В партизанской войне регулярная армия победить не может. По той простой причине, что военным методом партизан победить нельзя. Только методом геноцида или депортации. И то не всегда...
Происходящее на Донбассе очередной раз подтверждает эту старую военную истину, о которой говорят будущим генералам во всех академиях. Во всяком случае, в советских военных академиях говорили так.
Потери украинской армии на данный момент уже многократно превышают потери ополчения и продолжают расти.
Если в начале мая численность ополчения едва достигала тысячи бойцов, большинство из которых держали оборону в Славянске, то на начало августа, по разным данным, численность армии Донбасса достигла десяти тысяч, а некоторые эксперты оценивают ее уже в двадцать.
Соотношение сил по технике в начале мая было 100:1. На несколько бронемашин ополчения приходились сотни танков, БТР и БМД украинской армии. Авиации у ополчения не было, артиллерии практически тоже.
К началу августа соотношение в тяжелой технике стало 10:1, у ополченцев появилась артиллерия. Авиации практически нет, но и украинская армия после потери большинства вертолетов и половины штурмовиков лишилась возможности эффективно поддерживать свои действия с воздуха.
Фактически партизанская война уже превратилась в противостояние двух регулярных армий. При этом украинская армия быстро сокращается, а армия Донбасса, наоборот, растет.
Численность боеспособных подразделений украинской армии в марте оценивалось в 6000 военнослужащих. В ходе весенней мобилизации численность войск была увеличена в несколько раз, но призванные на службу резервисты не отличались ни подготовкой, ни мотивацией. В результате до 30% призывников уже покинули свои части. Масштабы дезертирства постоянно растут.
В июне несколько десятков пограничников уничтожили оружие и перешли на российскую территорию, чтобы избежать гибели. В начале августа выходить из окружения на территорию России стали подразделения 72-й аэромобильной бригады (десантники), переходят почти каждый день, последняя группа насчитывала около 400 бойцов.
Соотношение потерь украинской армии и ополчения варьируется от 5:1 до 10:1.
Если в Славянске ополчение находилось в глухой обороне, отстреливаясь от наступающих войск из укрытий и совершая редкие партизанские вылазки, то в июле началась маневренная война. Сейчас ополчение уже действует как регулярная армия, перемещая силы по фронту, отступая и наступая, контратакуя, окружая противника.
Кто мог представить еще в мае, что около 5000 украинских военных окажутся в котлах — около 500 в луганском аэропорту, около 1000 в донецком и 3000-4000 между Луганском и российской границей, в так называемом южном котле. Подразделения общей численностью 5000 бойцов, которые не могут выйти из окружения и к которым не могут пробиться основные силы — это уже не партизанская война, это масштабы, сопоставимые с эпизодами Второй мировой.
Ранее я писал, что украинская армия, даже взяв Донецк, не сможет его полностью и постоянно контролировать, для этого потребуется слишком много сил. Но они не смогли даже взять Донецк. И очевидно, что уже не смогут.
Войну на востоке Украины часто сравнивают с чеченской. Но это сравнение тоже не в пользу Украины. Потому что соотношение населения России и Чечни примерно 100:1, а соотношение населения Украины и Донбасса — 6:1. Население — это ресурс, мобилизационный резерв, тыл, экономика. Россия не смогла добиться военной победы в первой чеченской кампании, и война закончилась подписанием Хасавюртовских соглашений. Вторая чеченская тоже завершилась миром, что лишь подтверждает невозможность военной победы в партизанской войне.
Может ли на что-то надеяться Киев в войне с регионом при соотношении населения 6:1, соотношении войск 3:1, соотношении техники 10:1 и соотношении потерь 1:5 не в свою пользу?
Еще месяц войны, и численность войск Донбасса и Украины сравняется, причем не только по личному составу, но и по тяжелой технике и артиллерии.
А по опыту и мотивации армия Донбасса изначально превосходила украинскую, и это превосходство только растет. Это в значительной степени обеспечивает эффективность действий армии Донбасса, что и приводит к большим потерям в украинских войсках.
