29 февраля 2020 года в столице Катара было подписано мирное соглашение между США и движением «Талибан» (запрещено в РФ). Ключевыми положениями этого договора являются следующие пункты:- США должны воздержаться от применения силы;- «Талибан» обязан сложить оружие и прекратить террористическую и военную деятельность;- Вывод войск США и их союзников по НАТО из Афганистана начнётся в течение 14 месяцев после подписания документа (при соблюдении условий договора «Талибаном»);- Правительство Афганистана должно начать переговоры с Советом Безопасности ООН по исключению членов «Талибана» из санкционного списка к 29 мая, Вашингтон намерен исключить группировку из своего списка санкций к 27 августа;- США сократят войска в Афганистане до 8,6 тыс. в течение 135 дней в зависимости от выполнения «талибами» своих обязательств по соглашению. Взамен «Талибан» должен отказаться от использования афганской территории для нападения;- Соединенные Штаты Америки обязуются не вмешиваться во внутреннюю политику страны;- Ежегодно США будут направлять средства для обучения, консультирования и оснащения сил безопасности Афганистана;- Афганское правительство освободит до 5 тыс. заключённых талибов в знак доброй воли в обмен на 1 тыс. сотрудников сил безопасности, удерживаемых талибами.Конечной целью соглашения между конфликтующими сторонами является последующая интеграция «Талибана» в политическую жизнь Афганистана. Однако это предусматривало пересмотр лидерами «талибов» своих ключевых идеологических подходов и установок, к чему, как показали дальнейшие события, они оказались не готовы. Напротив, вместо соблюдений условий договора в мае 2021 года в связи с выводом иностранного военного контингента из Афганистана боевики движения «Талибан» развернули масштабное наступление по всей стране. К середине июля исламистам удалось установить контроль над 80 % территории Афганистана. Речь в основном идёт о сельских районах, крупные города и военные базы в основном по-прежнему находятся под контролем центрального правительства, которое, используя бронетехнику, артиллерию и авиацию, пытается восстановить положение. В свою очередь США одновременно с выводом войск оказывает воздушную поддержку афганским силам безопасности. Авиаудары наносились по запросу афганских правительственных сил, а также для уничтожения попавших в руки «талибов» тяжелого вооружения и техники.Благодаря американской воздушной поддержке в ряде районов удалось остановить наступление боевиков, или даже отбросить их на прежние позиции. Таким образом, во многом повторяется ситуация, сложившаяся после вывода советского «ограниченного контингента» в 1989 году. До определённого момента правительству Республики Афганистан, благодаря масштабной советской военной и экономической поддержке, удавалось сдерживать натиск моджахедов и удерживать контроль над ситуацией в стране. Однако после распада СССР военная помощь полностью прекратилась, и уже весной 1992 года правительство Республики Афганистан пало. Есть основания полагать, что США постараются не допустить падения Кабула, и к концу года в Афганистане установится шаткое равновесие, когда ни одна из сторон не будет способна добиться безоговорочной победы военным путём. Благодаря качественному превосходству в вооружениях, материальной и воздушной поддержке США и их союзников, центральному правительству удастся удерживать крупные административно-политические центры и контролировать в светлое время суток движение по основным транспортным магистралям. Во власти «талибов» окажутся сельская местность и дороги в ночное время. Впрочем, о безоговорочном установлении боевиками контроля над дорожной сетью в ночное время речь идти не может. Помимо стационарных хорошо укреплённых блокпостов афганской армии, усиленных бронетехникой, против «Талибана» будут действовать беспилотные и пилотируемые боевые и разведывательные летательные аппараты. Понятно, что без американской поддержки силы безопасности Афганистана долго продержаться не смогут, но значительную роль в сдерживании исламских боевиков должны сыграть военно-воздушные силы Афганистана, созданные благодаря усилиям США. На содержание афганских сил безопасности ежегодно расходуется $7 млрд, что существенно превышает возможности афганской экономики. При этом ВВП страны составляет не более 25 млрд. В сложившейся ситуации США вынуждены выделять значительные финансовые ресурсы, предназначенные для закупки техники и вооружения афганским силам безопасности, подготовки персонала и обеспечения материально-технического снабжения.
