Михаил Он: Гуменюк сделал то, что делал много раз за последние почти два года – тоже бросил. Гранату. Боевую. В своих
От будней войны устают все. К грохоту взрывов привыкаешь даже быстрее, чем к "неизбежным на море случайностям". Но устают и привыкают не только солдаты и жители постоянно обстреливаемых территорий. Точно так же теряют интерес к происходящему и все вокруг. Обычная защитная реакция организма – психика нормального человека не может адекватно и без потерь реагировать на постоянный стресс. Хладнокровная статистика свидетельствует, что после Дебальцево и Минска-2 интерес к происходящему на руинах Украины упал в разы. И не только у жителей бывшего Союза, но и на Западе. И лишь яркие и (особенно!) кровавые события возвращают интерес и внимание к происходящему.
Так было в начале лета, когда армия ДНР провела на первый взгляд бессмысленную атаку на Марьинку. Аналогично было и в июле, после расстрела боевиками "Правого сектора" милиционеров в Мукачево (Закарпатье). В августе таким событием стали столкновения под парламентом в Киеве, завершившиеся взрывом гранаты и более чем сотней раненых (пока 124 пострадавших) и тремя убитыми (еще один национальный гвардеец скончался в больнице).
Любители конспирологии уже начинают поговаривать о том, что таким образом порошенковский режим пытается обратить на себя внимание Запада, показать угрозу режиму не только извне, но и изнутри. А заодно, "под шумок", разобраться с наиболее ретивыми нацистами, которые Киеву мешают чуть ли не больше, чем помогают.
На самом деле нет необходимости вдаваться в различные конспирологические теории и подробно описывать все хитросплетения внутри режима. Есть общеизвестные факты.
Любая хунта нуждается в эскалации военных действий и наличии хотя бы виртуального внешнего врага. Это позволяет списывать все экономические неурядицы и отсутствие хоть какой-то демократии дохунтовских времен на происки внешнего врага и необходимость "затянуть ремни" ради оказания отпора агрессору.
При этом внутри самого режима нет и не может быть единства. Группа лидеров, опираясь каждый на свои вооруженные группировки и политических союзников, старается усилить свои позиции, отодвинуть от власти и раздела далеко не огромного пирога своих конкурентов и заручиться поддержкой за границей.
Всё это неизбежно периодически выплескивается наружу. Иногда в виде "мукачевских событий", иногда – так, как в последний день августа. Не следует забывать, что в украинской власти истинный "крысиный король" вовсе не выходит на первый план. Яценюк, Тягнибок, Кличко, Ляшко, Ярош и прочие политические фигуры, прыгавшие во главе майданных орд и получившие свои куски пирога, должности и звания, вовсе не являлись главными фигурами на местной шахматной доске.
Мордочка "крысиного короля" вынужденно засветилась лишь на короткое время сразу после вооруженного переворота и вплоть до назначения на пост президента Порошенко. Пастор Турчинов, долго и преданно бывший правой рукой Юлии Тимошенко, оказался исполняющим обязанности президента, сосредоточив в своих руках всю полноту власти в самый опасный период – становления и укрепления постмайданного режима и определения курса на развязывание гражданской войны.
Тогда это было необходимо и оправданно – все висело на волоске из-за нежелания населения стрелять и угрозы, что власть будет свергнута мирными протестами. Но обошлось – кровь удалось пролить, война началась, и Турчинов снова отошел на второй план. Благо должность главы совета нацбезопасности и обороны гарантирует ему возможность в любой момент перехватить всю полноту власти в стране, просто отстранив Порошенко от власти и введя военное положение.
Сам же действующий президент при всей его изворотливости и жажды власти, остается фигурой чисто символической. Все, что произошло при его правлении за 15 месяцев с небольшим – естественный и нормальный процесс стремительного взлета, победной эйфории и получения дивидендов от одержанной победы, стабилизации и начала неизбежных внутренних противоречий с постепенной деградацией власти, чередой поражений и началом перехода от первоначального единства через скрытую борьбу за власть и куски пирога, до практически открытого противостояния разных групп внутри хунты, сопровождающихся взаимными обвинениями, вооруженными столкновениями и, по мере ухудшения экономического состояния остатков подконтрольной территории, развалом хунты на ненавидящие друг друга осколки, которым смерть бывшего соратника важнее уничтожения врага. Эти процессы - естественные этапы "развития" любой хунты.
