Первый раз Иран нарвался на санкции Соединенных Штатов еще в ноябре 1979 года, когда в Тегеране были взяты в заложники сотрудники американского посольства. В данной ситуации международное право рассматривает подобные выпады неизменно как агрессивные акты, способные спровоцировать войну. На жесткие требования освободить пленников Тегеран ответил отказом. С этого момента для страны началась санкционная эпоха. Рычагов у США для давления было предостаточно: тут же были заморожены 12 млрд. долларов Ирана в американских банках, депортированы сотни граждан, закрыты все торговые каналы. В 1980 году дело вообще чуть ли не дошло до реального военного конфликта, когда Вашингтон сначала разорвал дипломатические отношения, а позже в администрации Картера разработали подробный планы минирования портов, организации морской блокады, авиаудары по городам Ирана и нефтяным промыслам. СССР вовремя вмешался в агрессивные планы Соединенных Штатов, полномасштабной войны удалось избежать, хотя Пентагон и предпринимал силовые попытки вызволения собственных дипломатов. Спецоперация, организованная для освобождения, потерпела сокрушительную неудачу, а день американского штурма 12 апреля стал для иранцев всенародным праздником. В итоге Тегеран спустя 444 дня заключения был вынужден освободить узников под гарантии невмешательства США во внутренние дела республики.
Однако американская мстительность, похоже, не знает границ. В основе введённого США против Исламской Республики режима экономических санкций лежит развитая законодательная база, имеющая трёхступенчатую структуру, основу которой составляют закон Д’Амато 1996 года, Закон о всеобъемлющих санкциях в отношении Ирана, привлечении к ответственности и дивестировании (CISADA) 2010 года. С тех пор США каждый год продлевают ограничения в отношении республики, ключевыми среди которых являются запреты на экономическую деятельность «между американской и иранской сторонами, включая запрет американским финансовым институтам на обслуживание счетов иранских государственных организаций или частных лиц, выдачу аккредитивов, предоставление кредитов, осуществление вкладов в банки Ирана и проведение транзакционных операций с участием иранского капитала или с помощью иранских финансовых институтов».
Кроме денег, американские конгрессмены совместно с европейцами ограничили иранцев в импортном оружии, что в Тегеране почувствовали уже во время ирано-иракской войны 1980-1989 годов. Собственного оружия в республике не было, приходилось пользоваться наследием США, которое требовалось как-то чинить и чем-то снаряжать. Пришлось организовывать секретные переговоры с… американцами (инициаторами санкций) о поставках противотанковых ракет и запчастей с авиатехникой. Бизнес и госслужащие в США были совсем не прочь подзаработать на эксклюзивных секретных продажах оружия Ирану и привлекли для посредничества второго непримиримого врага Ирана — Израиль. Сейчас эта история известна как «Ирангейт». Она наделала много шума и показала, с одной стороны, дипломатическую гибкость Ирана, а с другой — двуличность и продажность капиталистического Запада того времени. Впрочем, ситуация с Западом с тех пор если и поменялась, то не принципиально.
Последующие годы для Ирана прошли в состоянии забвения и борьбы с последствиями экономических санкций. И только в 2006 году началась целенаправленная работа по преодолению технологического отставания страны, прежде всего в приложении к вооружениям. 14 лет назад Иран начал активно приобретать технологии, оборудование и материалы двойного назначения за рубежом в целях обеспечения своего ВПК и связанных с ним отраслей промышленности современными наработками в таких областях, как проектирование и производство газовых турбин, авиационных и ракетных двигателей, жидкого и твёрдого ракетного топлива, композитных материалов, а также в металлургии, металлообработке и другом. Вашингтон о данной работе отлично знал, и в 2010 году Барак Обама санкционирует закон №2194, направленный на изоляцию страны от России и Китая. Кроме этого, к давлению подключились европейцы. Под воздействием санкций оказались главные бюджетообразующие отрасли иранской экономики: нефтегазовая, нефтеперерабатывающая и нефтехимическая, финансовая и банковская сферы. Иран лишился доходов от продажи нефти, золота и драгоценных металлов, продукции нефтехимической промышленности. В общей сложности с 2012 года Иран потерял нефтяных доходов на сумму более 160 млрд. долл. Запрет на страховку морских перевозок иранской нефти больше чем на 40% снизил экспортные доходы Ирана. Падение ВВП в 2012–2014 гг. составило около 9%, инфляция достигала 27% (2013 год), курс иранского риала по отношению к доллару снизился более чем вдвое. Надо отметить, что на Тегеран такой беспрецедентный прессинг повлиял очень серьезно, с 2013 года иранцам пришлось приступить к переводу атомной программы на мирные рельсы. По крайней мере, в этом они пытаются убедить ЕС и США. Сейчас Иран находится под действием «Совместного плана действий», по которому шесть лет назад началась постепенная разморозка финансовых активов. Первый транш прошел в феврале 2014 года и составил более 500 млн. долларов.
