Собственно, сейчас мы все должны были уже жить в России, в которой приняты поправки в конституцию и вовсю вносятся поправки в 50 с гаком федеральных законов, исходящие из этих самых изменений в Конституции. Много говорилось о том, что изменения в конституцию носят половинчатый и незаконченный характер. многие говорят о том, что за формулировками поправок не видно содержания и объяснить, как будет выглядеть тот же Госсовет вряд ли кто-то может. Одно безусловно. Даже если поправки и не прошли всенародное голосование (хотя и подписаны Президентом) это не отменяет дальнейших шагов на пути к созданию новой модели российской власти.
Речь идет о том, что государственной аппарат России, вынужденный отвлечься на короновирус, о котором, разумеется еще в середине прошлого года вряд ли кто-то вообще помышлял, и на экономический кризис (слишком уж вирус скорректировал сроки обвала мировой экономики, слишком резким и многоаспектным оказался удар по экономике. Но кризис был неизбежен и то, что он наступил несколькими месяцами ранее ничего в общем то существенно не меняет), который ждали, но не сейчас, помимо прочего занимается и формированием повестки будущего периода - обликом России после 2024.
Попробуем посмотреть, что в этом облике уже проявляется сейчас, что вырисовывается с прицелом на будущее. При этом, совершенно понятно, что внесение совокупности поправок в законы, связанные с поправками к Конституции переносятся на более поздний срок, вероятно на сентябрь, однако и без этого внесение поступательное движение изменения российской системы управления прослеживается за текущими решениями, за кадровыми потенциалами отдельных государственных служащих, за формулировками, проскальзывающими в выступлениях Президента.
Даже поражение части правительства короновирусом не внесло существенного изменения в это поступательное движение и не могло внести, так как логика изменений, направленность и последовательность задана не работой Мишустина, отдельных чиновников правительства. Она задана теми идеями, которые были озвучены 15 января Путиным в очередном послании и, со всей очевидностью, проработаны в рамках единой последовательности действий. Начиная такого масштаба преобразования крайне невероятно, что небыли продуманы все шаги от самого послания, вплоть до вероятного завершения соответствующих начинаний.
Посмотрим, что может изменится в российской политике уже в самое ближайшее время. Какие нововведения могут быть проведены, к каким результатам они могут привести. Сделать это нам позволит анализ открытой информации о деятельности власти и логика государственного развития.
Тяжкое бремя транзита
Практически весь прошлый год в общественно-политическом дискурсе прошел под знаком большого транзита власти. Транзит при этом имеет две плоскости вульгарно-персонифицированную и системно-структурную.
Вульгарно-персонифицированный подход рассматривает все лишь в одной плоскости. В плоскости того, кто после Путина. Либо как Путин снова во главе государства. Других вариантов тут не видно. При этом. однако. Именно данная сторона проблемы вызывает наибольшее внимание, пересуды, перетолки. И именно она вносит наибольший разлад. Многие не понимают, что «транзит» это не кто после Путина или как оставить Путина у власти (это в принципе вопрос, который следует решать в последние год-полтора срока полномочий президента и потому системные люди. Понимая абсурдность определять преемника за 5 лет до выборов полагали, что возможно Путин болен и собирается вскоре сложить полномочия). Однако, та напряженная борьба вокруг пока еще гипотетической персонификации транзита начала серьезно подрывать базовые установки функциональности власти. Ну не может власть заниматься только тем, что определять, кто будет у руля через пять лет!
Вторая плоскость транзита – системная. Как должна изменится система государственного управления, дабы угрозы и риски были нивелированы? На самом деле персонификация власти в России имеет одну очень серьезную проблему. В стране практически все новации идут от Путина, но не по причине потребности самого Путина определять все направления и прочее. Общение с губернаторами по теме короновируса и борьбы с распространением эпидемии показал. Путин стремится дать возможность государственным людям не просто послушно исполнять волю. но стараться самостоятельно находить варианты действий. Наиболее полезные для страны. И, собственно, все предложения по изменению системы управления строятся на базовом принципе – Россия это не персоналистская страна, где только один человек может задавать базис развития. А страна, в которой на каждом этаже власти могут принимать ответственные решения в интересах всего общества. Однако данный аспект транзита, опять же, был сильно вульгаризирован. И начал развиваться под знаком единственного вопроса – при помощи каких манипуляций в системе государственной власти Путин может сохраниться во власти. Как новые изменения в системе государственного управления приведут к укреплению политической власти Путина.
