Главная » 2020 » Июнь » 13
19:15

Закрытие проекта «хорошей Украины»

Закрытие проекта «хорошей Украины»
3 июня Народный совет ЛНР рассмотрел в первом и втором чтении и принял внесенный главой ЛНР закон «О внесении изменения в статью 10 Конституции Луганской народной республики», определяет русский язык единственным, имеющим статус государственного в ЛНР. Напомню, аналогичное решение 6 марта принял и Народный совет ДНР.

Что это значит на практике, сообщила замминистра образования и науки ЛНР Ольга Жданова:

«Впервые в следующем учебном году, согласно тем методическим рекомендациям, которые я упомянула, украинский язык выведен из базовой части… На сегодняшний момент родителям будет предложено либо изучение украинского языка в количестве одного часа в неделю в той части, которая формируется участниками образовательного процесса, также дан выбор родителям изучать их детьми украинский язык в качестве факультатива, который не предполагает оценивание за изучение данного предмета».

В чем смысл этого поспешного решения? Я считаю, что это «выстрел себе в ногу».

Во-первых, теперь на дежурные филиппики МИД России об утеснении русского языка властями Украины или Латвии от тамошних чиновников будет звучать в ответ «а что делается в ваших ЛНР и ДНР, разве не то же самое?»

Вот, например, старший преподаватель кафедры политологии и международных отношений Луганского национального университета имени Владимира Даля Михаил Дьяконов, регулярно мелькающий в качестве спикера на телеканалах ЛНР, объясняет это решение (и заявление Дьяконова тут же выносится на сайт Министерства образования ЛНР):

«Начиная с 2014 года, большой процент населения Луганской народной республики высказывался о том, что ничего общего не желает иметь с Украиной. А язык, который четверть века до этого навязывался населению как родной и обязательный для использования, стал восприниматься как язык вражеского государства».

В Киеве или в Риге вполне прогнозируемо ответят: а мы считаем русский язык – языком враждебной нам державы, и поэтому изгоняем его из официальной сферы.

Но разве не Москва (а вчера и Луганск с Донецком) возражала на это, что нельзя смешивать отношения с соседним государством и к языку своих сограждан? Что надо уважать права национальных и языковых меньшинств?

Во-вторых, теперь и среди простых граждан Украины отношение к народным республикам Донбасса сильно ухудшится.

Особенно с учетом сопровождавших это решение заявлений из Луганска. Например, глава «Патриотической ассоциации Донбасса» Алексей Селиванов (перебравшийся в Донбасс из Киева в 2014 году) заявил в колонке, опубликованной 8 июня на сайте российского телеканала «Рен-ТВ»:

«На самом деле так произойдет и в других городах – Киеве, Харькове, Одессе, Екатеринославе, когда пресс украинства пропадет». 

Многие граждане Украины, недовольные экономической политикой Киева, при этом хотят иметь право получать образование или госуслуги на родном украинском языке. Сомневаюсь, что теперь у них возникнут симпатии к ЛНР и ДНР.

«Ранее боевики заявляли, что воюют только с «киевской хунтой» и бандеровцами, но не имеют ничего против украинского народа, его языка и культуры, – уже отрабатывает эту тему популярный украинский блогер Денис Казанский. – На деле же мы видим, что все происходит ровно наоборот».

Все это смотрится крайне невыигрышно, при том, что даже бюллетени голосования на референдуме 11 мая 2014 года о создании ЛНР и ДНР был на двух языках – украинском и русском.

И все эти мощнейшие имиджевые потери – ради чего?

Первая причина, самая банальная, всплыла уже 5 июня. Министр образования и науки ДНР Михаил Кушаков сообщил на брифинге:

«Вы знаете, что наши школьники обучаются по российским учебникам, и с 1 сентября мы практически полностью переходим на российские образовательные стандарты. Естественно, у нас будут несколько предметов, которые имеют наш региональный характер, а так практически мы будем работать по российским стандартам».