Вертолеты советского и российского производства в Национальном воздушном корпусе Афганистана
Вскоре после начала вооруженными силами США и их союзников операции «Несокрушимая свобода» (октябрь 2001 года), стало ясно, что иностранному контингенту не удастся в долгосрочной перспективе контролировать ситуацию. На борьбу с «талибами» американцы потратили около $600 млрд, но им так и не удалось безоговорочно разгромить радикальных исламистов. В июле 2011 года начался постепенный вывод войск международной коалиции из Афганистана. Через два года обеспечение безопасности в стране формально было возложено на местные силовые структуры, после чего иностранный воинский контингент стал играть вспомогательную роль. Но всем было понятно, что правительство в Кабуле не в состоянии обойтись без иностранной военной и финансовой поддержки. Главным спонсором афганских сил безопасности всё это время являлись США. Одним из основных инструментов вооруженной борьбы с исламскими боевиками, имеющимся в распоряжении центрального правительства, стал Национальный воздушный корпус Афганистана (военно-воздушные силы).
На первом этапе антитеррористической кампании в Афганистане была сделана ставка на хорошо знакомую афганцам авиатехнику. С опорой на американскую техническую и финансовую поддержку силам Северного альянса удалось вернуть в строй несколько угнанных в Пакистан вертолетов советского производства. Ещё некоторое количество Ми-25/Ми-35 и Ми-8/Ми-17 поставила Россия, и передали восточно-европейские страны НАТО.До определённого момента вертолеты советского и российского производства являлись главной ударной силой Национального воздушного корпуса. Пилоты афганских боевых вертолетов в основном применяли 57-80-мм НАР С-5 и С-8. Стрелково-пушечное вооружение против боевиков использовалось крайне редко, так как это подразумевало сближение с целью на дистанцию, когда была высока вероятность поражения ответным огнём из стрелкового оружия.
Транспортно-боевые Ми-8 и Ми-17 перевозили грузы и личный состав афганских сил безопасности, но и на них зачастую подвешивали блоки НАР и бомбы, а наличие 7,62-мм пулемета ПК в дверном проёме являлось обязательным. Наряду с эксплуатацией бывшей в употреблении авиатехники советской постройки, США в рамках компании по борьбе с глобальным террором закупали в России новые вертолеты. Так, по состоянию на 2013 год наша страна поставила 63 вертолета Ми-17В-5 (экспортная версия Ми-8МТВ-5), а также расходные материалы и запчасти общей стоимостью около $1 млрд. После 2014 года американцы прекратили приобретать для афганской армии технику и вооружение в России. Тем не менее ещё несколько бывших в употреблении Ми-17 поступили из стран Восточной Европы. Афганское правительство, столкнувшись с дефицитом запасных частей и нехваткой боевых вертолетов, обратилось с просьбой о безвозмездной помощи. Россия не стала осуществлять бесплатные поставки в страну, чьё руководство находится под контролем американцев. Четыре порядком изношенных вертолета Ми-35 в 2018 году Афганистану передала Индия, но это не оказало заметного влияния на ситуацию.В данный момент в афганских ВВС всё ещё остались летающие ударные Ми-35 и транспортно-боевые Ми-17. Однако из-за разрыва сотрудничества с Москвой их техническое состояние оставляет желать много лучшего, и они больше простаивают на земле. Если ситуация не изменится, то в скором будущем афганским военным придётся окончательно расстаться с российской авиатехникой.
Цели программы замены в Воздушном корпусе Афганистана вертолетов российского производства
Ещё до введения против России санкций, США начали реализацию программы замены в Афганистане российских вертолетов авиатехникой, соответствующей стандартам НАТО. Основными целями данной программы было сократить влияние России на ситуацию в регионе, уменьшить финансовые расходы на закупку и содержание авиатехники, оптимизировать время на подготовку к повторным боевым вылетам и сделать их более результативными. С самого начала американские военные чётко расставили приоритеты. При выборе техники для ВВС Афганистана речь шла только о выполнении бомбово-штурмовых ударов, переброске воздухом небольших подразделений и грузовых перевозках в интересах сухопутных войск. Приобретение реактивных боевых самолетов, способных осуществлять перехват в рамках задач ПВО и вести воздушный бой, не рассматривалось.