Все эти посылы, как первый, так и второй лежат в плоскости ложных дискурсов, воспринимающих путина, как некоего автократа, который во что бы то ни стало стремится только к одному. К индивидуальному политическому доминированию и недопущению какого-либо развития российской политической сферы вне Путина. Это базовое заблуждение! В противном случае не было бы Мюнхенской речи, не было бы всех тех действий, которые реализовывались Путиным на протяжении 20 лет.
Более того, Путин уже сделал шаг, чтобы снять оба вопроса и перестать отравлять российскую политическую реальность под ковёрной борьбой за не освободившийся пост президента, а также перестать приписывать социально-политическим и структурным изменениям единственное назначение – обеспечить личную власть Путина. Это то самое обнуление сроков, отвечающее на вопросы кто и как. Кто в 2024? Путин. Как? Через обнуление сроков баллотирования на должность президента.
Но на самом деле я полагаю, что ответы на эти вопросы это единственное для чего Путин пошел на этот шаг. Поскольку практически все свидетельствует о том, что на выборы 2024 по крайней мере в сегодняшнем пространстве координат Путин не собирается. В противном случае за пределами 2024 Россия столкнется с большим числом еще более серьезных вызовов, а сам Путин с тем. Что система власти и управления окажется не функциональной. Путин пытается построить в России систему в котором власть не зависела бы от одного человека, сколь он ни был популярен и значим, а строится на основе всеобщего следования принципам интересов страны и народа как приоритета и базовой ценности. И именно на это направлены преобразования.
В конечном счете идея транзита. Неверно истолкованная большинством требует продолжения. Но не в рамках транзита личной власти, а транзита системы управления от работающей в режиме ручного управления к работающей на автомате заданной командами общественно-политического развития. Что побудило Президента к тому, чтобы создавать такую систему? Понимание, что созданная система на основе вертикали власти в конечном счете оказалась уязвимой. Уязвимой как сверхзависимостью от воли самого Путина, так и неспособностью большинства чиновников на высших должностях управлять политическими и социальными процессами самостоятельно, без оглядки на Кремль, но с пониманием, что кремль следит и контролирует. Неисполнение и даже саботаж майских указов, проводимый прямо на уровне правительства. Это. Видимо, показало, что личная власть имеет свои пределы, а безответственное чиновничество опаснее чем инициативное.
Создать такую систему на самом деле не сложно. Она требует лишь косметических реконструкций в системе органов государства, точной настройки баланса сил между органами. В остальном же главное на что настроена соответствующая система. Это способность каждого государственного служащего принимать ответственные и направленные на решение важных для государства и общества задач без оглядки на Кремль. Но с пониманием своей ответственности перед страной. И этого будет добиться трудно, но, видимо, неизбежно к этому придется стремится. Более того, эта задача – фактически задача тысячелетнего плана развития страны, актуальная еще с дохристианских времен.
Суть изменений
В чем же как представляется конечная цель изменений, которая в той или иной степени должна привести к цели «Россия вне ручного управления»? На мой взгляд, она заключается в решении пяти базовых задач на которых должен строится будущий механизм развития страны. Попробуем определить эти направления.
Во-первых, речь идет о перебалансировке всех без исключения федеральных органов государственной власти. Государственная власть должна быть проще, понятнее, должна быть настроенной на работу в единстве, но без доминирования каких-либо структур. Президент. Правительство, палаты Федерального Собрания, Государственный Совет должны реально уравновешивать друг друга и при этом не создавать препятствий для развития страны. Такая точечная поднастройка уже проводится в рамках конституционной реформы (ее содержание в полной мере вскроется не в сухих панках конституционных поправок, а в текстах законов о внесении изменений в действующее законодательство).