В России-то преподавание украинского языка как государственного не предусмотрено! Дали указание донецким чинушам «унифицировать стандарты образования», и дальше, как в том анекдоте: «Заставь дурака Богу молиться, так он и лоб расшибет».

Вторая причина – более глобальная, более сложная.

Надо понимать, что в 2014 году и Республика Крым, и ЛНР с ДНР позиционировались как такая «хорошая Украина». Вот есть «плохая Украина», где по улицам ходят бандеровцы с оружием, где запрещают русский язык; а есть «хорошая», где фашистов нет, поэтому все живут мирно и свободно, любому народу и его языку – почет, уважение и признание.

Напомню, что в принятой 11 апреля 2014 года Конституции Республики Крым в статье 10 говорится: «Государственными языками Республики Крым являются русский, украинский и крымско-татарский языки». Аналогичные тезисы содержались в статье 6, принятой 1 ноября 1995 года Конституции Республики Крым, но конкретно эту статью (и еще ряд других) Верховная Рада Украины не утвердила, а 21 октября 1998 года была принята Конституция Автономной Республики Крым, где государственным языком объявлялся только украинский, а прочим декларировалось, что «наряду с государственным языком обеспечивается функционирование и развитие, использование и защита русского, крымскотатарского, а также языков других национальностей» (статья 10).

В случае Республики Крым три государственных языка можно счесть просто повторением по инерции, воссозданием Конституции 1995 года. Хотя, как мы уже знаем сейчас из интервью Игоря Стрелкова, в 2014 году он координировал деятельность партии «Русское единство» Сергея Аксенова за пределами полуострова, а затем ходе военных действий в Донбассе обращался за военной помощью в Крым, следовательно, в Симферополе тогда еще мыслили себя несколько шире, нежели только в пределах полуострова.

Кстати, когда говорят, что в Донбассе просто никто на украинском и не говорит, и учиться не хочет, но в Крыму, вообще-то, говорят еще меньше (в отличие от сельской Луганщины, в отличие от крупных городов вполне украиноязычной) – по официальным данным, в 2017-м на украинском обучался всего 371 школьник (0,1% от учащихся), а целиком украиноязычной была только одна школа в Феодосии.

И что? Украинский язык убрали из числа государственных? Важна возможность, официальное признание на уровне пусть и субъекта Федерации.

Но вот ЛНР и ДНР введение двух государственных языков точно было инновацией, а заряд распространения на территорию других областей Украины в них был заложен изначально.

Напомню, что после известного референдума 11 мая 2014 года произошло вот что.

24 мая 2014 года в Донецке прошел учредительный съезд Народного фронта (затем – Народный фронт «Новороссия»), в котором приняли участие активисты из Донецкой, Луганской, Харьковской, Днепропетровской, Запорожской, Николаевской и Одесской областей. Бойцы из этих регионов действительно сражались тогда в ополчении.

24 июня 2014 года парламенты ДНР и ЛНР утвердили акты об образовании конфедерации под названием Союз народных республик. 26 июня 2014 года председателем ее парламента (а этот пост соответствовал главе нового государства) был избран депутат Верховной Рады от Партии регионов Олег Царев, а 15 июля 2014 года принято новое название конфедеративного государства – Новороссия.


© РИА Новости, Максим Блинов

Специфику нового государственного образования пояснил 20 мая 2015 года «Газете.ру» источник в околокремлевских кругах:

«Царев все это время воспринимался как украинский политик и пытался вернуться к теме Украины. Публично он больше выступал по теме Украины, а не Новороссии. Новороссия для него была символом идеальной Украины».

Однако, по словам того же источника, в августе 2014 года проект конфедерации во главе с Царевым был свернут, в связи с выходом в ходе переговоров на первые Минские соглашения, подписанные 5 сентября 2014 года.