Замена Ми-8/Ми-17 вертолетами американского производства
На первом этапе США пытались компенсировать нехватку многоцелевых вертолетов Ми-8/Ми-17 взятыми с долговременного хранения Bell UH-1Н Iroquois. Хотя эти ветераны Вьетнамской войны прошли капитальный ремонт и были оснащены новыми средствами связи, они уже не удовлетворяют современным требованиям, и проявили себя не лучшим образом в условиях высокогорья. Основной альтернативой российским транспортно-боевым вертолетам в долгосрочной перспективе должны стать модернизированные Sikorsky UH-60А Black Hawk, взятые с хранения.
Вертолеты, построенные в середине 1980-х годов, прошли капитальный ремонт и модернизацию, после чего получили обозначение UH-60А+. В ходе модернизации устанавливаются двигатели General Electric T700-GE-701C, улучшенная трансмиссия и обновлённая система управления. Заявлено, что по своим возможностям UH-60А+ соответствуют современной модификации UH-60L. Всего США планируют поставить 159 многоцелевых вертолетов. Вертолеты UH-60A+ оснащены пулеметами калибра 7,62-мм, и в случае необходимости на внешних подвесках могут нести блоки с неуправляемыми ракетами и контейнеры с шестиствольными 12,7-мм пулеметными установками GAU-19. Справедливости ради стоит сказать, что «Чёрный ястреб» является очень неплохим вертолетом. Однако афганские пилоты и наземный технический персонал не испытывают большого энтузиазма от перехода на UH-60A+. Это связано с тем, что «Чёрный ястреб» при всех своих достоинствах гораздо более требовательная к обслуживанию машина, чем освоенные афганцами вертолеты Ми-8/Ми-17, доказавшие свою высокую эффективность и неприхотливость. Кроме того, поставляемые американцами транспортно-боевые вертолеты не являются новыми, что неизбежно скажется на эксплуатационной надёжности.
Замена Ми-35 легкими разведывательно-ударными вертолетами и турбовинтовыми штурмовиками
В прошлом основной ударной силой афганских ВВС являлись вертолеты Ми-35. Эта машина представляет собой экспортный вариант Ми-24В и вооружена подвижной пулеметной установкой УСПУ-24 с четырехствольным 12,7-мм пулеметом ЯкБ-12,7. Стандартной боевой нагрузкой афганских Ми-35 являлись 2-4 блока Б-8В20А ёмкостью по двадцать 80-мм ракет С-8. Обычно афганские Ми-35 использовались как «летающие РСЗО». Стараясь не подставляться под зенитный огонь с земли, экипажи выполняли залповый пуск НАР «по площади» с дистанции не менее 1 км. В 2015 году американские представители заявили, что в силу высокой затратности и неочевидной эффективности они прекращают финансирование технической поддержки Ми-35. Тем не менее афганцы не отказались полностью от «крокодилов», но их боеготовность резко упала и сильно снизилась интенсивность полетов. В настоящее время в Национальном воздушном корпусе Афганистана имеется не более восьми Ми-35, способных подняться в воздух. В какой-то мере заменой российских ударных вертолетов стал легкий вертолет MD Helicopters MD530F Cayuse Warrior, который является представителем семейства, ведущим свою родословную от однодвигательного легкого многоцелевого вертолета McDonnell Douglas Model 500. В Воздушном корпусе Афганистана имеется около 30 MD530F. Всего парк легких боевых вертолетов планируется довести до 68 единиц.