Во-вторых, единство власти затронет всю систему органов власти и управления, включит в себя муниципальные образования, что потребует, судя по всему полномасштабную реформу местного самоуправления, обеспечивая. Таким образом уменьшение беззакония и самодурства на местах. Введение в оборот категории «публичная власть» объединяющей как государственную, так и муниципальную власть позволит системно привязать до этого неуправляемые муниципалитеты, а в купе с законодательством о муниципальном контроле и сокращением числа муниципалитетов сделают муниципалитеты частью общей системы развития страны.
В-третьих, внедрение общих принципов взаимодействия между органами государственной власти на всех уровнях с позиций единства власти и следования в ее деятельности целям осуществления государственного регулирования по базовым общенациональным задачам с учетом территориальных, ситуационных и факторных особенностей. Собственно, то самое предложение губернаторам действовать так, как следует исходя из интересов вверенного участка работы. Не забывая об общих задачах.
В-четвертых, повышение роли системных политических институтов и в первую очередь политических партий. Которые постепенно должны стать сдерживающим фактором против злоупотреблений и некомпетентности чиновников, выдвинутых партиями.
В-пятых, речь идет о повышении и унификации государственного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления. Собственно, назначения в Генеральной прокуратуре и Следственном комитете России как раз и были направлены на формирование такой системы работы при которой деятельность государственных органов и должностных лиц была в поле зрения компетентных проверяющих органов.
Но это план на будущее, а сейчас должен начаться очередной этап локальных изменений. Который в своем итоге должен сделать российскую власть более емкой. Компактной и согласованной в своей деятельности. И собственно это квартальное изменение должно стать одним из и належится на будущие изменения в сентябре 2020 и январе-феврале 2021 года.
Логика нынешнего этапа
Сейчас начинается этап тонкой поднастройки системы управления из которого видны лишь некоторые контуры, смазанные не проведением голосования по поправкам Конституции и ситуацией с короновирусом. И хотя Госдума сейчас не занимается принятием большого пакета законов об изменении манизмов управления (это видимо откладывается н осень) без изменений не обходится.
Итак, что нас ожидает. Первое, уже в ближайшие две недели. Вероятно, произойдут изменение структуры правительства. С очень большой вероятностью будут ликвидированы некоторые агентства, которые хотя и находились в сфере деятельности министерств по большому счету проводили самостоятельную, но крайне неэффективную политику. В-частности, вероятнее всего расформирование будет ожидать Россотрудничество неэффективность работы которого, наверное, стала уже легендарной. Такая же судьба может ожидать еще несколько агентств.
Может произойти изменение в части структурирование государственных надзоров. Их число может сократится за счет включения в большую структуру – Роснадзор, который позволит с одной стороны избавится от профильности в работе надзоров, а с другой реально уменьшить количество надзорных действий за счет внедрения механизмов комплексного контроля. Такиеищзменения могут привести к повышению качества контрольных действий при одновременном улучшении взаимодействия прокуратурой и иными органами государственной власти.
Безусловно произойдут изменения в персоналиях, представленных в правительстве. В частности министр экономического развития Решентников на днях исключённый из состава комиссии по национальным проектам (профильным для министерства к слову) один из первых кандидатов на выбытие. При этом с большой вероятностью состав правительства могут пополнить выходцы из губернаторского корпуса. В частности, могут появится в правительстве губернатор Нижегородской области Никитин. губернатор Тульской области Дюмин, губернатор Калининградской области Алиханов. Это постепенное введение в высшие эшелоны власти новых людей, уже имеющих опыт в работе на местах. Данный перечень условен, и я не могу поручится. Что именно эти фамилии появятся в шорт-листе российского правительства, но вероятность велика.
Наконец продолжается и должна выйти на финишную прямую работа по унификации законодательства и механизмов управления с Южной Осетией и Абхазией, которую в рамках Минэконома ведет М.Бабич (один из кандидатов в преемники Решетникова) призванная отработать механизм постепенной интеграции на постсоветском пространстве.
