После шоковой терапии Петра Алексеевича, Россия 150 лет отсыпалась, общество законсервировалось, до 1861 года. Очнулось, осмотрелось по сторонам, и рвануло в капитализм с девиациями в форме империализма. Делай деньги, хоть на зерне, из голодающих поволжских уездов, хоть на снарядах во время войны. Своя рубашка ближе к телу.
За 50 лет наелись этим досыта, и в 1917 развернули оглобли в другую сторону, но мало нам социализма, в коммунизм хотим, царствие небесное на земле, от каждого по способностям - каждому по труду.
Но не выходит каменный цветок. Человек, зараза такая, сегодня хочет на диване лежать и 100 рублей раз в месяц его вполне устраивают, а завтра ему уже тыщщу подвай, и готов он ради этой тыщщы не есть, не пить, а вкалывать по 25 часов в сутки. Такая вот изменчивая сволочь. Куда ж государству за таким поспеть?
В 1991 опять пустили на вольный выпас, так старики и дети мрут как мухи, не успевают, понимаешь, перестроиться на капиталистические рельсы, не вписываются в рынок. И вот уже на площадях одни орут за коммунизм и машут красными флажками, другие - за демократию, и либерализму требуют.
И вот к 2020 году до нас постепенно дошло, что нужно выбрать некую середину, не шататься из крайности в крайность, удовлетворяя потребности пассионарной кучки, а немножко размазать ништяков по всему населению, в первую очередь по социально незащищённому.
И пришли мы к формуле социального государства, когда государство гарантирует помощь (любую -медицинскую, финансовую, юридическую, вплоть до обеспечения жильём) тем, кто не может себя обеспечить, но при этом не бьёт по рукам рукастым и головастым, способным своим трудом (естественно в рамках административного и уголовного кодексов) заработать не только на хлеб с маслом, но и на икру для собственного футбольного клуба.
Но тут возникает непростой вопрос, как не намудрить с перераспределением благ. Начнёшь богатеев придушивать, так они разбегутся по Лондонам, или просто бросят работать, чай на пенсию себе уже заработали, а дашь волю - так они мигом оккупируют Думу и Правительство, напринимают законов в свою пользу, и начнут распродавать беспошлинно скважинную жидкость направо и налево.
На сегодня бизнес-модель, дающая возможность частнику зарабатывать, а государству пополнять бюджет найдена и используется. Это участие государства в акционерном капитале прибыльных предприятий в размере 20-49%. Этого достаточно для влияния на политику предприятия (в части пресечения схем ухода от налогов и схем экономии на социальных обязательствах), но оставляет частнику контрольный пакет для стратегического и оперативного управления предприятием.
Призывы всё национализировать или всё приватизировать ведут нас к крайним положениям общества, а значит к революционной ситуации, держитесь от таких апологетов подальше, ничего кроме нищеты и смерти они вам не предложат.
Слабое на сегодня место, это неписанное правило - бизнес не идёт в политику, держится только на авторитете В.В.П. В последующем бизнес обязательно постарается с ногами залезть в политику и тогда мы превратимся в большую Украину. Как этого избежать - вопрос остаётся открытым, и решать нам это придётся уже в 2024 году.
Наш общественный маятник занял центральное положение, и хотелось бы продлить эту ситуацию на-подольше. Достаточно России гражданских войн, тут бы хватило сил соседей по глобусу угомонить.