Как известно, главная цель временных мостов, возводимых в военное время, заключается в обеспечении преодоления рек, озер и иных препятствий войсками на пути их движения, маневра, эвакуации.
В древности
Один из первых в мире подобных мостов был описан еще великим историком Геродотом в его знаменитой «Истории». Геродот рассказал миру, как был построен временный мост через пролив Босфор. Греческий инженер Мандрокл, выходец с острова Самос, по поручению персидского царя Дария Первого (552–485 гг. до н. э.) построил плавучий понтонный мост. Он соединил два берега пролива Босфор в самом узком месте, где ширина Босфора не превышала 660 метров. Пройдя через этот мост, войска Дария Первого вторглись в Европу, преследуя отступающих скифов.
Гере картину сию в память о мосте, Мандрокл.
Славу самосцам стяжал, себе же венец лишь почетный,
Царскую волю свершив, Дарию я угодил.
- посвятил Мандрокл тем событиям надпись в храме Геры на Самосе.
Преемник Дария Первого Ксеркс, начав войну против греческих полисов, решил организовать самую грандиозную на тот период временную переправу через пролив Дарданеллы. Персы собирались состыковать корабли своего флота таким образом, что многочисленная армия могла бы перейти по ним с одного берега пролива на другой. Однако вмешалась природа: шторм нарушил планы всесильного Ахеменида. Почему Ксеркс и приказал высечь море, а войска были вынуждены переправляться через пролив на кораблях обычным способом.
Следующую впечатляющую страницу в истории военного мостостроения открыл Гай Юлий Цезарь. В 55 г. до н. э. Цезарь, который вёл в то время Галльскую войну, распорядился построить деревянный мост через реку Рейн. Историки считают наиболее вероятным местом его строительства участок на 11 км ниже Бонна, где глубина реки достигает 6 метров, а ширина – 400 метров. 400-метровый деревянный мост через Рейн легионеры Цезаря воздвигли всего за десять дней.
В Средние века искусство строительства военных мостов в Европе пришло в упадок: крепостные рвы считались очень надежным препятствием для войск неприятеля, что уж говорить о широких и бурных реках? Тем не менее, в Новое время практику мостостроения стали активно осваивать голландцы и англичане, а в Петровскую эпоху передовые технологии пришли и в Российскую империю.
В России
В России искусство мостостроения достигло небывалых высот. Наиболее отчетливо преимущества отечественного мостостроения проявились в годы Великой Отечественной войны, когда советским войскам приходилось в кратчайшие сроки сооружать временные мосты и переправы через реки и даже проливы для того, чтобы облегчить задачи по передвижению войск.
К тому же, в результате боевых действий оказались разрушенными тысячи старых автомобильных и железнодорожных мостов, что потребовало от советского руководства и вооруженных сил оперативного их восстановления. Всего за годы Великой Отечественной войны только на железных дорогах СССР и Восточной Европы было восстановлено 2 756 больших и средних мостов, а также 13 022 малых моста, и ещё построено 155 больших и средних мостов.
В 1943 году немецкие войска построили канатную дорогу через Керченский пролив, через которую пропускалось до тысячи тонн грузов в сутки. Когда Красная армия освободила Керченский полуостров, дорога стала использоваться в интересах советских войск, а затем в 1944 году советскими военными был построен временный железнодорожный мост через Керченский пролив, общая длина его составляла более 4,4 км. Это был один из наиболее выдающихся примеров советского мостостроения в годы Великой Отечественной войны. К сожалению, мост был разрушен в результате аварии с ледоколом, врезавшимся в его опоры.
Несмотря на развитие воздушного транспорта, вооруженные силы России и других стран мира и в наши дни уделяют много внимания оперативному строительству мостов. Как только разрушаются гражданские мосты, на помощь приходят военные: достаточно вспомнить недавнее возведение военными временного моста у села Новолитовск в Приморье. Он был построен усилиями военнослужащих мостового батальона бригады материально-технического обеспечения Восточного военного округа.