Как известно, те кто хоть что-то слышал про Илона Маска, разделены на два лагеря.
Первые считают его гениальным инженером, величайшим изобретателем, да и вообще – просто душкой.
Вторые называют Илона мошенником, пиарщиком, Остапом Бендером современности и даже американским Мавроди.
Лично мое мнение об этом человеке застряло где-то посередине. Я не считаю его прямо уж-таки мошенником, ведь Теслы все-таки ездят, а ракеты Спейс-Икс летают в космос.
Вместе с тем, по поводу инженерных способностей Илона Маска лично у меня нет никаких сомнений, что такие способности напрочь отсутствуют. Глупо думать, будто это лично сам Маск разрабатывает ракеты, автомобили и солнечные панели.
Его первая роль во всем этом процессе – организаторская. А вторая – это пиар и маркетинг. Причем обе роли Маск выполняет прекрасно. Он хороший организатор и он умеет "продать" свой продукт публике. В этих способностях ему сложно отказать.
И все же, когда его называют "инженером" и "гениальным изобретателем" лично меня пробирает легкий смех. Все достижения, которые приписывают Маску, были созданы другими людьми, которые на него работают. Да, он смог их найти, организовать и обеспечить работой. Но не он же сидит за чертежной доской, проектируя Falcon-9. Что вы, ей богу, как маленькие.
В инженерии Маск смыслит мало от слова "ни черта". Десятки раз я слышал от него такие заявления, которые даже ученик 11 класса разоблачил бы на раз-два.
Но вот вчера я услышал от него фразу, которую разоблачит, наверное, даже 7-классник.
О чем речь
Все началось с того, что несколько лет назад Илон решил прокопать под Лос-Анджелесом сотни километров тоннелей, по которым должны будут ездить машины. Ну, типа как метро, только вместо вагонов – легковушки.
Изначально планировалось, что машина в тоннель будет спускаться на специальной платформе, а потом эта же платформа будет нести автомобиль по тоннелю на бешеной скорости.
Первоначальная задумка
Уже тогда этот проект вызывал массу вопросов. Особенно – у инженеров.
Сейчас не будем вдаваться в подробности, просто отметим, что через несколько лет Маск показал прототип своего тоннеля и оказалось, что машины в нем ездят уже не на платформе, а на специальных роликах, которые крепятся к колесам:
Следующая задумка
Это решение сняло массу инженерных вопрос, но все же, сама идея выглядела крайне провальной и неэффективной.
И вот на днях сообщили, что Маск проехал по своему подземному тоннелю на новом электрическом автомобиле КиберТрак. И вот что мы увидели на кадрах этой поездки:
Что это? Уже нет не то чтоб даже роликов на колесах, а нет вообще ничего! Есть просто асфальт и разметка. То есть, перед нами обычная подземная дорога.
Как сообщил Маск, этот тоннель позволяет водителю "передвигаться по городу в 15 раз быстрее, чем пешком".
Вот, здесь хорошо чувствуется пиарщик, а не инженер. Перевожу на русский язык: скорость пешехода – 5 км/ч. В 15 раз быстрее – это 75 км/ч.
И это мы не считаем времени, которое понадобится на спуск в тоннель на лифте (и подъем обратно), а также очередь, которую нужно отстоять к лифту.
Короче говоря, едва ли средняя скорость передвижения в тоннеле превысит 40-50 км/ч. Как видно, и о каких "бешеных скоростях" (как заявлялось изначально) речи даже не идет.
Но и это еще ерунда. Самое главное, что, комментируя этот свой тоннель, Маск заявил, что во время стихийных бедствий тоннель гораздо безопаснее шоссе.
И я уже было начал ему поддакивать и соглашаться, что в ураган действительно лучше быть в тоннеле, наверное. Но следующей пояснительной фразой Маск меня просто размазал:
Во время землетрясения тоннели безопаснее, чем поверхность. Толчки — как волны, а во время шторма вам лучше быть на подводной лодке, чем на корабле.
После этой фразу Маск окончательно умер для меня, как инженер. Ну или хотя бы как человек, знающий физику. Или даже нет... Как адекватный человек.
Если вы не поняли, то я объясню.
Маск проводит параллель между подводной лодкой, находящейся под водой в шторм, и автомобилем в подземном тоннеле по время землетрясения.
Мне не верится, что я вынужден объяснять это самому гениальному изобретателю, но еще раз:
Лодка находится в равномерное жидкой среде, деформации которой для лодки некритичны. Кроме того, во время шторма воздействие (сила) прикладывается сверху (ветер). В толще океана шторма то, по сути, и нет.
Картинка для детского сада
А тоннель – это объект в твердой среде и деформации этой твердой среды – крайне критичны. Любой изгиб может привести к трещине или обвалу. И все эти деформации – безвозвратны. То есть, тоннель не примет свою первоначальную форму после землетрясения (а вода в толще океана такой формы по сути и не имеет).
Кроме того, во время землетрясения точка приложения силы (эпицентр) находится под землей. И, соответственно, чем вы глубже в толще Земли, тем сильнее вы ощущаете эту силу.
Еще одна картинка для первого класса
Достаточно открыть любой учебник ОБЖ, и в нем будет написано, что во время землетрясений нужно по возможности как можно скорее покинуть любые помещения, тоннели и метро. Так как все это может элементарно обвалиться.
Если Маск не понимает даже таких простых вещей, то о каком изобретателе может идти речь? Это маркетолог, менеджер, пиарщик, инвестор. Но точно не инженер.