Вертолеты модификации MD530F, предназначенные для ВВС Афганистана, оснащены газотурбинным двигателем Rolls-Royce Allison 250-C30 Turboshaft взлетной мощностью 650 л.с. и винтом с увеличенной подъёмной силой. Это позволяет эффективно действовать при более высокой температуре и в горной местности, превосходя другие вертолеты в своём классе. MD-530F может нести широкий спектр вооружения, в том числе контейнеры НМР400 с 12,7-мм пулеметом МЗ (скорострельность 1100 выстр./мин, боекомплект 400 патронов), а также ПУ НАР и ПТУР. Масса полезной нагрузки на внешней подвеске – до 970 кг.Легкий боевой вертолет MD530F стал первым в семействе, получившим «стеклянную кабину», которая включает в себя сенсорные дисплеи GDU 700P PFD/MFD и Garmin GTN 650 NAV/COM/GPS, а также интегрированную систему слежения (HDTS), которая объединяет прицельно-поисковое оборудование, аппаратуру ночного видения FLIR и лазерный дальномер-целеуказатель.Помимо нанесения ударов по наземным целям, MD530F способен вести патрулирование и разведку, а также корректировать артиллерийский огонь и наводить на цель другие ударные вертолеты и самолеты. Наличие на борту лазерного дальномера-целеуказателя позволяет осуществлять подсветку цели для управляемых артиллерийских снарядов и авиационных боеприпасов. Хотя MD530F по боевой живучести не может сравниться с Ми-35, при правильном использовании он вполне эффективен. Залогом неуязвимости этого вертолета является высокая маневренность, тяговооруженность и малые геометрические размеры. В силу гораздо меньшего взлетного веса MD530F чувствительней к командам органов управления и превосходит Ми-35 по эксплуатационной перегрузке. Попасть в MD530F гораздо сложней, чем в бронированный «крокодил». Кроме того, ряд наиболее уязвимых узлов MD530F прикрыт полимерно-керамической бронёй, а топливные баки протектированы и выдерживают попадания 12,7-мм пуль. Несущий винт с повышенным КПД сохраняет работоспособность при простреле 14,5-мм пулями.
На боевой живучести MD530F отрицательно сказывается наличие одного двигателя, выход из строя которого неминуемо приведёт к падению или к вынужденной посадке. В то же время следует признать, что, хотя машины семейства Ми-24 лучше защищены от огня легкого стрелкового оружия, крупнокалиберные 12,7-14,5-мм пули представляют огромную угрозу для всех без исключения вертолетов и самолетов, имеющихся в Национальном воздушном корпусе Афганистана.Немаловажным фактором принятия на вооружение легких боевых вертолетов MD530F стала их относительно невысокая цена. Холдинг «Вертолеты России» в 2014 году предлагал экспортную модификацию Ми-35М за $10 млн, в то же время стоимость одного MD530F без вооружения составляет $1,4 млн. Кроме того, большое значение имеет топливная эффективность. Два двигателя Ми-35 в среднем расходуют 770 л топлива в час. Газотурбинный двигатель, установленный на MD530F, потребляет 90 л в час. С учётом того, что авиационное топливо на афганские авиабазы доставляется военно-транспортными самолетами или автомобильными конвоями, для которых необходимо выделять сильную охрану – это существенно сказывается на интенсивности использования боевой авиации и стоимости летного часа.Руководство американского оборонного ведомства категорически возражало против поставки Афганистану не только современных боевых вертолетов AH-64E Apache Guardian, но и относительно простых AH-1Z Viper. В основном это связано с опасениями, что используемые в вооруженных силах США ударные вертолеты могут оказаться в распоряжении китайских или российских специалистов. Также большие сомнения вызывала способность афганцев самостоятельно поддерживать в рабочем состоянии весьма сложные и трудоёмкие в обслуживании боевые вертолеты. К тому же крайне желательно было снизить стоимость летного часа и время подготовки к повторному боевому вылету. По замыслу американских военных, полноценной заменой Ми-35 должен стать турбовинтовой штурмовик Embraer А-29В Super Tucano, победивший в 2011 в конкурсе на легкий боевой самолет. Соперником американо-бразильского турбовинтового штурмовика выступал Hawker Beechcraft AT-6B Texan II. Победе в конкурсе способствовало то, что компания Embraer совместно с корпорацией Sierra Nevada (SNC) начали сборку «Супер Тукано» на территории США.
По состоянию на 2016 год стоимость одного «Супер Тукано» составляла $16 млн. Цена одного самолета А-29В, собранного на предприятии в Джексонвилле во Флориде, в 2019 году – более $18 млн. Специалисты отмечают, что рост стоимости собираемых в США самолетов, по сравнению с бразильскими «Супер Тукано», в основном связан с установкой более совершенного БРЭО американского производства. Выбор «Супер Тукано», находящегося в эксплуатации с 2004 года, также обусловлен тем, что он очень хорошо проявил себя в противоповстанческих операциях, проводимых правительствами Бразилии и Колумбии. Этот вооруженный турбовинтовой самолет оказался успешным при перехвате легких транспортно-пассажирских самолетов, перевозящих нелегальные грузы. На сегодняшний день две сотни «Супер Тукано», используемые в зоне боевых действий, налетали более 24 000 часов. Благодаря высокой маневренности, низкой тепловой заметности и хорошей живучести, самолеты прекрасно зарекомендовали себя в ходе выполнения боевых заданий. Хотя имели место летные происшествия, ни один турбовинтовой штурмовик не потерян от зенитного огня.
