Среди стран, на которые планируется оказать влияние, называются Индия, Казахстан, Вьетнам, ЮАР, Бразилия. Каковы будут предложения для них, пока неизвестно. Доподлинно не ясно также, какую стратегию эти страны выберут в ответ.
Впрочем, как пишет агентство, Индия, скорее всего, пойдёт в фарватере развития отношений с РФ, Вьетнам — тоже. В Бразилии считают Западный мир «старым и упадочным порядком». Ключевой фигурой в битве за глобальное влияние может стать Казахстан. И так далее.
Догнать Россию и Китай
Старший преподаватель Института политики и права МГГУ им. Шолохова Константин Шадров в разговоре отметил, что переход Запада к более конкретным предложениям вместо привычного идеологического давления является вполне закономерным в борьбе за глобальное влияние в мире.
«Западная идеология не имеет универсальности, хотя они сами об этом и заявляют. Но она не может применяться одинаково для всех стран и культур. Поэтому она вызывает отторжение там, где навязывается. А сейчас Запад ищет более прагматичный подход, который будет предлагаться разным странам на основе взаимовыгодного сотрудничества. А ведь именно это миру уже давно предлагают Россия и Китай. Поэтому по сути — это попытка догнать РФ и КНР в том, что они давно и успешно делают, то есть предложения взаимовыгодного сотрудничества без навязывания собственных идеологических лекал», — пояснил политолог.
По мнению Шадрова, такой подход вполне реально может вернуть Западу влияние на другие страны, которое сейчас постепенно снижается.
Главная цель не Россия?
Депутат ГД и публицист Анатолий Вассерман в разговоре напомнил слова одной китайской журналистки, произнесённые в конце прошлого года:
«Несколько месяцев назад эта журналистка сформулировала суть западных пожеланий для Китая очень кратко: «Дайте нам возможность беспрепятственно добить вашего союзника — Россию, чтобы мы могли потом беспрепятственно взяться за вас». К сожалению, Запад действительно считает, что такая постановка вопроса может подействовать. Но не только Китай понимает суть этих предложений. Другие страны, так или иначе сотрудничающие с РФ и КНР, тоже прекрасно понимают, каков возможный результат западных пожеланий».
Впрочем, по мнению кандидата экономических наук Константина Селянина, в борьбе за сферы влияния речь идёт прежде всего об экономике.
«Давайте всё же ограничимся тем, что битва идёт на экономическом поле и никто никого не собирается порабощать или обращать в свою веру. Тот факт, что Китай — это самый главный соперник, чем все вместе взятые другие страны, — действительно так. Потому что Китай — это вторая в мире экономика, которая на протяжении десятилетий развивается гораздо большими темпами, чем любая другая экономика мира», — пояснил экономист.
Торг предложениями
Если рассматривать экономическую составляющую в борьбе за влияние в мире, то на сегодняшний день у Запада остаётся весьма существенный козырь.
«Что может противопоставить Запад растущему влиянию Китая в мире? Прежде всего — технологии, которые пока более передовые именно на Западе. Однако нужно признать, что во многих высокотехнологических сферах Китай не только догоняет Запад, но в чём-то уже и догнал», — высказал мнение экономист Селянин.
В то же время, по мнению Анатолия Вассермана, у России и Китая в этой борьбе есть тоже немало сильных аргументов.
«Достаточно вспомнить, что Запад просто не сможет предложить доступные энергоресурсы для разных стран в том объёме и по той стоимости, какую может предложить Россия. В то же время главное, чем приманивает коллективный Запад, — это его рынок сбыта. К слову, именно на этом поднялся и Китай. Однако, если опираться на такие предложения, то это означает, что, по сути, Запад будет фактически угрожать тем, что если эти страны не будут следовать его желаниям, он просто перекроет доступ к своим рынкам. Иными словами, это не столько предложение, сколько угроза», — пояснил Вассерман.
Что выйдет в итоге?
По мнению экономиста Константина Селянина, лучшим выбором тех стран, на которые будет воздействовать Запад в стремлении отторгнуть их от РФ и КНР, будет прагматичное следование собственной выгоде и национальным интересам.
«В данном случае этим странам наиболее выгодно избрать прагматичный подход, как в русской пословице: ласковое дитя у двух мамок сосёт. Иными словами, не стоит ставить отдельные приоритеты, а развивать отношения со всеми, если это выгодно. Полагаю, что это и будет происходить. Это большая геополитика и геоэкономика, которая касается рынков сбыта и ресурсов относительно небогатых стран. Эта борьба была всегда, и сейчас она, вероятно, будет проходить с переменным успехом», — отметил экономист.
По мнению политолога Константина Шадрова, переход Запада к более рациональному взаимодействию с разными странами ради сохранения собственного влияния и недопущения консолидации стран вокруг России и Китая действительно может принести успех.
Впрочем, как только это произойдёт, Запад вернётся к привычной практике насаждения собственных ценностей и экономического давления, уверен политолог.
«Поскольку Запад остаётся Западом, то никакой терпимости и уважения к разным народам там нет. Есть лишь стремление разрушить интенсивно формирующееся сплочение стран вокруг России и Китая», — пояснил Шадров.
Андрей Мединский