Все это не текущая деятельность, а часть системной работы по поэтапному продвижению к новому облику и формату работы российской власти. Данные изменения могут показаться точечными и незначительными. Но на самом деле, как подготовительная часть представляют весьма большое значение.
Речь идет о том, что государственной аппарат России, вынужденный отвлечься на короновирус, о котором, разумеется еще в середине прошлого года вряд ли кто-то вообще помышлял, и на экономический кризис (слишком уж вирус скорректировал сроки обвала мировой экономики, слишком резким и многоаспектным оказался удар по экономике. Но кризис был неизбежен и то, что он наступил несколькими месяцами ранее ничего в общем то существенно не меняет), который ждали, но не сейчас, помимо прочего занимается и формированием повестки будущего периода - обликом России после 2024.
Попробуем посмотреть, что в этом облике уже проявляется сейчас, что вырисовывается с прицелом на будущее. При этом, совершенно понятно, что внесение совокупности поправок в законы, связанные с поправками к Конституции переносятся на более поздний срок, вероятно на сентябрь, однако и без этого внесение поступательное движение изменения российской системы управления прослеживается за текущими решениями, за кадровыми потенциалами отдельных государственных служащих, за формулировками, проскальзывающими в выступлениях Президента.
Даже поражение части правительства короновирусом не внесло существенного изменения в это поступательное движение и не могло внести, так как логика изменений, направленность и последовательность задана не работой Мишустина, отдельных чиновников правительства. Она задана теми идеями, которые были озвучены 15 января Путиным в очередном послании и, со всей очевидностью, проработаны в рамках единой последовательности действий. Начиная такого масштаба преобразования крайне невероятно, что небыли продуманы все шаги от самого послания, вплоть до вероятного завершения соответствующих начинаний.
Посмотрим, что может изменится в российской политике уже в самое ближайшее время. Какие нововведения могут быть проведены, к каким результатам они могут привести. Сделать это нам позволит анализ открытой информации о деятельности власти и логика государственного развития.
Тяжкое бремя транзита
Практически весь прошлый год в общественно-политическом дискурсе прошел под знаком большого транзита власти. Транзит при этом имеет две плоскости вульгарно-персонифицированную и системно-структурную.
Вульгарно-персонифицированный подход рассматривает все лишь в одной плоскости. В плоскости того, кто после Путина. Либо как Путин снова во главе государства. Других вариантов тут не видно. При этом. однако. Именно данная сторона проблемы вызывает наибольшее внимание, пересуды, перетолки. И именно она вносит наибольший разлад. Многие не понимают, что «транзит» это не кто после Путина или как оставить Путина у власти (это в принципе вопрос, который следует решать в последние год-полтора срока полномочий президента и потому системные люди. Понимая абсурдность определять преемника за 5 лет до выборов полагали, что возможно Путин болен и собирается вскоре сложить полномочия). Однако, та напряженная борьба вокруг пока еще гипотетической персонификации транзита начала серьезно подрывать базовые установки функциональности власти. Ну не может власть заниматься только тем, что определять, кто будет у руля через пять лет!
Вторая плоскость транзита – системная. Как должна изменится система государственного управления, дабы угрозы и риски были нивелированы? На самом деле персонификация власти в России имеет одну очень серьезную проблему. В стране практически все новации идут от Путина, но не по причине потребности самого Путина определять все направления и прочее. Общение с губернаторами по теме короновируса и борьбы с распространением эпидемии показал. Путин стремится дать возможность государственным людям не просто послушно исполнять волю. но стараться самостоятельно находить варианты действий. Наиболее полезные для страны. И, собственно, все предложения по изменению системы управления строятся на базовом принципе – Россия это не персоналистская страна, где только один человек может задавать базис развития. А страна, в которой на каждом этаже власти могут принимать ответственные решения в интересах всего общества. Однако данный аспект транзита, опять же, был сильно вульгаризирован. И начал развиваться под знаком единственного вопроса – при помощи каких манипуляций в системе государственной власти Путин может сохраниться во власти. Как новые изменения в системе государственного управления приведут к укреплению политической власти Путина.