Все расходы, связанные с приобретением самолетов, доставкой их в Афганистан, закупкой для них вооружения, запасных частей и расходных материалов, а также обучением пилотов и механиков, взяли на себя США. Подготовка афганского летного и технического состава осуществлялась инструкторами 81-й истребительной эскадрильи ВВС США на авиабазе Муди в Джорджии.По сравнению с одноместной модификацией А-29А, используемые ВВС Афганистана двухместные самолеты А-29В оснащены гораздо более совершенным БРЭО. Благодаря наличию второго члена экипажа, выполняющего обязанности оператора вооружения и летчика-наблюдателя, этот самолет является оптимальным для использования в операциях, где осуществляется вооруженная разведка и возможно применение управляемых средств поражения.Благодаря турбовинтовому двигателю Pratt & Whitney Canada PT6 A-68C мощностью 1600 л.с., «Супер Тукано» имеет достаточно высокие летные данные. Максимальная скорость в горизонтальном полете составляет 590 км/ч. Крейсерская скорость — 508 км/ч. А-29В может находиться в воздухе более 8 часов. Перегоночная дальность полета – 2500 км. Боевой радиус с нагрузкой 1500 кг – 550 км. Нормальная взлетная масса составляет 2890 кг, а максимальная – 3210 кг. Турбовинтовой штурмовик способен работать в условиях высокой температуры, обладает хорошими взлетно-посадочными характеристиками, что даёт возможность базироваться на ограниченных по протяжённости грунтовых взлетно-посадочных полосах.В распоряжении экипажа имеются средства отображения информации израильской компании Elbit Systems и прицельно-поисковые системы производства Boeing Defense, Space & Security. При наведении на цель управляемых боеприпасов задействуется система отображения данных на шлеме пилота, интегрированная с аппаратурой управления авиационными средствами поражения. Сообщается, что в 2013 году для А-29В компанией OrbiSat создан подвесной радар, способный работать по воздушным и наземным целям и обнаруживать с высокой вероятностью одиночные минометные позиции. На борту также имеются инерциальные и спутниковые навигационные системы и аппаратура, обеспечивающая закрытый канал радиосвязи.Боевая нагрузка, или подвесные контейнеры с разведывательно-поисковой аппаратурой общим весом до 1550 кг размещаются на пяти узлах подвески. В состав вооружения А-29В входят свободнопадающие и корректируемые бомбы, бомбовые кассеты, НАР, а также 70-мм реактивные снаряды с лазерным наведением HYDRA 70/APKWS. В крыле установлены два 12,7-мм пулемета FN Herstal M3P с темпом стрельбы по 1100 выстр./мин. Боекомплект – 200 патронов на ствол. Также предусмотрена подвеска 20-мм пушки GIAT M20A1 и четырех контейнеров с 7,62-12,7-мм пулеметами.
