Пять лет назад для достаточно многих солдат, сержантов, офицеров и генералов начался новый период в их жизни. Когда-нибудь (в свих мемуарах) они назовут это временем своего становления. Когда впервые они поняли, что их судьба – это служение Родине.
За прошедшие годы я сотни раз слышал от совершенно разных людей одни и те же вопросы:
Сотни раз я пытался объяснить собеседнику ситуацию. Сотни раз натыкался на простую фразу: «А майор (такой-то) погиб». Увы, война не бывает без потерь.
А нужно ли было все это? Так ли важно было для России существование этого Исламского государства (запрещено в РФ) в Сирии? Очередная революция, переворот, захват власти? Сколько их происходит по всеми миру чуть ли не ежедневно? Попробую ответить на эти вопросы ещё раз.
Считал и считаю, что сама идея создания теократического государства, халифата, далеко не нова и зародилась не в головах исламских фанатиков, а далеко от Ирака или Сирии. Не утверждаю (это лично моё мнение), но занесли в головы фанатиков эту идею ребята, прибывшие из-за океана.
Согласитесь, вспомнить о государстве, существовавшем в VII–IX веках нашей эры, и провозгласить его воссоздание в тех же границах, что и в то время, в XXI веке сложновато даже для достаточно образованных людей. А ведь воссоздавать хотели именно тот халифат, победоносный, в границах от Испании до Индии.
Почему вообще появилась эта идея? Ответ на этот вопрос довольно прост. США увязли в этом регионе. Война, которую вроде бы уже выиграли, неожиданно разгорается вновь. Причем те, кто вчера были союзниками и клялись в вечной любви, вдруг стали злейшими врагами. В регионе воцарился хаос. Справиться с многочисленными военными формированиями и бандами американцы уже не могли.
Показать зубы американцам
Но как-бы то ни было, зачем мы отправили наших парней воевать? Как ни банально это звучит, мы отправили военнослужащих защищать свою Родину. Защищать Россию. Почему я так пишу? Да просто потому, что террористы никогда не скрывали, что Россия для них является одним из главных объектов экспансии. Эхо таких заявлений мы услышали совсем недавно от одного из советников президента Турции.
Россию уже давно пытались вытеснить с ближневосточного политического и, главное, экономического пространства. Слишком уж это был лакомый кусок, чтобы расстаться с ним без борьбы и отдать русским. Это и есть вторая причина, по которой нам необходимо было показать зубы американцам.
А третья (по моему мнению, а по мнению многих моих собеседников – главная) причина это возможность переброски сирийских боевиков (из числа граждан России) в кавказский регион. Слишком свежи раны двух чеченских войн. Слишком дорого мы заплатили за тот мир, что восстановлен на Кавказе, чтобы опять позволить боевикам начать резню в этом регионе.
Полчаса от мира до войны
Я бы не стал называть четвертой причиной наше романтическое желание жить всем по международным законам, праву и порядку. Помните многочисленные заявления руководителей разного ранга о том, что мы в Сирии на законных основаниях? По просьбе президента Асада? Романтика понятная. Если исчезнут правила – начнутся бои без правил. А это мировой хаос.
Вспомните время, когда российские подразделения впервые оказались в Дамаске? Я тогда хорошо запомнил очень точную фразу одного из российских военных корреспондентов (прошу прощения у этого мужественного человека, что фамилию его забыл):
(Цитировал по памяти, так что за абсолютную точность не ручаюсь).
Тогда вмешательство наших ВКС и точные точечные удары помогли сирийской армии поверить в себя и перейти в наступление. Началось освобождение захваченных территорий. Отряды террористов во многих местах охватила паника. Наверное, впервые за все время войны боевики понесли довольно ощутимые потери.
А помните реакцию руководства НАТО и США? Реакцию всех этих королей и принцев с аравийского полуострова? Сколько воплей началось в мире тех, кто создавал террористический рай? И как наши военные быстро прекратили их песнопения и вой о свободе и демократии? Просто тем, что не уговаривали террористов, а били. Точно, выверено, со знанием дела.
Россияне работали так, что это вызывало восхищение у всего мира. Это потрясло не только сирийцев, но и европейцев, и даже американцев. Отсюда и появились разговоры о создании антитеррористической коалиции. Что было для западных стран (особенно для американцев, которые и слышать не хотели о каком-то сотрудничестве), как ушат холодной воды на горячую голову.
И все это сделали обычные солдаты, офицеры и генералы нашей армии. Даже не задумываясь об этом. Просто выполняли свою работу. 68,5 тысяч военнослужащих прошли через Сирийскую операцию. Только генералов 460 человек. 27 тысяч офицеров и более 40 тысяч солдат и сержантов. 14 тысяч из них награждены орденами и медалями за мужество и воинскую доблесть.
Неоценимой школой стала Сирия для летного состава оперативно-тактической авиации (87 % экипажей), армейской авиации (91 % экипажей), военно-транспортной авиации (97 % экипажей) и стратегической и дальней авиации (60 % экипажей).
К сожалению, война не бывает без потерь. За время операции в Сирии погибли 108 военнослужащих. Наверное, многие помнят шок от информации о крушении 6 марта 2018 года самолета Ан-26 на авиабазе Хмеймим, когда погибло сразу 39 наших ребят…
И «Кузнецов» сможет, если надо
Знаете, хотелось бы вспомнить об одном корабле, который незаслуженно осмеивали, в том числе и наши СМИ. Я о героическом походе «Адмирала Кузнецова». Почти две тысячи человек героев, членов экипажа корабля, который несмотря на старость и требовавшийся ремонт, не только дошел до берегов Сирии, не только своей мощью противостоял американскому флоту, но ещё и стал аэродромом для палубных самолетов России. Впервые в войне участвовали морские палубные летчики и впервые с палубы «Адмирала Кузнецова». Между прочим, эти летчики совершили 420 боевых вылетов!
Из цифр об эффективности действий российской армии назову только одну. Уничтожены 89 тысяч боевиков. Из них выходцев из бывших республик СССР – 4,5 тысячи. Цифр много. Найти их не составляет труда.
В целом, мне кажется, военная операция в Сирии стала показателем готовности российских ВС к серьезным действиям вне территории России.
И хорошим показателем. Сегодня уже не осталось сомневающихся в том, что армия России действительно сможет, если надо.