«Договорённость» по телефону между президентами Путиным и Порошенко, в результате которой они «в большой степени согласились о шагах, которые способствовали бы прекращению огня», по словам пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова, стала сначала сенсацией, а потом вылилась в перемирие в Донбассе. Которое стало главным пунктом Минского протокола, причём его подписали также представители ДНР и ЛНР Захарченко и Плотницкий.
Это, несомненно, политический успех Новороссийских республик (они впервые получили признание на международной арене) и Путина, на чём настаивает западная пресса. Хотя также несомненно, что Минский протокол вряд ли будет выполняться, и Женевский протокол тому подтверждением, с этим согласно большинство экспертов. Впрочем, даже обмен пленными, который будет произведен, уже оправдает минские договорённости.
При этом для мировой общественности остаётся загадкой, что же всё-таки произошло между Путиным и Порошенко, и когда? По телефону или ранее, тоже в Минске, где они с глазу на глаз говорили почти два часа на встрече ЕС — Украина — ТС… Телефонный же звонок состоялся в аккурат перед саммитом НАТО в Уэльсе, и стал как бы информацией к размышлению для его участников: Россия незримо поучаствовала и в этом саммите.
Если отбросить конспирологические штучки — кто кого сумел подмять под себя — то очевидно, что сегодня на Украине начал фактически осуществляться «план Путина», а «план Порошенко» стал его пропагандистским прикрытием. Советник Порошенко Сергей Куницин так и сказал в эфире телеканала «Украина»: «У нас страна обескровлена и материально, и финансово, и в армейском, нам нужна передышка. Понятно, что этот конфликт будет в определенной степени замороженным, но у нас нет другого выхода, стране нужна передышка».
«План Путина», состоящий из семи пунктов, основан на здравом смысле и политических реалиях: поражении войск хунты под Донецком и Луганском и приближении зимы. Очевидно, что не все пункты этого плана, и Минского протокола, будут выполнены, но Дмитрий Песков уже высказался по этому поводу: главное для Москвы — прекращение огня. Москве было важно положить конец бомбардировкам хунтой городов Донбасса, тактике выжженной земли в преддверии зимы, чтобы хоть как-то подремонтировать инфраструктуру Новороссии. Ставить вопрос об освобождении всей территории Новороссии сегодня политически нереально.
В Киеве сейчас разброд и шатания: одни говорят, что Порошенко сдаёт Украину, другие — что это хитрая тактика, способ в очередной раз перегруппировать войска. Перегруппировка войск хунты действительно уже началась, а боевые столкновения местами продолжаются.
Однако Москве важно посмотреть, сможет ли, и насколько, Порошенко выполнить политическую часть Минского протокола, особенно принять Верховной радой закон об особом статусе «Донецкой и Луганской областей», начать политический диалог регионов Украины. Минский протокол — это своего рода тест на дееспособность президентской власти Порошенко: сможет ли он удержать ситуацию на Украине «после Минска»?
Пётр Порошенко был «одиноким волком» в политическом мире Украины до Майдана, таким он и остался. Его президентство — результат лоббирования внешних сил, компромисса между Вашингтоном и Германией, пропагандистского напора и социологической поддержки. Как президент, он сделал ставку на «АТО», но провалился…
Порошенко оказался в сложной ситуации. Фирташ и Левочкин пытаются сделать из него второго подконтрольного Януковича. Яценюк — Аваков — Кличко начали вести собственную партию. Готовится выйти из политического подполья Тимошенко.
Однако наибольшую опасность для президента представляет олигарх-губернатор Днепропетровска Коломойский с его армией правосеков.
Очевидно, что Коломойский — это общий враг для Порошенко и Путина, а общий враг всегда объединяет своих врагов, и тем больше, чем он больше. Если задаться вопросом: кто может оказать Порошенко помощь в борьбе с Коломойским, не только явную, но и тайную, то ответ будет единственным: только Путин. В этой связи примечательно, что собственность Коломойского уже подверглась санкциям в Москве и в Крыму.
Наконец, мы как-то забываем о третьем переговорщике в Минске, который и предоставил эту переговорную площадку, о президенте Белоруссии Лукашенко. А он сказал недавно следующее: «Это «Дядя Сэм» там из-за океана постоянно подталкивает нас к этой бойне. И, давайте откровенно, в Украине много политиков, которые четко исполняют этот заказ». Если Порошенко выйдет из их числа, то он может рассчитывать на формальную и неформальную помощь Лукашенко и Путина. Или он уже вышел?