В случае необходимости на месте второго пилота может быть установлен дополнительный протектируемый и заполняемый нейтральным газом топливный бак ёмкостью 400 литров. В силу конструктивных особенностей боевая живучесть А-29В выше, чем у большинства боевых вертолетов. На турбовинтовом штурмовике, в отличие от вертолета, нет многих уязвимых узлов, при повреждении которых управляемый полет невозможен. Заметность А-29В в ИК-спектре существенно ниже, чем у боевых вертолетов, а горизонтальная скорость полета больше примерно в два раза, что сокращает время нахождения в зоне зенитного огня. Для противодействия ракетам с тепловым наведением и постановки помех РЛС имеются автоматы отстрела тепловых ловушек и дипольных отражателей. Предусмотрена возможность подвески контейнера с лазерной аппаратурой противодействия ракетам с ИК ГСН. Впрочем, у «талибов» сейчас не имеется работоспособных ПЗРК. Для стрельбы по воздушным целям боевики в основном используют легкое стрелковое оружие, у них также есть 12,7 и 14,5-мм зенитные установки. С учётом имеющихся угроз кабина экипажа и наиболее важные части афганских А-29В прикрыты полимерной бронёй, не пробиваемой бронебойными винтовочными пулями, выпущенными с дистанции 300 м. Топливные баки имеют защиту от прострела и заполняются нейтральным газом. При сильном зенитном противодействии бронирование двухместной кабины может быть усилено керамическими пластинами, что обеспечивает защиту от 12,7-мм пуль на дистанции 500 м. Но в этом случае на 200 кг уменьшается масса боевой нагрузки и снижается дальность полета. Афганцы приступили к освоению первых восьми А-29В в 2016 году. В 2020 году в ВВС Афганистана имелось уже 26 самолетов. Ожидается, что в ближайшее время парк афганских «Супер Тукано» превысит 30 единиц. Пилоты афганских А-29В совершили первые боевые вылеты в начале 2017 года. После поступления новых самолетов и освоения их экипажами и наземными службами, интенсивность боевых вылетов увеличивалась. Уже в апреле 2017 года «Супер Тукано» совершали до 40 боевых вылетов в неделю.
Согласно рекомендациям, выданным американскими советниками, афганские пилоты избегали входить в зону эффективного зенитного огня, осуществляя пуск реактивных снарядов и сбрасывая бомбы с безопасной высоты. Крыльевые 12,7-мм пулеметы против «талибов» не использовались. Для повышения эффективности боевых вылетов в марте 2018 года на афганские «Супер Тукано» начали подвешивать корректируемые бомбы GBU-58 Paveway II. Это не только резко улучшило точность бомбометания, но и позволило уничтожать стационарные цели с известными координатами в ночное время.
В целом «Супер Тукано» очень неплохо проявили себя в ходе боевых действий в Афганистане, и, согласно оценкам западных экспертов, смогли компенсировать вывод вертолетов Ми-35 из эксплуатации. Хотя цена А-29В несколько выше, чем у экспортных Ми-35, турбовинтовые штурмовики компенсируют её гораздо более низкими эксплуатационными расходами. Стоимость летного часа афганских А-29В в 2016 году составляла примерно $600. В то же время стоимость летного часа транспортно-боевого вертолета Ми-17В-5 превышала $1000, а у Ми-35 приближалась к $2000. Время подготовки вертолета к повторному боевому вылету занимает гораздо больше времени, чем у «Супер Тукано». При аналогичной или даже более высокой боевой эффективности, легкие турбовинтовые боевые самолеты в условиях Афганистана оказались экономически более выгодными.Большим достоинством А-29В является способность успешно действовать в тёмное время суток, что крайне проблематично для афганских Ми-17В-5 и Ми-35. В отличие от боевых вертолетов, турбовинтовой самолет легко преодолевает горные хребты, неся при этом максимальную боевую нагрузку.
Транспортно-пассажирские и разведывательно-ударные самолеты Национального воздушного корпуса Афганистана
До падения режима Мохаммада Наджибуллы в ВВС Афганистана эксплуатировались транспортно-пассажирские самолеты: Ан-2, Ил-14, Ан-26, Ан-32. После того как в ноябре 2001 года боевики движения «Талибан» без боя покинули Кабул, все самолеты, полученные от СССР, находились в состоянии металлолома, и западной коалиции пришлось заново создавать афганскую военно-транспортную авиацию. В конце 2009 года вновь сформированным ВВС Афганистана передали два средних военно-транспортных C-27A Spartan. «Спартанец», в котором используются узлы американского С-130, создан компанией Alenia Aeronautica на базе итальянского самолета G.222. Компания Alenia North America получила контракт общей стоимостью $485 млн на модернизацию и переоборудование 18 C-27A. На афганских самолетах установлена баллистическая защита кабины, устройство отстрела тепловых ловушек и дополнительное оборудование для действий со слабо подготовленных аэродромов. Топливные баки заполняются нейтральным газом.
