«В зимнем периоде обучения основное внимание при проведении мероприятий боевой подготовки в Вооруженных силах Российской Федерации было уделено повышению качества подготовки войск при сохранении высокого уровня интенсивности боевой учебы. С начала учебного года в Вооруженных силах Российской Федерации было проведено свыше 900 тактических, тактико-специальных и командно-штабных учений на более чем 100 полигонах Западного, Южного, Центрального, Восточного военных округов и Северного флота».
На самом деле, данная статистика впечатляет. Выходит, что на день в ВС РФ приходится около 9 учений. И это только так часть того, что российским военнослужащим предстоит. Вот примерный список учений, которые ожидают российскую армию в 2016 году. Их размах и разнообразие впечатляют. В текущем году только международных маневров ожидается в районе десятка, не считая российских крупномасштабных учений. В прошлом году, по данным Минобороны, было проведено около пяти тысяч мероприятий боевой подготовки, и в этом году, похоже, показатели будут аналогичными.
По итогам 2015 года министр обороны России Сергей Шойгу определил основные угрозы страны в военном смысле: деятельность запрещенного в РФ ДАИШ, а также расширение НАТО. Все это понятно: за последние годы в альянс вступила дюжина стран, «в сферу интересов альянса вовлекаются Финляндия, Швеция, Сербия и Молдавия», также вступить желают Македония, Босния и Герцеговина, Черногория и Грузия. И даже Украина – которую, понятно, вряд ли примут, но тем не менее. Ну а террористы сегодня всячески угрожают развернуть полномасштабную деятельность в Средней Азии и на Кавказе.
Понятно, что для противодействия имеющимся угрозам российская армия должна продолжать укрепляться. Как давно известно: кто не кормит свою армию, впоследствии кормит чужую. Мы же своим Вооруженным силам уделяем достаточное внимание и выделяем достаточное финансирование.
И именно поэтому сегодня имеем соответствующие результаты. В текущем году комплектация армии в целом достигнет 93% (на конец 2014 – было 90,5%), в 2015-ом на 10% выросла численность контрактников (их стало 352 тысячи), а переоснащение армии на современную технику проводится с опережением графика. В 2016 году доля современной техники должна превысить половину и достичь 51% при показателе ее исправности не менее 92%.
Отдельно стоит отметить, что перевооружение ядерных сил идет «с опережением графика»: уже сегодня «ядерная триада» оснащена современным оружием на 55%.
В текущем году особое внимание будет уделяться отработке взаимодействия различных родов войск, а также применению новых видов техники, которая сегодня активно поступает на вооружение.
Главным учением должно стать стратегическое командно-штабное учение «Кавказ», намеченное на сентябрь. Даже чисто географический масштаб его поражает: оно пройдет на территориях Южного, Северо-Кавказского и Крымского федеральных округов.
Министр обороны Сергей Шойгу указывает:
Планируется не просто проверить состояние боевой и мобилизационной готовности войск, но и испытать на практике новые формы и способы действий войск согласно современному опыту боевых действий, включая массовую переброску на большие расстояния личного состава и техники. Проще говоря, отрабатывается концепция мобильных и при этом мощных соединений, которые могут перебрасываться в необходимый район оперативно, со всей техникой и отработанным взаимодействием.
Важно, что помимо запланированных учений имеют место и внезапные проверки боеготовности, которые по понятным причинам показывают наиболее реалистичное положение дел в Вооруженных силах. Показательно, что внезапные проверки массово начали проводиться с 2013 года после двадцатилетнего перерыва: армия окрепла, обновилась, и теперь демонстрировать ее мощь стало не просто возможным, но и желательным.
Международные маневры также играют важную роль. В этом году проводятся российско-белорусские учения «Щит Союза», учения сил оперативного реагирования ОДКБ «Взаимодействие» и миротворческих сил «Нерушимое братство», антитеррористические учения вооруженных сил государств-членов ШОС «Мирная миссия».
Также запланированы общие учения с Индией, Монголией, Пакистаном и Вьетнамом. Проще говоря, российская армия готова отрабатывать взаимодействие с вооруженными силами всех стран, которые готовы отстаивать свой суверенитет и независимость от глобализма.
При этом сценарии учений всегда разный и зависит от угроз, противодействие которым в рамках них отрабатывается. Например, если говорить про гипотетической нападение НАТО, то в рамках маневров преимущественно отрабатывается взаимодействие авиации и ПВО, если говорить об учениях в Средней Азии, то на них основной акцент делается на антитеррористических операциях.
Примером могут служить учения ОДКБ «Поиск-2016», вводная которых, как сообщает пресс-служба Центрального военного округа:
«По плану учений, группа террористов, прорвавшихся через границу, осуществляет нападение на колонну гуманитарной помощи».
Сообщается, что в учениях отрабатывается взаимодействие различных видов разведки: войсковой, специальной, воздушной, радиоэлектронной и других.
Однако учения не ограничиваются только розыском условных террористов:
«В ходе уничтожений… будет осуществлены десантирование с вертолетов, реактивная стрельбы из установок "Град"».
Таким образом, в случае появления реальных террористов им не поздоровится, даже если это будут не отдельные группы, а военные подразделения с техникой из разных стран.
Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа специально отметил участие в учениях разведок разных стран:
«Все они будут задействованы, с этими средствами будут ознакомлены все представители вооружённых сил стран ОДКБ, что позволит унифицировать их использование. А самое основное, повысить эффективность их использования для выполнения главных задач».
Учения Россией могут проводиться и в виде реальных боевых действий, что крайне важно как для проверки эффективности техники, так и для получения личным составом боевого опыта. Владимир Путин в декабре говорил открытым текстом:
В целом можно смело утверждать, что Вооруженные силы России, начиная с 2013 года, постоянно поддерживают себя в боеготовности. Осуществляемые плановые учения и внезапные проверки боеготовности проводятся не формально, а с реальной отработкой задач в условиях, максимально приближенным к боевым (а в Сирии – и непосредственно в боевых).
Соответственно, растет профессионализм личного состава, отрабатывается взаимодействие подразделений.
Направленность учений соответствует актуальным угрозам безопасности РФ: в первую очередь. отрабатываются антитеррористические операции в регионах Азии и Кавказа; отражение возможного нападения со стороны блока НАТО с применением авиации и ракетного вооружения; принимаются меры и по обеспечению безопасности на Востоке.
Также значительное внимание уделяется Арктике – хотя в настоящее время нет непосредственной угрозы вторжения в этом обширном регионе, в будущем он может стать «горячим» из-за пересечения интересов стран. Поэтому Россия должна заранее разместить свои войска на базах и проводить учения на местности, заранее отрабатывая военные действия в арктических условиях.
Что отрадно, наша страна продолжает в своих действиях руководствоваться заветами наших мудрых предков. В данном случае знаменитого полководца Суворова, который говаривал: «Тяжело в учении, легко в бою!»
Источник: http://politrussia.com