Представители Русской православной церкви на Украине должны вернуться в Россию, потому что им «здесь нечего делать», заявил президент Украины Петр Порошенко. Он отметил, что с нетерпением ждет проведения «объединительного» собора, который, по его мнению, будет способствовать получению Киевом томоса об автокефалиии. Между тем политологи говорят, что идея «единой антирусской церкви» только понижает рейтинг Порошенко.
Президент Украины Петр Порошенко призвал представителей Русской православной церкви (РПЦ) на Украине вернуться в Россию, заявив, что им «здесь нечего делать».
«Разве это нормально, когда в Кремле собирается срочно Совет безопасности России под председательством Путина с одним вопросом в повестке дня — как защитить Русскую православную церковь на Украине. Дорогие мои, вам здесь нечего делать, нечего делать вашей церкви, нечего делать вашим вооруженным силам, нечего делать вашему вооружению. Домой, в Россию», — обратился Порошенко к представителям РПЦ во время конференции «Уроки гибридного десятилетия: что нужно знать для успешного движения вперед». Трансляцию мероприятия вели украинские телеканалы.
Порошенко также выразил надежду, что украинские церковные иерархи не будут затягивать с проведением «объединительного» собора. Политик уверен, что после этого Киев получит томос об автокефалии.
«Украина ждала этого долгих 1030 лет сразу же после крещения», — подчеркнул глава государства, сравнив получение церковью автокефалии с провозглашением независимости Украины 27 лет назад.
Эксперт Института стран СНГ, политолог Иван Скориков приводит данные социологов, согласно которым идея «единой антирусской церкви» на Украине не только не увеличивает рейтинг Порошенко, но и снижает его почти на процент. Эту идею вынашивали и реализуют даже не столько киевские политики, сколько истинные творцы «украинского геополитического эксперимента», утверждает он.
«Судьба второго срока Порошенко их совершенно не волнует, как в случае с тем же Виктором Ющенко, — «мавр сделал дело, мавр может уходить». Главная их цель — разорвать узы Украины и России по всем фронтам: сначала они ударили по истории и языку, затем по экономике и коммуникациям, теперь добрались до веры», — пояснил Скориков ФАН.
Он отметил, что в данном случае ситуация особенно обостряется из-за условий владения церковным имуществом, которые предусмотрены украинским законодательством. Согласно ему, собственность находится в ведении конкретного юрлица, а не церкви в целом, как в России.
«Если в России какой-либо священник решит уйти в раскол, то он голым будет отправлен пинком под зад без единой свечки. На Украине же храмы принадлежат либо общинам, либо даже одному какому-то богатому прихожанину, либо их статус до сих пор не урегулирован. Поэтому, естественно, собственников церковных учреждений начнут силой склонять к переходу к раскольникам или же отбирать храмы ручными судами», — считает эксперт.
Скориков напомнил, что главные святыни — Киево-Печерская и Почаевская Лавры — принадлежат украинскому государству, поэтому оно вправе решать, кого туда пускать и кому там служить. Это относится ко всем старинным церквям, признанным памятниками историко-архитектурного наследия.
12 октября президент России Владимир Путин обсудил с постоянными членами Совета безопасности вопросы внутренней и внешней политики. В частности, речь шла о ситуации вокруг Русской православной церкви на Украине. По словам пресс-секретаря главы государства Дмитрия Пескова, обсуждение проходило в рамках обмена мнениями.
Киевские власти надеются, что Константинополь до конца года выдаст украинской церкви томос об автокефалии. Но получить его может только предстоятель «объединенной» церкви, которого нужно выбрать на «объединительном соборе» православных церквей на Украине.
Когда он состоится, пока неизвестно. В то же время каноническая УПЦ заявила об отсутствии намерения участвовать в данном мероприятии.
О начале предоставления автокефалии украинской неканонической церкви в середине октября заявил Константинопольский патриархат. В РПЦ такие действия охарактеризовали как раскол и разорвали евхаристическое общение с Константинополем на всей канонической территории, в том числе на Украине и в Белоруссии. Аналогичное решение принял и синод Русской зарубежной церкви.