С-27А с максимальной взлетной массой 31800 кг имеет грузоподъёмность до 11600 кг. Вместимость: 60 пассажиров или 46 вооруженных десантников. Дальность полета с полезной нагрузкой 4535 кг – 5110 км. Практический потолок – 9140 м. Максимальная скорость – 602 км/ч. Крейсерская – 583 км/ч. Всего в Афганистан было доставлено 16 «Спартанцев». Однако в январе 2013 года США решили не выделять средства на поддержку в рабочем состоянии парка С-27А. Сообщается, что это связано с чрезмерными эксплуатационными затратами. Согласно одним источникам, по состоянию на 2020 год в Национальном воздушном корпусе в рабочем состоянии имелось четыре С-27А, по другим данным, все афганские «Спартанцы» списаны. Для осуществления транспортно-пассажирских перевозок в интересах вооруженных сил Афганистана с 2013 года используются четыре бывших в употреблении американских С-130Н Hercules.
В мае 2008 года США приобрели для ВВС Афганистана четыре украинских Ан-32Б, ранее находившиеся в эксплуатации. Судя по всему, Ан-32Б уже списаны по причине выработки ресурса. В связи с тем, что служба самолетов С-27А в Афганистане не задалась, не удалось реализовать планы по оснащению афганских ВВС «ганшипами» AC-27J Stinger II. В 2008 году Командование специальных операций выделило на эти цели $32 млн. В период с 2011 по 2015 год планировалось приобрести 16 AC-27J. Самолет должен был быть вооружен 30 или 40-мм пушкой, установленной в дверном проёме, а также высокоточными авиационными боеприпасами. В 2008 году взятый с хранения С-27А прибыл на авиабазу Эглин во Флориде, где его должны были переоборудовать в исследовательской лаборатории ВВС США. Однако уже в начале 2010 года работы были остановлены. В июле 2012 года итальянская компания Alenia Aermacchi и американская компания АТК объявили о намерении создать на базе военно-транспортного C-27J многоцелевой самолет MC-27J. В зависимости от поставленной задачи эта машина в рамках антиповстанческих операций может оказывать огневую поддержку наземным подразделениям, вести разведку и патрулирование, перевозить грузы и личный состав.
В 2014 году первый MC-27J приступил к испытаниям. Основой прицельно-разведывательного комплекса стала платформа L-3 Wescam MX-15Di с оптикоэлектронной и инфракрасной аппаратурой. Обмен информации с наземными командными пунктами осуществляется по линии связи стандарта Link-16.В рамках концепции создания недорогого многоцелевого самолета с быстросъёмным вооружением самолет оснастили 30-мм автоматической пушкой GAU-23 (авиационная модификация ATK Mk. 44 Bushmaster).
Пушка с системой боепитания размещается на стандартном грузовом поддоне и монтируется в грузовой кабине для стрельбы через грузовую дверь. Монтаж либо демонтаж пушки должен занимать не более четырех часов. Помимо 30-мм артустановки в состав вооружения MC-27J планируется ввести ракеты AGM-176 Griffin и AGM-114 Hellfire. В 2017 году самолет MC-27J был предложен Командованию сил специальных операций, которое фактически несёт ответственность за оснащение ВВС Афганистана авиационной техникой. Однако решение о поставках MC-27J не принято до сих пор. Для доставки небольших грузов, в том числе и на грунтовые взлетно-посадочные полосы, используются шесть самолетов общего назначения Cessna 208 Caravan.
Этот самолет, благодаря неприхотливости, невысоким эксплуатационным расходам и способности действовать с неподготовленных площадок, пользуется популярностью в странах «третьего мира». В ВВС США он известен как U-27A.Самолет с одним турбовинтовым двигателем мощностью 675 л.с. имеет максимальный взлетный вес 3629 кг, и может перевозить 9 пассажиров с крейсерской скоростью 344 км/ч. Максимальная скорость – 352 км/ч. Дальность полета – 1980 км. Первые Cessna 208 появились в афганских ВВС в 2011 году. Согласно справочным данным, Национальный воздушный корпус также эксплуатирует 10 разведывательно-ударных AC-208 Combat Caravan – с прицельно-поисковой аппаратурой и ракетами AGM-114 Hellfire. Впрочем, подтвердить наличие этих самолетов в Афганистане не удалось, в сети имеются фотографии только не вооруженных афганских самолетов. Возможно, речь идёт о модификации MC-208 Guardian Caravan, используемой американскими силами специальных операций. В ВВС Афганистана также имеются турбовинтовые бизнесджеты Pilatus PC-12NG. Самолет с максимальным взлетным весом 4740 кг оснащён турбовинтовым двигателем мощностью 1200 л.с. Максимальная скорость полета составляет 540 км/ч. Крейсерская скорость – 502 км/ч. Дальность полета с одним пассажиром на борту – 3530 км. Дальность с одним пилотом и 10 пассажирами — 2371 км. Известно, что в 2012 году американская компания Sierra Nevada получила контракт стоимостью $220 млн на переоборудование закупленных в Швейцарии 18 самолетов PC-12NG. Авиационные эксперты полагают, что афганские PC-12NG должны быть модифицированы в самолеты наблюдения и разведки.
