По информации газеты «Ведомости» от 21.08.2021 года, ситуация с недопуском кораблей ВМФ России в порт автономного города Сеута (побережье Африки в районе Гибралтарского пролива) является по меньшей мере странной, говорится в заявлении официального представителя российского МИД Марии Захаровой.
«С недоумением узнали об отказе испанских компетентных властей выдать разрешение на заход кораблей Северного флота ВМФ России... Данная ситуация выглядит по меньшей мере странно, особенно на фоне существующей положительной практики взаимодействия в вопросах о заходе российских военных кораблей в испанские порты»,
– говорится в сообщении.Захарова считает, что данный инцидент противоречит духу Декларации о стратегическом партнерстве, подписанной странами в 2009 году.Накануне испанская газета «El Confidencial» со ссылкой на источники в МИД страны сообщила, что Мадрид проигнорировал просьбу России о заходе двух военных кораблей в порт города Сеута, испанского полуэксклава в Северной Африке. По сведениям издания, российский флот запросил трехдневную стоянку большого противолодочного корабля «Вице-адмирал Кулаков» и спасательного буксирного судна «Алтай» Северного флота для дозаправки и пополнения запасов продовольствия. Стоянка должна была начаться 18 августа.Однако МИД Испании не разрешил кораблям зайти в порт. Причиной, по данным источников издания, стало то, что Россия не передала информацию о дальнейшем маршруте, которую запросила Испания.В испанском МИД заявили, что не отказывали во входе этим кораблям.
«Единственная проблема в том, что, когда у них [РФ] запросили необходимую документацию для того, чтобы пристать к берегу в порту Сеуты, они нам ее не предоставили»,
– сказали там. При этом российская сторона настаивает, что все необходимые документы были переданы в срок.По сообщению ТАСС
от 21.08.2021 года, официальный представитель МИД России добавила:
«Видимо, [они сделали это] тем самым желая продемонстрировать свое равнение на русофобское крыло НАТО в период подготовки саммита стран-членов альянса, который должен пройти в Мадриде в 2022 году»,
– отметила дипломат.По данным сайта Российской газеты от 23.08.2021 года, корабли Северного флота зашли в город-порт Алжир. В составе отряда большой противолодочный корабль «Вице-адмирал Кулаков», спасательно-буксирное судно «Алтай» и средний морской танкер «Академик Пашин». Деловой заход продлится до среды, сообщили в пресс-службе Северного флота.В эти дни состоятся несколько протокольных мероприятий с участием представителей двух стран. Корабль планирует посетить и посол РФ в Алжирской народной демократической республике. Морякам предоставят время для отдыха, а также пополнят запасы воды и продовольствия.По договоренности с Мадридом такие остановки для пополнения запасов и топлива наших кораблей совершались регулярно и достаточно давно. Вместе с тем некоторое время назад на фоне охлаждения американо-российских отношений недовольство подобными заходами начали высказывать официальные американские лица. В итоге, как говорится – получите, распишитесь!Наличие пункта МТО или ВМБ для российского ВМФ вблизи Гибралтарского пролива не вызывает сомнения. Получить такую возможность, это как огромный
: при определенной доле везения или настойчивости выиграть вполне возможно, но вот удержать его и не промотать гораздо важней. Это понимаем не только мы. Англичане еще в 1704 году приложили максимум усилий по обустройству собственной военно-морской базы на юге Пиренейского полуострова, отбив у испанцев Гибралтарскую скалу и песчаный перешеек, ведущий к ней. Стратегическое значение этой территории, позволяющей контролировать Гибралтарский пролив и соединяющий Средиземное море с Атлантическим океаном, ясно любому человеку. Еще больше оно возросло с открытием Суэцкого канала. Вот уже более 300 лет испанцы не могут смириться с этой потерей, не признавая права англичан на эту территорию. Однако все попытки испанцев отбить Гибралтар у англичан не увенчались успехом.США, создав за время Второй мировой войны крупнейший флот в 1953 году убедили испанцев в необходимости создания американской ВМБ для 6-го оперативного флота ВМС и военного аэродрома в г. Рота (Атлантическое побережье Испании), первой базы американских моряков на пути к Средиземному морю. ВМБ Рота расположена всего в 130 км от Гибралтарского пролива. Именно эта военно-морская база с 1963 года является местом дислокации ядерных подводных лодок ВМС США, выходящих на боевое патрулирование в Средиземное море. А с 2014 года одним из элементов Европейской ПРО США (место постоянного дежурства как минимум 4-х эсминцев класса «Arleigh Burke», оснащённых БИУС и одноименной ЗРК «Иджис» c зенитными ракетами SM-2 и SM-3) и стратегически важным пунктом для переброски американских войск в Европу и на Ближний Восток.С XVIII века Россия ищет возможность получить постоянный доступ кораблей ВМФ к центральному и западному Средиземноморью. Менялись руководители страны и политический строй, давно ушел в историю парусный и паровой флот. Но, как только у России возникал спрос на океанский флот, тут же возникала цель по наличию в этом регионе базы для наших кораблей и подводных лодок.Расстояние от города-порта Алжир до испанской Сеуты составляет 470 морских миль или около 760 км. Казалось бы, далековато от Гибралтарского пролива. Но постоянное присутствие российских кораблей и подводных лодок в этом регионе позволяет контролировать значительную часть западного Средиземноморья и Гибралтарский пролив. Тартус (Сирия) или Камрань (Вьетнам) тоже находятся на некотором удалении от стратегически важных коммуникаций, однако наличие там российских сил дает контроль над ними.Алжир – бывшая испанская, турецкая, а затем французская колония, и поэтому история отношений с завоевателями является для алжирцев борьбой за свободу и независимость страны. Наличие же у Алжира больших запасов нефти и газа, обнаруженных в XX веке, делает страну ценным призом и лакомым куском у любого агрессивного государства. Поэтому Алжир вынужден вкладывать огромные средства в собственную безопасность, содержать и развивать не маленькую сухопутную армию, включая авиацию, ПВО и военно-морской флот. Крупные вложения были сделаны алжирскими властями в развитие военной инфраструктуры, в том числе строительство гражданских и военных аэродромов, портов и военно-морских баз на побережье Средиземного моря. С момента провозглашения в 1962 году независимости Алжир является нашим давним деловым партнером и закупает у советского и российского ВПК широкий спектр военной продукции, включая корабли и подводные лодки. Возникают справедливые вопросы.Почему Россия не использует на постоянной основе военно-морскую базу Алжира для наших моряков? В каком качестве? На постоянной или временной основе вопрос к нашим военным и политическим властям? В качестве пункта МТО или ВМБ? Или, может быть, как в Сирии, собственная российская военно-морская база и аэродром на 50–100 лет? Всё это вопросы для обсуждения. Важно другое: Алжир – это территория лояльного России государства, а не страна НАТО. Нам есть, что предложить алжирцам. И договориться о сотрудничестве по этому направлению с властями Алжира намного проще. Делается ли что-то по данному направлению? И когда будет результат?