Все эти посылы, как первый, так и второй лежат в плоскости ложных дискурсов, воспринимающих путина, как некоего автократа, который во что бы то ни стало стремится только к одному. К индивидуальному политическому доминированию и недопущению какого-либо развития российской политической сферы вне Путина. Это базовое заблуждение! В противном случае не было бы Мюнхенской речи, не было бы всех тех действий, которые реализовывались Путиным на протяжении 20 лет.
Более того, Путин уже сделал шаг, чтобы снять оба вопроса и перестать отравлять российскую политическую реальность под ковёрной борьбой за не освободившийся пост президента, а также перестать приписывать социально-политическим и структурным изменениям единственное назначение – обеспечить личную власть Путина. Это то самое обнуление сроков, отвечающее на вопросы кто и как. Кто в 2024? Путин. Как? Через обнуление сроков баллотирования на должность президента.
Но на самом деле я полагаю, что ответы на эти вопросы это единственное для чего Путин пошел на этот шаг. Поскольку практически все свидетельствует о том, что на выборы 2024 по крайней мере в сегодняшнем пространстве координат Путин не собирается. В противном случае за пределами 2024 Россия столкнется с большим числом еще более серьезных вызовов, а сам Путин с тем. Что система власти и управления окажется не функциональной. Путин пытается построить в России систему в котором власть не зависела бы от одного человека, сколь он ни был популярен и значим, а строится на основе всеобщего следования принципам интересов страны и народа как приоритета и базовой ценности. И именно на это направлены преобразования.
В конечном счете идея транзита. Неверно истолкованная большинством требует продолжения. Но не в рамках транзита личной власти, а транзита системы управления от работающей в режиме ручного управления к работающей на автомате заданной командами общественно-политического развития. Что побудило Президента к тому, чтобы создавать такую систему? Понимание, что созданная система на основе вертикали власти в конечном счете оказалась уязвимой. Уязвимой как сверхзависимостью от воли самого Путина, так и неспособностью большинства чиновников на высших должностях управлять политическими и социальными процессами самостоятельно, без оглядки на Кремль, но с пониманием, что кремль следит и контролирует. Неисполнение и даже саботаж майских указов, проводимый прямо на уровне правительства. Это. Видимо, показало, что личная власть имеет свои пределы, а безответственное чиновничество опаснее чем инициативное.
Создать такую систему на самом деле не сложно. Она требует лишь косметических реконструкций в системе органов государства, точной настройки баланса сил между органами. В остальном же главное на что настроена соответствующая система. Это способность каждого государственного служащего принимать ответственные и направленные на решение важных для государства и общества задач без оглядки на Кремль. Но с пониманием своей ответственности перед страной. И этого будет добиться трудно, но, видимо, неизбежно к этому придется стремится. Более того, эта задача – фактически задача тысячелетнего плана развития страны, актуальная еще с дохристианских времен.
Суть изменений
В чем же как представляется конечная цель изменений, которая в той или иной степени должна привести к цели «Россия вне ручного управления»? На мой взгляд, она заключается в решении пяти базовых задач на которых должен строится будущий механизм развития страны. Попробуем определить эти направления.
Во-первых, речь идет о перебалансировке всех без исключения федеральных органов государственной власти. Государственная власть должна быть проще, понятнее, должна быть настроенной на работу в единстве, но без доминирования каких-либо структур. Президент. Правительство, палаты Федерального Собрания, Государственный Совет должны реально уравновешивать друг друга и при этом не создавать препятствий для развития страны. Такая точечная поднастройка уже проводится в рамках конституционной реформы (ее содержание в полной мере вскроется не в сухих панках конституционных поправок, а в текстах законов о внесении изменений в действующее законодательство).