Официально проект Новороссии был закрыт спустя год после запуска. Как заявил 14 мая 2015 года газете «Вечерняя Макеевка» глава МИД ДНР Александр Кофман:

«Раньше положенного поднялись и наши сторонники в других регионах – в Одессе, Харькове…. Республики, которые предполагалось создать в этих регионах, оказались обезглавлены. Поэтому проект «Новороссия» закрыт на какое-то время».

Что виделось итогом образования череды народных республик, Кофман описал так:

«Будет ли это абсолютно безнацистская Украина, либо же Россия… Первый вариант был бы более приемлемым».

Расставаться с этим проектом все же долго не хотели.

Вспомним хотя бы заявленный 18 июля 2017 года Александром Захарченко проект создание государства Малороссия, ибо, как заявил тогда глава ДНР, «Донецкая народная республика наряду с Луганской народной республикой остаются единственными территориями Украины, не считая Крыма, на которых сохранилась законная власть».

В проекте конституционного акта Малороссии, опубликованном тогда же «Газетой.ру», говорилось, что «Донецкая народная республика считает себя вправе инициировать переучреждение того государства, которое ранее называлось Украина», причем «новое государство, которое является правопреемницей Украины… будет называться Малороссия, так как само название Украина дискредитировало себя».

И далее:

«Малороссия – многонациональное государство, государственными языками которого являются малороссийский и русский, при сохранении прав региональных языков».

Очевидно, под «малороссийским языком» имелся в виду украинский. Как раз накануне инициативы по созданию Малороссии пошли шаги по демонстрации заботы об украинском языке в народных республиках – ибо планировалось расширяться на запад, где огромное число людей говорит на украинском, без учета этого фактора нельзя.

25 мая 2016 года в ходе прямой линии с жителями Херсонской области глава ДНР Александр Захарченко заявил:

«Что делать? Во-первых, не поддавайтесь на провокации бандеровцев, которые хотят разделить народы на Украине. Украинский язык – красивый язык, вышиванки тоже очень симпатичные. Это бандеровцы пытаются вызвать у нас ненависть к этим вещам. Они действуют по принципу разделяй и властвуй. Именно поэтому в нас в Донбассе украинский язык развивается свободно».

1 июня 2017 года была представлена линейка учебников для 3 – 5 классов, разработанных по заказу Министерства образования ЛНР. Тираж поступивших 1 сентября 2017 года в школы учебников по украинскому языку по украинской литературе для 5-х классов составил по 9400 экземпляров.

Согласимся, куда больше, чем в Крыму, где украинский – до сих пор государственный язык.

«На протяжении 20 лет в Украине вот тот красивый украинский мелодичный язык постепенно превращался в язык политики и национализма. Наша цель была, собственно, создать такие учебники, которые вернули бы нашим учащимся красоту языка, мелодичность этого языка», – заявила 15 июня 2017 года директор государственного учреждения «Научно-методический центр развития образования ЛНР» Оксана Колесникова.

Сейчас, судя по всему, народные республики из формата существования «украинский Тайвань» окончательно перешли в формат «украинской Абхазии». Ни о каком расширении за пределы их нынешних границ уже никто в здравом уме не подумает.

Плохо не только то, что годами в Донбассе обвиняли Украину в том, что она запрещает русский язык в официальном поле, а сейчас сами стали запрещать украинский.

Во многом даже куда хуже то, что вчера здесь говорили про «свободное развитие всех языков» и печатали на них учебники, а сегодня, чтобы соответствовать образовательным стандартам России, от всего этого отказались, «переобувшись» в воздухе на 180 градусов и демонстрируя всем полную несамостоятельность этих государственных образований.



Владислав Мальцев



Просмотров: 2303 | Добавил: kravcov_ivan | Теги: ЛДНР | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка


Видеоподборка



00:04:08


Комментарии

Популярное

«  Июнь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Новости партнёров


work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх