Прекрасный пример, иллюстрирующий такое заявление, показала вчера Россия. Один ракетный пуск, и множество штабов армий вероятных противников ломают голову над проблемой безопасности собственной армии. А планы проведения возможных наступательных операций становятся топливом для каминов. Но гораздо чаще в современной жизни пугают не реальными показами, а словами. И эффект такие слова производят не меньший, чем ракетный пуск.
Мне не хотелось писать о заявлении, прозвучавшем от командующего ВВС СМА в Европе генерала Джеффри Ли Харригяна 20 сентября этого года. Просто потому, что это заявление, по моему мнению, и есть одна из таких попыток запугать нас. Довольно неуклюжих, даже глуповатых. Явно рассчитано на обывателей, мало понимающих в военном деле. Однако реакция СМИ вынудила высказать собственное мнение и меня.
Американец раскрывает карты?
В чем же суть заявления американского генерала? Почему для большинства военных экспертов оно выглядит смешным? И в то же время угрожающим для простых людей. По сути, генерал Харригян рассказал о существовании у НАТО плана по прорыву системы обороны Калининградской области РФ. В той части, которой занимается лично он: по прорыву системы ПВО и ПРО этого анклава России.
Согласитесь, гораздо более странно выглядело бы заявление американского генерала об отсутствии таких планов. Военные просто обязаны иметь планы на все случаи жизни. И на оборону, и на нападение. И в соответствии с этими планами получать то или другое обеспечение своих частей и соединений. Да и само нахождение подразделений любой армии в том или ином месте должно быть плановым. Для того, чтобы…
За три дня до появления этого заявления в американском цифровом журнале Breaking Defense вышла вызвавшая немало шума статья под громким заголовком Target, Kaliningrad: Air Force Puts Putin On Notice. Статья цитирует этого же генерала, но уже его выступление на конференции Air, Space & Cyber (ASC) Ассоциации ВВС: «Мы учимся этому. Мы все время продумываем эти планы, и... если это когда-нибудь потребуется, мы будем готовы к их осуществлению».
Мы часто говорим и пишем о том, что НАТО стоит у наших границ, что БТГ в Польше и Прибалтике реально угрожают нашим городам. При этом забываем, что и наши военные не лаптем щи хлебают. Мы имеем два крупнейших «непотопляемых авианосца» в Европе, которые практически обнуляют всю систему обороны НАТО. Это Крым и Калининград.
Расстояние от Калининграда до Лиссабона чуть больше 2800 километров. От Симферополя до Лиссабона — 3600 километров. Официально наши ракеты поражали цели в Сирии на 1500 километров. На сколько они ещё могут лететь, не знает почти никто. И эти «почти» будут молчать до момента боевого пуска.
Но вернемся к планам НАТО по нейтрализации калининградской группировки войск. Современная война включает в себя ведение боевых действий сразу по нескольким направлениям. Это традиционные действия на суше, на море и в воздухе. Несмотря на все договоры, война пойдет и в такой сфере, как космос. Добавим сюда электромагнитное и киберпространство. Современное вооружение автоматизировано и роботизировано, и без войны в этих средах не обойтись.
Я бы мог сейчас рассказать о том вооружении, которым гордится Польша, о всех этих 155-мм гаубицах Krab, которых выпущено уже от 180 до 200 штук, по разным данным, об американских РСЗО MLRS и HIMARS (54 и 36 соответственно на складах в Баварии), которые могут стрелять не только снарядами GMLRS (дальность до 70 км), но ракетами ATACMS (дальность до 300 км). Можно рассказать о возможностях американских кораблей и американской авиации. Только зачем?
Сегодня трудно не заметить резких выпадов прибалтов и поляков против России. Как трудно не заметить и того, что все эти страны с каким-то спокойствием обреченных идут на шаги, которые просто убивают их экономику и делают их заложниками в будущем конфликте. Борьба за СП-2 привела к обрушению экономик настолько, что уже закрадываются сомнения в благополучии не только прибалтийской тройки, но и Польши.
Попробуем отбросить важность для всех ещё одного трубопровода в ЕС. Встанем на позиции некоторых европейцев. Ни грамма российской нефти, ни литра газа! И что получим? Кто выиграет? Традиционное «американцы» не проходит. Нет у американцев столько танкеров, чтобы залить сжиженным газом Европу. Так кому станет лучше?
Генерал Джеффри Ли Харригян не нефтяник, а военный. И судя по званию и должности, далеко не глупец. Разговор о планах по захвату Калининграда тоже повел не от желания показать, что знает больше других. Такие вещи проходят только в странах, где слово «государство» употребляется чаще всего рядом со словом «якобы».
Отсюда законный вопрос: что это было? Зачем была поднята очередная волна по поводу безопасности российского анклава? Понятно, что эти выступления станут известны не только союзникам США, но и противникам, то есть нам. Следовательно, информация рассчитана именно на реакцию тех стран, с территории которых планируется нанести удары и той страны, по которой собираются наносить эти самые удары.
Успокоить союзников и попробовать напугать Россию
Вы никогда не задумывались о том, почему блок НАТО так вцепился в Прибалтику и Польшу? Почему соглашается тратить огромные деньги на создание военной инфраструктуры в этих государствах? Почему маневры наземных сил и ВВС проходят в этих районах? Почему никто не собирается защищать Италию или Францию? Почему не отражают десант в Германии?
Почему так важен уже знаменитый «сувалкский коридор»? Традиционное объяснение о доставке по этому коридору подкреплений НАТО для своих подразделений в Прибалтике не выдерживает никакой критики. Какие подкрепления? По оценкам тех же натовских генералов, Прибалтика будет взята за часы. Не за сутки, а за часы! Да и сам этот коридор будет занят войсками России, а вернее всего, Белоруссии, за часы. «Бутылочное горлышко», оно и есть горлышко. Чтобы придушить подразделения НАТО в Прибалтике.
Я не зря начал материал с указания расстояний от Калининграда и Симферополя до западных земель Европы. Связано это в первую очередь с изменением военного планирования НАТО. Прибалтика и Польша были интересны альянсу как оборудованная база для транспортировки войск. Порты, железнодорожное сообщение, аэродромы.
При этом Россия в этом регионе могла использовать достаточно ограниченную инфраструктуру даже на собственно территории. Участь того же Балтийского флота при начале БД была бы не лучше той, в какой он был в 1941 году. Калининград же повторил бы судьбу Кенигсберга.
За прошедшие годы Россия достаточно серьезно занималась инфраструктурой данного региона. Перевод грузопотока в российские порты, создание новых транспортных путей для обывателя всего лишь наказание врагов. Для военных это создание нового серьезного оборонительного рубежа. Не зря так активизировались натовцы в странах Северной Европы. Понимание процессов там есть.
Россия с появлением военной инфраструктуры в Ленинградской области получила возможность переноса военных действий практически в любую точку старой Европы. Исчез «долгий путь через всю Европу», который пришлось пройти советским солдатам в 1941—1945-м. Все можно сделать гораздо быстрее.
Таким образом, не только НАТО приставляет нам нож к подбрюшью, но и мы занимаемся этим же в отношении альянса. А красивые выступления американского президента и прочих заокеанских политиков европейцев уже не убеждают. У тех же немцев сохранилась память о судьбе Дрездена. Правда, частично. О домах да, а вот о тех, кто их разрушил…
Сегодня много говорят об американских стратегических бомбардировщиках, которые «обстреливают» Крым и Калининград. Ужас! Но давайте посмотрим реалистично на эти действия. В случае внезапного нападения какая-то часть ракет, возможно, прорвет нашу систему ПВО-ПРО. Но что будет в ответ? Долетят самолеты до своего аэродрома? И будет ли аэродром вообще. Не говоря уже о нашей современной военной доктрине. Там вопрос может встать и о том, будет ли страна, куда возвращаются самолеты.
Понимание того, что расстановка сил в Европе поменялась, вынуждает командование НАТО прибегать к старым, испытанным веками способам запугивания противника. Тот же Харригян рассказывает об использовании авиации Командования глобальных ударов. О тех самых В-52Н Stratofortress ВВС США и B-2 Spirit, которые регулярно прилетают в Британию (авиабаза Фэрфорд). Об истребителях-бомбардировщиках пятого поколения F-35 Lightning II, которые якобы невидимы для средств ПВО России.
Особый акцент генерал армии США сделал на использовании палубной авиации США. Тех самых авианосцев, которые «могут появиться внезапно» и нанести удары. Палубные истребители-бомбардировщики F/A-18 Super Hornet и самолеты РЭБ E/A-18 Growler. Выглядит это, особенно после поздравления Шойгу президента с днем рождения, несколько глуповато.
