О вирусе известно немного: только то, что основной ареал распространения вируса – это тропическая полоса, в частности, экваториальные страны Латинской Америки; что передается он через комариные укусы и лихорадка, вызываемая им, не является смертельной (до сих пор не доказано, что несколько зарегистрированных смертельных случаев наступили именно в результате заражения этой болезнью). Самое страшное последствие болезни – это микроцефалия у детей, чьи матери перенесли заболевание во время беременности.
Так почему же вирус вызвал такой резонанс в мире?
Зона распространения вируса
Изначально вирус Зика был обнаружен в Уганде. До 2007 года им никто не интересовался, пока в Тихоокеанском регионе не произошли первые локальные вспышки заболевания. Вторая вспышка произошла там же, на островах Французской Полинезии в 2013-2014 году, но глобального распространения он также не получил.
Нынешняя волна накрыла гораздо большее количество территорий, распространившись по всей Центральной Америке и захватив немалую часть Южной.
The Economic Times приводит следующие данные по распространению эпидемии: только в одной Бразилии было зафиксировано свыше 4 тысяч случаев микроцефалии младенцев у переболевших лихорадкой Зика матерей. Эта страна является эпицентром распространения вируса с самым высоким числом случаев заболевания.
Далее следует Колумбия, где было зафиксировано свыше 16 тысяч заболевших, причем около 1090 случаев среди беременных женщин. Президент страны Хуан Мануэль Сантос прогнозирует рост числа случаев аж до 600 тысяч.
В Венесуэле официальные власти о статистике умалчивают, а местные НКО говорят о 400 тысячах случаев лихорадки, вызванной вирусом Зика. Далее по убыванию следуют Карибские острова, Эквадор, Боливия, Сальвадор, Гондурас, где число подтверждённых случаев колеблется в районе 100-150. Чуть меньше заболевших в Гватемале и Панаме – 68 и 42 соответственно. В Мексике власти говорят лишь о 18-ти случаях, в Никарагуа – о 2-х, на Коста-Рике об 1-м, подхваченном в Колумбии.
В целом, потенциальной зоной распространения являются регионы, которые служат местом обитания комаров рода Aedes - а это вся территория Африки, Юго-Восточной Азии, Южной и Северной Америки. При этом Канаде и Чили в связи с более суровым климатом эпидемия не грозит.
Кто быстрее: борьба за первенство в разработке вакцины от вируса
При том, что проблемы Латинской Америки обычно мало кого волнуют, история о вирусе Зика облетела весь мир. Как только новости об эпидемии, пострадавших и смертях просочились в СМИ, началась настоящая борьба за первенство в разработке вакцины от заболевания.
Напомним, США крайне не понравился тот факт, что вакцина от Эболы была разработана Россией. Теперь они решили совершить новую попытку взять все в свои руки. Совместно с канадскими учёными, американцы объявили о разработках препарата. В консорциум исследователей вошли канадский университет города Лаваль, Пенсильванский университет, компания Inovio Pharmaceuticals (США) и GentOne Life Science (Южная Корея). При экстренной необходимости вакцина станет доступна уже к концу этого года.
Это довольно занимательный факт, если учитывать слова вирусолога, академика РАМН Виктора Малеева. Он рассказал о том, что до сих пор нет быстрого и эффективного способа диагностики данного вируса, а без этого нет смысла разрабатывать вакцину.
«Пока никто не занимается разработкой лекарств и вакцин, пока диагностикумы разрабатывают, еще диагностикума нет, чтобы быстро диагноз поставить, потому что клиника его похожа на другие болезни, поэтому, чтобы его отличить, нужна диагностика», - подчеркнул он.
Академик также сообщил о том, что Центральный научно-исследовательский институт эпидемиологии уже разработал метод диагностики вируса, который требует одну каплю крови пациента. Сейчас он апробируется, а к марту планируется запатентовать его.
По сообщениям Интерфакса, глава Минздрава Вероника Скворцова заявила о том, что параллельно в Институте вирусологии ведутся разработки «изменения структуры и свойств различных вирусных агентов, чтобы мы были защищены полностью». Она подчеркнула абсолютное лидерство России в вопросах вирусологии.
Разработки подгоняет и президент России Владимир Путин, с подачи которого будет проходить контроль рейсов, прилетающих из Латинской Америки.
«Там еще гадость какая-то из Латинской Америки передвигается. Вирус какой-то. Комары, конечно, через океан не перелетят, но инфицированные люди могут прилететь и прилетают», - подчеркнул президент, поручив Минздраву в кратчайшие сроки разработать лекарство.