В трех эскадрильях ССО ВВС США с 2006 года эксплуатируются самолеты U-28A Draco (военный вариант PC-12NG). Модификация U-28A HB-FOB – предназначена для ведения оптоэлектронной разведки и патрулирования в любое время суток. U-28A HB-FOG – предназначен для определения координат и перехвата сообщений в радиодиапазоне от 30 МГц до 2 ГГц. От пассажирских самолетов разведывательные U-28A HB-FOG и U-28A HB-FOB визуально отличаются зашитыми иллюминаторами, антеннами связных и радиотехнических систем, дополнительными контейнерами в нижней части фюзеляжа и датчиками оптикоэлектронной системы. Есть основания полагать, что специальными самолетами, созданными на базе PC-12NG, американцы пытаются компенсировать отсутствие в ВВС Афганистана разведывательных беспилотных летательных аппаратов.
Состояние и перспективы Национального воздушного корпуса Афганистана
В целом Национальный воздушный корпус Афганистана оснащён достаточно современной авиационной техникой, и по своей численности вполне соответствует размерам страны. По западным данным, боеготовность афганских самолетов и вертолетов в среднем составляет приблизительно 70 % от общей численности. Большая часть пилотов, летающих сейчас на западной авиатехнике, прошла обучение за пределами Афганистана. Персонал наземных технических служб в основном обучался на месте иностранными военными инструкторами и гражданскими специалистами, работавшими по контракту. В целом уровень подготовки афганского летно-технического состава оценивается как хороший. Однако даже при наличии необходимой квалификации пилоты ВВС Афганистана не всегда обладают достаточным уровнем мотивации и порой чрезмерно осторожны. Неоднократно отмечались случаи формального выполнения летного задания. Когда имелся риск напороться на зенитный огонь с земли, афганские летчики сбрасывали бомбы не прицельно, а пуск НАР выполняли с максимальной дистанции. Технический наземный персонал, задействованный в подготовке к вылетам самолетов и вертолетов, а также в их ремонте, требует пристального контроля со стороны иностранных специалистов. В противном случае афганцы могут отклоняться от требований инструкций, выполнять ремонт и регламентные работы халатно, что, в свою очередь, чревато высоким риском летных происшествий. С учётом численности, уровня подготовки личного состава и состояния авиационного парка самолеты и вертолеты афганских ВВС могут выполнять 50-60 вылетов в сутки. Это, конечно, возможно при условии, что на авиабазах имеется достаточное количество авиационного топлива и боеприпасов, а также при своевременном проведении обслуживания и ремонта. Материально-техническое снабжение Национального воздушного корпуса Афганистана целиком зависит от поставок, контролируемых США, а качество технического обслуживания – от присутствия иностранных инструкторов, контролирующих работу афганских механиков. В свете последних событий, на фоне активных операций, проводимых «талибами» во многих районах страны, боевой мощи ВВС Афганистана может быть недостаточно, чтобы сдержать их наступательный порыв. Согласно американским планам, к 2022 году парк ВВС Афганистана предполагалось довести до 245 самолетов и вертолетов. Однако имеются большие сомнения, что это будет воплощено в жизнь. Так или иначе, если США заинтересованы в сохранении в Кабуле нынешнего правительства, придётся выделять очень крупные ресурсы для поддержания его жизнеспособности. Ряд военных экспертов считает, что проамериканский режим в Афганистане не удержится без прямого масштабного участия в боевых действиях боевой авиации США, чего администрация Джозефа Байдена старается избежать.