Причина в повышенной мотивации армии Донбасса простая — донбассцы сражаются за свой дом, свою землю. В этом же причина низкой мотивации украинской армии — эти люди пришли на чужую землю. Можно сколько угодно говорить, что Донбасс — это Украина, но для солдата из Киева, Полтавы и тем более Тернополя Донбасс все равно будет чужим. Даже в большом городе жители одного района бывают чужими для другого, если районы населены разными этническими или социальными группами. В большой стране, собранной из областей с разной историей, это проявляется еще сильнее.
Причина более высокого уровня подготовки ополчения — несколько сложнее. Дело в том, что ядром ополчения стали ветераны силовых структур и спецслужб, афганцы и приехавшие из России "чеченцы" (только не этнические чеченцы, а ветераны чеченской войны, так их обычно называют в среде силовиков). В украинской армии таких кадров на порядок меньше, а те, кто был, от участия в войне либо уклонились — ушли в отпуск, подали в отставку либо воюют в качестве агента ополченцев (отсюда и удивительно точные попадания артиллерии ополчения по позициям украинских войск). Причина проста — офицер, который родился во времена СССР и поступал еще в советское военное училище, в большинстве случаев не будет воевать с русскими. Поэтому все или почти все кадры "старой закалки", советского выпуска так или иначе достались ополченцам. Либо прямо, либо косвенно — в виде агентуры и украинских командиров, саботирующих войну.
Есть ли в таких условиях у Киева какие-либо перспективы?
Некоторые указывают, что у украинской армии есть тыл, обеспечение, а ополченцы зажаты в двух крупных городах, снабжение которых заблокировано. Не совсем так. Полностью блокировать Донецк и Луганск украинской армии так и не удалось. А тылом ополчения, кроме самого Донецка, Луганска и десятка более мелких городов, является... вся Россия. Конечно, Россия не присылает продовольствие и медикаменты вагонами, как это делалось бы для собственной армии, но тем не менее поставки гуманитарных грузов идут. И если будет нужно — эти поставки наверняка увеличатся. Поэтому тыловое обеспечение ополчения не уступает украинскому, а потенциально может превзойти его в несколько раз. Это не говоря уже о трофеях, которые в ходе успешных боевых действий появляются достаточно регулярно.
Но самое главное — впереди.
Впереди осень и зима. Инфраструктура Донецка сильно повреждена, но зимовать в доме даже с буржуйкой гораздо легче, чем в неотапливаемом окопе под открытым небом. Да и вряд ли украинская армия вообще получит шанс зимовать в окопах. Когда численность артиллерии сравняется, войска Украины будут быстро вытеснены за пределы региона. И произойдет это скорее всего еще до первого снега.
Киев, конечно, не признает поражения. Сразу по нескольким причинам. Во-первых, военного положения так и не было введено. Формально войны нет, есть просто антитеррористическая операция. И антитеррористическая операция может быть просто завершена. Например, путем признания, что противник не является террористом. Это и так было очевидно, но если признать это официально, то появляется простой формальный повод завершить АТО. А во-вторых, признавать поражение будет скорее всего некому. Вряд ли Порошенко и его соратники долго просидят на месте после того, как провал военной операции станет очевидным для всех.
Но это не значит, что в октябре все закончится. Впереди еще одна революция (или майдан, если хотите), впереди смена власти в Киеве, впереди освобождение Харькова и Одессы. Впереди вопрос о том, до какой степени будет делиться Украина после потери востока. Впереди вопрос о том, будет ли запад Украины до конца цепляться за свою украинскую идею или превратится в Галицкое княжество и спокойно пойдет в Европу, сам по себе, без замашек на территорию размером с Францию, для контроля которой одной русофобии явно недостаточно.
Впереди еще много вопросов. Возможно, что впереди еще общеукраинская гражданская война, в которой Донбасс станет островком стабильности, а остальные регионы в большей или меньшей степени узнают, чем жил Донбасс этим летом.
Впереди еще много событий.