Вообще, если повнимательнее читать все высказывания американского генерала, свести их можно в одну фразу: шапками закидаем! Красивым слогом это будет выглядеть примерно так: мы проведем такую массированную атаку всеми средствами, при которой русская система ПВО просто физически не сможет все перехватить. Количество целей будет превышать возможности по их отслеживанию и поражению.
Чем будем ловить вражеские «шапки»
Мне всегда было интересно, почему систему ПВО-ПРО всегда рисуют в каком-то автономном, закрытом районе. ПВО Москвы, ПВО деревни Петровка и тому подобное. ПВО потому и называется системой, что включает в себя множество объектов, расположенных достаточно далеко от охраняемой зоны. Любое нападение на Калининград будет отражать не только та группировка, что находится непосредственно в анклаве, но БФ и части военного округа.
Но посмотрим на ситуацию с американской точки зрения. Россия ошеломлена ударом, войска в ступоре, бой ведут только части и соединения анклава. Чем встретит форпост России на Балтике врага?
Сегодня небо Калининградской области охраняют 6 дивизионов С-400 «Триумф». Кроме этого, там же находятся два дивизиона С-300ПС, модернизированные до С-300ПМ-2. Им в помощь для борьбы с низколетящими целями размещены «Панцирь-С1» (ЗРПК 96К6). Сюда же можно добавить и ПВО БФ-ЗРК «Тор» (9К330).
Небо над анклавом будет защищать 132-я смешанная авиадивизия Морской авиации БФ. В ее составе два полка: 689-й имени Покрышкина и 4-й отдельный морской штурмовой полк, смешанный авиаполк и, возможно, вертолетный полк (пока данные только из разговоров). Эта авиадивизия имеет в своем составе Су-27 последних модификаций и Су-30СМ. Так что есть не только чем перехватывать врага, но чем уничтожать его базы.
Важным рубежом обороны являются российские РЭБ. Перечислять все нет смысла. «Небо», Гамма», «Мурманск-БН» и прочие станции для Калининграда — средства привычные. Но появление в России любой новой станции — это сигнал для подразделений РЭБ о переобучении солдат и офицеров и подготовки для получения новой техники.
Не следует забывать и ещё одну станцию — СПРН «Воронеж-ДМ». Станция новая. Заступила на БД в 2014 году и сегодня обеспечивает контроль за небом на дальностях до 6000 км. Так что пуски ракет будут обнаружены в кратчайшие сроки.
Те, кто следит за вооружением и боевой техникой современных армий, вероятно, заметили важную особенность российского вооружения в Калининградской области. Большинство вооружения представляют собой не стационарные системы, а высокомобильные. Россия не пошла по пути создания крепости. Мы обеспечили повышение живучести станций и установок за счет быстрой смены позиций. Это, в свою очередь, требует увеличения сил и средств поражения у вероятного противника.
Заключение
Игры в страшилки в современное время становятся действительно опасными. Все эти полеты вдоль границ, учения, размещение новых контингентов до добра не доведут. Чем ближе даже гипотетические противники друг к другу, чем больше оружия, способного реально ударить по сопредельной территории у границ, тем выше вероятность того, что сработает пресловутый человеческий фактор.
Одна ракета, один снаряд, одна ошибка штурмана самолета — и мир свалится в пучину войны. Я уже писал о том, что никаких «красных линий» сегодня не существует. Как не существует и системы, способной остановить агрессию. Особенно если к этому привлечены армии ведущих мировых держав.
Американцы очень любят арифметику. Любят считать, сколько и в какие сроки будет уничтожено живой силы противника, техники и вооружения, сколько погибнет мирного населения. Они считают, что война — это просто вид бизнеса, где самое важное — это вложение средств. Потому и главным аргументом в спорах о силе чьей-то армии они считают объем военного бюджета армии.
Пару лет назад в рамках программы Science and Global Security/SGS в Принстонском университете (США) была проведена симуляция нападения НАТО на Калининград. То есть ученые «напали» на российский анклав с учетом всех известных на тот момент факторов с обеих сторон. Этот эпизод был всего лишь начальным этапом глобальной войны.
Рассказывать о симуляции нет необходимости. Достаточно назвать пару цифр, которые быстро остудят любые горячие головы. За несколько первых часов после начала операции погибнут 34 миллиона человек, вдумайтесь в это число. И ещё 57 миллионов будут ранены или получат боевые травмы. Итого: в первые часы нападения человечество потеряет от 80 до 90 миллионов человек убитыми и ранеными!