Это заявление он сделал на фоне того, что в Дании, Швеции, США и Италии были зарегистрированы случаи инфицированных туристов, прилетевших из региона его распространения.
Однако о реальном сотрудничестве между нашими учеными и исследователями американского консорциума речи не идет. Помимо этого, исследования также ведутся в эпицентре заболевания – Бразилии, но и эту страну США не рассматривают как заинтересованного союзника в разработке партнера.
Вместо совместных усилий по разработке и диагностике вируса, США пытаются доказать своё лидерство в этом вопросе, а заодно получить все материальные и нематериальные дивиденды от продажи лекарства, преимущественно перепуганным европейцам.
Особенно важно это стало для них после потери первенства и исключительности в разработке вакцины от Эболы. Напомним, что российская сторона, по словам Скворцовой, тогда была заинтересована в совместных разработках и всячески шла на контакт.
Стоит отметить, что борьба за лидерство на фоне его реальной угрозы, выглядит достаточно нелепо.
А, может, все дело в выгоде?
В контексте рассуждений о борьбе за первенство стоит вспомнить о том, что Латинская Америка сегодня является своего рода стратегическим регионом и для США, и для России. Если с российскими интересами все более или менее понятно, то американские интересы здесь отличаются пышным разнообразием.
Немного об истории. Латинская Америка – это регион с очень высокой рождаемостью. Ежегодный прирост населения в зависимости от страны колеблется на уровне 0,7-1,5%. В 60-70-е эта цифра была намного больше.
Тогда американские власти, поддерживая правых в правительствах разных стран и боясь очередной «левой волны», проводили политику уменьшения рождаемости. Эти действия основывались на глубокой убеждённости в том, что быстрый рост населения дестабилизирует развивающиеся страны и притормозит экономическое развитие, которое противоречит геополитическим интересам Соединённых Штатов. Данная тема активно находит отражение в американской политике 70-х во время президентства Никсона, а затем и Форда.
Особенный интерес США привлекали страны-производители минерального сырья и стратегические союзники. В Латинской Америке приоритетными государствами были названы Бразилия, Колумбия и Мексика. Впрочем, последующая американская политика в этом вопросе затронула весь регион.
С их подачи правые правительства проводили демографическую политику по планированию семьи. Чтобы понять ее суть, стоит вспомнить слова Томаса Фергюсона, служащего латиноамериканского отделения при Отделе по делам населения Госдепартамента:
«За нашей работой стоит единственная тема; мы должны сокращать численность населения. Или они будут делать по-нашему, с помощью чистых методов или у них будут неприятности подобные Сальвадору, Ирану, Бейруту. Численность населения – это политическая проблема. Если численность населения выходит из-под контроля, то необходимо вводить авторитарное правительство, даже фашизм, для того чтобы уменьшить население…».
Объяснять здесь, в общем, нечего.
А теперь о тех самых «неприятностях», упомянутых в высказывании Фергюсона. Речь идёт о насильственной стерилизации женщин в Латинской Америке. В основном пик ее приходился на время правления проамериканских правых. Самым известным случаем является политика перуанского правительства Фухимори, при котором было якобы добровольно стерилизовано свыше 215 тысяч женщин.
Современные расследования, однако, свидетельствуют о том, что операции проводились против воли. В Мексике в 1990-2000-е эта практика была также довольно распространена.
Какая выгода от этого США? Все очень просто – стерилизация происходит в основном среди бедного населения, которое больше всего стремится к эмиграции. Понятно, что самый ближайший путь к лучшей жизни для латиноамериканцев – это путь в Штаты, где с миграционной политикой до сих пор множество проблем.
Следующий вопрос: причём тут вирус Зика? Ответ на него кроется в основных последствиях инфицирования, а именно - рождении больных детей в «стратегическом» регионе. Правительство Сальвадора уже заявило о том, что в ближайшие несколько лет женщинам рекомендуется воздержаться от рождения детей. Чем не идеальная демографическая политика против излишнего роста населения?
Чем закончится вся эта история с вирусом пока непонятно. Однако на данный момент он набирает все большие обороты. За время написания этой статьи появилась информация о том, что вирус уже «долетел» до Франции, а число случаев заболевания в Испании увеличилось до 5.
Тем не менее, сравнивать нынешнюю эпидемию с Эболой – это явное преувеличение, поскольку смертельной опасности она не представляет. Несомненно, угроза есть, но не настолько страшная, насколько её изобразили.
Источник: http://politrussia.com
Видимо, команда Стреляного Уха дожимают жидко наркофюрера под страхом устранения и изъятия нажитого непосильным трудом.
Руководство РФ несколько раз повторили