали шахтёры.
Шахтёры, кстати, благополучно поднялись на поверхность, трудоустроились в другие места и ждут выплаты долгов по зарплате. Саму же «Никанор-Новая» придётся закрыть. Как выяснилось, не без оснований: с самого своего основания в 1998 году шахта не радовала показателями; добывать уголь было проблематично, причём объект является сверхопасным — надкатегорийным по метану, разработка пласта опасна внезапными выбросами угля и газа, а также взрывами угольной пыли.
А где же деньги?
Пикантности ситуации добавляет тот факт, что «Внешторгсервис», ещё недавно являвшийся эксклюзивным экспортёром угля и металла из ЛДНР, так и не расплатился ни с рабочими, ни с поставщиками различных услуг. В итоге виноватым оказалось правительство ЛДНР, которому теперь предстоит либо платить рабочим из собственного кармана, либо пытаться каким-то образом взыскать долги с «Внешторгсервиса», у которого нет ничего своего, кроме офисной мебели. Даже руководство расстреливать смысла нет – виновник торжества, украинский олигарх Курченко, благополучно проживает в Москве.
Для понимания: долги по каждой шахте колеблются от 200 млн. до 2 млрд. рублей. Понятно, что взять такие средства Луганску и Донецку негде – долги сопоставимы с годовой выручкой от продажи угля. Так что велика вероятность, что шахтёрам так и не заплатят. Впрочем, им не привыкать – после развала СССР подобные эксцессы стали распространённой практикой. В соцсетях поговаривают о протестных акциях, но в данной ситуации у правительства (если «ВТС» не решится внезапно отдать долги) просто не будет иного выхода, кроме как разогнать эти протесты, чтобы не портить картинку. В общем, картина печальная.
Верхи не хотят
Хочется верить, что долги шахтёрам всё-таки вернут, а вот с нерентабельными шахтами однозначно придётся попрощаться. Да, всех, кто не выйдет на пенсию, трудоустроят. Проблема, однако, выходит далеко за рамки остановки предприятий-банкротов – так делают по всему миру, в том числе на Украине, где отрасль на последнем издыхании. Главная беда в том, что при существующей системе эксплуатации остальных предприятий, когда практически нет вложений в модернизацию и «омоложение» фондов, ЛДНР рискуют в обозримом будущем столкнуться с необходимостью то ли экстренно вкладывать миллионы в оставшиеся на плаву предприятия, то ли прощаться и с ними. В итоге Донбасс рискует столкнуться с парадоксальной ситуацией, когда уголь валяется под ногами, а добывают только посредством пиратских «копанок».
Хочется верить, что у руководства республик и их начальства хватит прозорливости, чтобы сохранить жизнеспособность отрасли, так как от этого зависят не только поступления в бюджет и доходы населения, но и локальная энергетика и металлургия, которые без угля погибнут. Пока, к сожалению, о какой-либо «модернизации» слышать приходится только в бравурных отчётах местной прессы, которая, откровенно говоря, давно исчерпала свой кредит доверия.
Впрочем, прошло не так много времени и всё ещё может наладиться: промышленность ЛДНР перешла под внешнее управление весной 2017 года, а по-настоящему становится собственностью республик только сегодня. Будем надеяться, что Луганску и Донецку удастся выйти из пике и вернуть Донбассу былую славу.