Но что совершенно очевидно — впереди ватники и зимние комплекты военной формы. И у кого ватников окажется больше, тот и победит...
Первоисточник http://novorus.info
Что «захист», что зачистка — всё едино
Моя недавняя знакомая, проживающая в Тернополе, попросила опубликовать её мнение по поводу происходящего. Ей 50 лет, она мать троих детей, её сына военкомат закидал повестками для участия в АТО. Тот скрывается. То и дело гробы приходят к ним туда, в Тернополь... Люди вроде реально стали прозревать... В общем, передаю её мнение от её лица. — М. В.
Похоже, что "захист Батьківщини" — это не что иное, как настоящая террористическая зачистка не только юго-востока, но и всей Украины.
На днях к нам, в Тернопольскую область, вновь спустили сверху разнарядку на отправку очередной партии солдат в Донбасс. Новый батальон формируют из простых сельских ребят. Военкомы и "агенты", коих развелось немереное число, разъезжают по сёлам и забирают парней прямо из их домов (конечно, тех, кто оказался менее шустрым и не успел спрятаться). При этом никто ни у кого не спрашивает, хочешь ты воевать, или нет. И попробуй только отказаться!..
Недавно в городе снова схоронили местных парней. Девять ребят вернулись домой в гробах спустя всего пару дней после отправки на войну. Подорвались в одном БТРе. Деньги, которые регулярно собираются с людей будто бы на обмундирование бойцов, куда-то чудесным образом исчезают. Наши ребята не только не имеют военных навыков, но и лишены хоть какой-то защиты — бронежилетов. Их используют как "одноразовое" (кажется, так сейчас принято говорить?) пушечное мясо, которое бросают для борьбы с "русскими и чеченскими террористами". Ведь, именно они (как ежечасно нам внушают с экранов телевизоров) растерзывают на части "рідну неньку".
Впрочем, нашим "спражним" СМИ уже мало кто верит. Не верим мы и работникам военкоматов, которые денно и нощно выискивают, вызванивают и зазывают мужчин явиться якобы "для сверки документов". На эту удочку больше никто не желает попадаться. Все знают, что за этим последует принудительное подписание повестки и отправка в АТО. Моему сыну звонили из военкомата уже несколько раз. А на адрес прописки племянника, который сейчас на заработках, пришло аж три повестки. Хотя он вообще не военнообязанный!.. Сосед по лестничной площадке (он недавно женился) переписал свою квартиру на жену, а сам выписался. Теперь вот "висит в воздухе", чтоб не смогли мобилизовать. Зять последовал примеру соседа и тоже выписался из жилья. Говорит, что не хочет воевать. Да и с кем? С такими же мирными людьми, как и мы?.. Даже молодежь, которая выросла в 90-х и 2000-х годах, уже прекрасно понимает, что к чему.
Одна моя знакомая не так давно "воевала" за своего сына у стен военкомата. Тогда там собрались десятки матерей. Но их мольбы и крики никто слушать не стал. Благо что женщины разошлись по домам живые...
Наши "правдиві" СМИ и журналисты ни разу не заикнулись о недовольстве людей, о том, что на деле творится на той войне, будь она проклята!.. И вот это называется "свободой слова"? По телевидению то и дело брешут и показывают одни подставы. В наигранных сюжетах дети и женщины радуются, гордятся тем, что их отцы, мужья и сыновья уезжают защищать Родину. О какой гордости и радости может идти речь, если не известно, вернутся ли они обратно домой? Это же бесконечные переживания, слёзы, отчаяние!.. А сейчас еще подписали указ о мобилизации мужчин до 60 лет. Это, выходит, что у нас одни бабы останутся? А кто семьи будет кормить? Депутаты, которые освобождены от призыва? Нам, в отличие от них, не нужна война, мы хотим мирного неба над головой.
Обращаюсь к украинским женщинам: ради Бога, не отпускайте своих мужей и сыновей на эту братоубийственную бойню! Нынешний "захист Батьківщини" сведен к военному террору не только юго-востока, но и всей Украины. Механизм геноцида запущен по всей стране.