События 31 августа были предопределены именно этим. Изменения в Конституции, которые в этот день принял киевский парламент в первом чтении, лишь повод. Точно так же, как передел контрабандного рынка сигарет в Закарпатье. Произошедшее было предопределено – висящее на стене ружье неизбежно выстрелит. Не сегодня, так завтра. Все необходимые ингредиенты для смертельного коктейля хунта взбила себе сама.
Есть десятки тысяч психически неуравновешенных людей, привыкших убивать. И совершенно неважно – кого именно. Их для этого и готовили – убивать без раздумий. Ради лозунгов. "Украина превыше всего", "москалей на ножи", "одна нация, один вождь, одна мова", "слава нации - смерть врагам". А врагом может быть кто угодно. Хотя бы и товарищ по оружию.
Уже неоднократно приводились многочисленные примеры того, как в зоне АТО происходят перестрелки между "правосеками", национальными гвардейцами и частями Вооруженных сил. Не секрет и то, что в Нацгвардии сохраняются еще старые кадры бойцов и офицеров внутренних войск, ненавидящих нацистов в любом виде даже больше, чем кадровые офицеры ВСУ. Так что для бросившего гранату сотрудника спецбатальона МВД "Сич" Гуменюка всё было просто.
Этот бандит задолго до майдана был убежденным членом партии "Свобода" – основной легальной политической силы националистов. После майдана батальон "Сич" был набран именно из боевиков-свободовцев. Игорь Гуменюк 8 месяцев воевал в Песках, фактически являясь одним из тех самых киборгов, которые в конце концов потеряли Донецкий аэропорт. И в Киев он приехал всего лишь в отпуск, предоставленный по его просьбе начальством. Которое сейчас судорожно пытается превратить это "в процесс увольнения из рядов МВД".
Для нынешней Украины нет ничего удивительного и в том, что Гуменюк привез с собой гранаты – это нормально. Незаконно? Но разве кого-то сегодня волнует исполнение законов? Даже руководство режима не соблюдает свои же законы. А уж ее боевики и вовсе привыкли к очевидному – прав тот, у кого огневая мощь выше.
И находясь в толпе, видя, как его товарищи бросают дымовые шашки и взрывпакеты в ряды столь знакомой (и ненавистной с майдана) милиции в черной форме и касках-сферах, Гуменюк сделал то, что делал много раз за последние почти два года – тоже бросил. Гранату. Боевую. В своих.
Вот только для него они давно уже были "не свои". Потому что защищали ненавистного Порошенко. Ненавистных депутатов. Жирных котов, которые захватили власть, которую он "здовував" на майдане и которую защищал на фронте. Ненависть к этой власти – совершенно нормальное состояние, в котором находится большинство солдат в окопах. Они не понимают, за что воюют. Последняя соломинка – война против России за Украину. Но даже эта усиленно навязываемая бредятина не способна удержать слабую психику. Ведь каждый знает, что у Порошенко заводы в России, что эта власть наживается на войне, что у солдат воруют даже медикаменты и продукты, не говоря уже об остальном. Власть ненавидят. Ненавидят в особенности те, кто этих самых властителей сам усадил на трон и теперь за них же по сути и умирает. А вовсе не за Украину.
Поэтому не надо искать в произошедшем некие сверхсложные тайные заговоры. Потому что и без всяких заговоров и подковерных интриг подобное будет только усиливаться. Как бы ни старались власти, недовольные будут стрелять и убивать. И это будут вовсе не "агенты Кремля", а такие же, как Гуменюк, обиженные. Униженные и оскорбленные в лучших чувствах.
Кстати, руководство хунты это прекрасно понимает. Именно поэтому с первых дней войны усиленно посылались на убой именно набранные на майдане добровольцы. Именно поэтому Киев все время давит на боевиков Яроша и Тягнибока, постоянно пытается ослабить вооруженные отряды нацистов. Беда хунты в том, что она сама себя изначально загнала в безвыходное положение.
Ведь режим как раз национал-олигархический. Олигархический по совершенно очевидным причинам – у власти находятся те же самые олигархи, что и раньше. Да, сменились декорации. Да, поменялись местами, креслами, должностями. Юлию Тимошенко выпустили из тюрьмы, Януковича хотят посадить. Но ведь именно Порошенко был вместе с Азаровым основателем Партии регионов.