Америка против
В 2016 году Иран заявил о планах совершить технологический скачок в ближайшие 5 лет и уже к 2025 году обеспечить рост экономики на уровне 8%. Для этого необходимы инвестиции и иностранные высокие технологии. Отмена санкционного режима позволяла Ирану надеяться на получение порядка 107 млрд. долларов замороженных зарубежных активов и открывала доступ к новейшим мировым технологиям. Тегеран к 2045 году планирует занять место в десятке крупнейших экономик мира. В январе 2017 года парламент Ирана принял очередной план экономического развития на пять лет, нацеленный на модернизацию широкого спектра отраслей и формирование «экономики сопротивления», самодостаточной и способной противостоять давлению извне. Необходимые инвестиции в нефтяной и газовый сектор оцениваются в 180 млрд. долларов, а всего для воплощения поставленных амбициозных задач развития Ирану требуется ежегодно порядка 50 млрд. долларов иностранных инвестиций. При этом иранцы помнят о существовании с 2015 года резолюции Совета Безопасности ООН №2231, по которой возможно автоматическое продление санкций любой из стран-участниц. Тегерану стоит только возобновить свою военную ядерную программу…
США к ослаблению санкций в отношении Ирана изначально относились со скептицизмом. Во многом причина была в законодательно обоснованных санкциях: чтобы отменить ограничения, требовалось внести изменения в законы США, а это непросто. Это отлично понимали в Тегеране и особых иллюзий не питали на сей счет. В итоге 29 января 2017 года Иран осуществил запуск баллистической ракеты. Спустя несколько дней Дональд Трамп в свойственной ему манере через Twitter предупредил Тегеран о том, что он не будет «добрым» к «играющему с огнем» Ирану, в отличие от своего предшественника на президентском посту. Позже США уже официально объявили о расширении санкций против Исламской Республики в связи с проведенными Тегераном испытаниями. Это стало причиной выхода американцев в 2018 году из сделки с Ираном в одностороннем порядке. В соглашении остались Россия, Китай, Великобритания, Франция и Германия. И вот именно с положениями этой сделки 18 октября 2020 года с Ирана сняли ограничения в покупке и продаже оружия. Но не полностью: Тегеран по-прежнему не может импортировать технологии производства баллистических и крылатых ракет. США на протяжении нескольких месяцев тщетно пытались ввести в дело резолюцию Совбеза ООН №2231 и продлить действие санкций против Ирана. Словно дразня своего заокеанского оппонента, официальные лица Тегерана заявляют, что не нуждаются ни в каком импортном оружии и готовы активно экспортировать собственное. Дескать, эпоха санкций настолько закалила промышленность Исламской Республики, что она на 90% самостоятельно производит оборонную продукцию.
США в этой истории решили действовать в индивидуальном порядке. Раз не удалось убедить коллег по Совету Безопасности ООН (некоторые из них сами под санкциями США), то Вашингтон будет давить на страны, решившиеся на военное сотрудничество с Ираном. Госсекретарь США Майк Помпео в этой связи заявил:
Насколько угрозы США могут реально повлиять на расстановку сил, покажет, как всегда, время. Рынок сбыта техники из Ирана изначально будет ориентирован на страны третьего мира, такова специфика предлагаемого ассортимента. Многим из покупателей поэтому будет неинтересно обращать внимание на какие-то санкции США. Подобными заявлениями Вашингтон может в очередной раз себя дискредитировать. Одной стране, даже такой супердержаве, все сложнее контролировать ситуацию в непредсказуемо меняющемся мире.