Во-вторых, единство власти затронет всю систему органов власти и управления, включит в себя муниципальные образования, что потребует, судя по всему полномасштабную реформу местного самоуправления, обеспечивая. Таким образом уменьшение беззакония и самодурства на местах. Введение в оборот категории «публичная власть» объединяющей как государственную, так и муниципальную власть позволит системно привязать до этого неуправляемые муниципалитеты, а в купе с законодательством о муниципальном контроле и сокращением числа муниципалитетов сделают муниципалитеты частью общей системы развития страны.
В-третьих, внедрение общих принципов взаимодействия между органами государственной власти на всех уровнях с позиций единства власти и следования в ее деятельности целям осуществления государственного регулирования по базовым общенациональным задачам с учетом территориальных, ситуационных и факторных особенностей. Собственно, то самое предложение губернаторам действовать так, как следует исходя из интересов вверенного участка работы. Не забывая об общих задачах.
В-четвертых, повышение роли системных политических институтов и в первую очередь политических партий. Которые постепенно должны стать сдерживающим фактором против злоупотреблений и некомпетентности чиновников, выдвинутых партиями.
В-пятых, речь идет о повышении и унификации государственного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления. Собственно, назначения в Генеральной прокуратуре и Следственном комитете России как раз и были направлены на формирование такой системы работы при которой деятельность государственных органов и должностных лиц была в поле зрения компетентных проверяющих органов.
Но это план на будущее, а сейчас должен начаться очередной этап локальных изменений. Который в своем итоге должен сделать российскую власть более емкой. Компактной и согласованной в своей деятельности. И собственно это квартальное изменение должно стать одним из и належится на будущие изменения в сентябре 2020 и январе-феврале 2021 года.
Логика нынешнего этапа
Сейчас начинается этап тонкой поднастройки системы управления из которого видны лишь некоторые контуры, смазанные не проведением голосования по поправкам Конституции и ситуацией с короновирусом. И хотя Госдума сейчас не занимается принятием большого пакета законов об изменении манизмов управления (это видимо откладывается н осень) без изменений не обходится.
Итак, что нас ожидает. Первое, уже в ближайшие две недели. Вероятно, произойдут изменение структуры правительства. С очень большой вероятностью будут ликвидированы некоторые агентства, которые хотя и находились в сфере деятельности министерств по большому счету проводили самостоятельную, но крайне неэффективную политику. В-частности, вероятнее всего расформирование будет ожидать Россотрудничество неэффективность работы которого, наверное, стала уже легендарной. Такая же судьба может ожидать еще несколько агентств.
Может произойти изменение в части структурирование государственных надзоров. Их число может сократится за счет включения в большую структуру – Роснадзор, который позволит с одной стороны избавится от профильности в работе надзоров, а с другой реально уменьшить количество надзорных действий за счет внедрения механизмов комплексного контроля. Такиеищзменения могут привести к повышению качества контрольных действий при одновременном улучшении взаимодействия прокуратурой и иными органами государственной власти.
Безусловно произойдут изменения в персоналиях, представленных в правительстве. В частности министр экономического развития Решентников на днях исключённый из состава комиссии по национальным проектам (профильным для министерства к слову) один из первых кандидатов на выбытие. При этом с большой вероятностью состав правительства могут пополнить выходцы из губернаторского корпуса. В частности, могут появится в правительстве губернатор Нижегородской области Никитин. губернатор Тульской области Дюмин, губернатор Калининградской области Алиханов. Это постепенное введение в высшие эшелоны власти новых людей, уже имеющих опыт в работе на местах. Данный перечень условен, и я не могу поручится. Что именно эти фамилии появятся в шорт-листе российского правительства, но вероятность велика.
Наконец продолжается и должна выйти на финишную прямую работа по унификации законодательства и механизмов управления с Южной Осетией и Абхазией, которую в рамках Минэконома ведет М.Бабич (один из кандидатов в преемники Решетникова) призванная отработать механизм постепенной интеграции на постсоветском пространстве.
Все это не текущая деятельность, а часть системной работы по поэтапному продвижению к новому облику и формату работы российской власти. Данные изменения могут показаться точечными и незначительными. Но на самом деле, как подготовительная часть представляют весьма большое значение.