И все остальные тоже сделали себе карьеры и состояния при прежних режимах. Просто сегодня они держатся во власти не силой псевдодемократических процедур, а силой оружия. Оружия в руках националистов.
И в этом их беда и гарантия неизбежного краха. Потому что тех, кого ошибочно именуют "украинскими националистами", на Украине очень мало. Их даже не миллион. Это ведь не те избиратели, которые голосовали за мирную легальную политическую партию "Свобода". Это мужчины и женщины, для которых "Украина превыше всего". По сути – именно нацисты. Изобилие рун, свастик, нацистских кричалок, лозунгов и героев из той же дивизии СС "Галиция" вовсе не случайность. Просто именно этим людям идейно близки гитлеровские ценности расовой чистоты и исключительности, готовность отстаивать эти принципы и убивать всех несогласных.
Этим людям вовсе не нужна была евроинтеграция. Именно поэтому они гнали с майдана матами Яценюка, пускали пену из огнетушителя в физиономию Кличко и стаскивали 1 декабря 2013 года с бульдозера Порошенко. Для нацистов, по сути – галицких нацистов, все эти личности - "зрадники" (предатели). Галиция, объединяющая присоединенные Сталиным в 1939 году земли Западной Украины, является настоящим родильным домом всех этих киборгов.
Именно оттуда их завозили и в Киев, и в Харьков, и в Одессу. Именно они были вооруженной силой майдана. Достаточно посмотреть списки "Небесной сотни" – две трети уроженцы именно Западной Украины. И именно на них по сей день держится режим.
Поэтому и выглядят столь непоследовательными действия Порошенко, Яценюка и прочих формальных руководителей режима. Они не могут запретить "Правый сектор" Яроша и "Свободу" Тягнибока. Точнее, запретить могут. Могут даже арестовать, разоружить и судить сотню-две-три боевиков. Те же милиционеры старых времен в этом с удовольствием поучаствуют.
Но тогда Порошенко и Ко лишатся силовой поддержки. Ведь около 30 батальонов Национальной гвардии укомплектованы именно теми, кто разделяет взгляды и ценности нацистов. Таковы самые боеспособные полки МВД – "Азов", "Днепр-1", "Киев-1"… . А на новое пополнение опираться нельзя. Ведь это не убежденные сторонники режима, не добровольцы. Это трусы и неумехи, которые не смогли сбежать от очередной волны мобилизации и призыва. Слегка разбавленные желающими хоть как-то заработать себе на жизнь и уверениями, что на фронт их не пошлют. Сидеть в окопе такие еще могут. Активно защищать режим – нет.
Отсюда и все странности происходящего. Видеокамеры зафиксировали атакующих ряды милиции Тягнибока, Фарион, Швайку и других лидеров партии "Cвобода". Но никто из них не арестован, не привлечен к ответственности, не посажен на 72 часа под арест до решения суда.
Как не было это сделано с Ярошем и его "Правым сектором" после отказа войти в состав ВСУ и разоружиться.
Киевский режим вынужден постоянно метаться между необходимостью держать в узде самых рьяных нацистов и в то же время опираться на них и на их идеи в борьбе с "сепартистами-террористами". Именно это предопределяет и поражения войск Киева на фронте – у неё просто нет других сторонников. Вот если бы сбылась мечта миллионов и Путин ввел войска – тогда да. Тогда бы можно было на волне псевдопатриотической истерии навербовать и миллион голов пушечного мяса. А когда даже в Генштабе Киева говорят о том, что в Донбассе не более 9 тыс. "советников" регулярной армии России, опираться приходится только и исключительно на нацистов. Для которых Россия, москали и местное население – враги по определению.
Таковы печальные реалии гражданской войны на Украине. Сегодня мы можем утешиться тем, что наблюдаем (а кто-то по мере сил и ускоряет) агонию "Проекта UKRAINA". Навязанного нам извне и почти четверть века отравлявшего жизнь десяткам миллионов человек. И новое государство, а может даже и несколько, поставят на нем жирный крест.
А уж что именно будет построено на развалинах очередной Руины, зависит, в том числе, и от каждого из нас.