Напомним, 13 октября в рамках визита премьер-министра КНР Ли Кэцяна Россия и Китай подписали 38 соглашений в самых разных областях: энергетике, транспорте, банковской сфере, сельском хозяйстве, космических технологиях, телекоммуникациях.
Самое важное: правительства КНР и РФ договорились о содействии поставкам газа по трубопроводу «Сила Сибири», а российский Центробанк и Народный банк Китая решили вопрос о проведении валютных свопов (пара рубль — юань вместо доллара) для контрактных расчётов.
Китай и РФ в лице соответственно Комиссии по китайской спутниковой навигационной системе и «Роскосмоса» подписали меморандум о сотрудничестве в области создания глобальных навигационных систем.
Стороны достигли также крупного соглашения о взаимопонимании в области высокоскоростного ж/д транспорта (участники меморандума: Минтранс РФ, ОАО «РЖД», Госкомитет КНР по развитию и реформе, компания «Китайские железные дороги»).
Российские банки — «ВТБ» и «Внешэкономбанк» — заключили соглашения с китайскими банками о привлечении кредитов. «Россельхозбанку» китайские партнёры предоставят торговое финансирование.
Как отмечают западные аналитики, экономические санкции США и ЕС вынуждают Россию идти на сближение с Поднебесной даже в тех отраслях, в которых Москва с Пекином ранее не сотрудничала. То есть идёт уже не только о газе или торговле вооружениями. Разного рода подозрения отныне отошли на второй план, поскольку Россия оказалась в таком положении, когда торговых партнёров не выбирают.
Об этом пишет Фред Уэйр (Fred Weir), корреспондент «The Christian Science Monitor».
По мнению обозревателя, Китай «превратит в наличные» экономические трудности России, у которой на рынке остаётся всё меньше вариантов.
Автор приводит слова Владимира Путина, который заявил недавно, что китайско-российская торговля может дойти к 2020 году до 200 млрд. долл.
Действительно, выгоды экономического сотрудничества богатой энергоресурсами России и ресурсоёмкого Китая могут показаться очевидными. Однако ранее взаимные подозрения держали их далеко друг от друга, и так продолжалось довольно долго.
Однако сейчас, на фоне западных санкций, которые блокируют доступ России на европейские и американский рынки капитала, Россия и Китай договорились о новых сделках, Эти сделки, отмечает аналитик, уже выходят за рамки традиционных сфер, в которых сотрудничали ранее КНР и РФ (сфер энергетики и вооружений). «Экономический рельеф» меняется, причём меняет его Китай, нацеливаясь на те сделки, на которые ему нацелиться хочется.
Во время трёхдневного визита в Москву, завершившегося во вторник на этой неделе, премьер-министр Китая Ли Кэцян подписал 38 новых сделок с Россией.
В число соглашений входит и договорённость об увеличении поставок Китаю российского газа. Газовый контракт между Пекином и Москвой на огромную сумму в 400 млрд. $ был подписан сторонами ещё в мае, однако теперь речь идёт об увеличении поставок вдвое против прежнего.
Это не всё. Москва также согласилась продать Пекину часть своего наиболее современного оружия.
Далее Фред Уэйр напоминает, что объёмы торговли между Китаем и Россией за последние шесть лет выросли с 40 млрд. $ до 90 млрд. $. Господин Путин во вторник заявил, что стороны настроены увеличить объёмы торговли до 100 млрд. $ уже в следующем году и до 200 миллиардов долларов — к 2020 году.
Для сравнения: товарооборот России с Европейским Союзом в 2012 году составил около 340 миллиардов долларов.
Обозреватель считает, что Китай получил «прекрасную возможность» и использует политические трения России с Западом в своих целях. Пекин может заключать долгосрочные нефтегазовые контракты «по бросовым ценам», указывают эксперты.
Китайцы воспользовались ограниченным доступом России к западным капиталам, пишет обозреватель. Новые китайские проекты включают в себя модернизацию железных дорог России (10 млрд. долларов), затем «стратегическое партнёрство» (кавычки в оригинале) между «Роснефтью» и «CNPC» и предполагаемую совместную разработку дальнемагистрального пассажирского самолёта.
Наконец, банальная китайская торговля. Экспортно-импортный банк Китая уже согласился предоставить крупные кредитные линии двум «санкционированным» Западом российским банкам. Деньги пойдут на покупку китайских товаров.
Что до Запада, то ему может не понравиться то, что Китай и Россия собрались действовать в рамках валютного свопа между центральными банками (24 млрд. $, выраженных в юанях и рублях). Эти деньги будут использоваться для финансирования двусторонней торговли вместо долларов. Этот аспект сделок аналитик считает политическим.
Ещё один политический аспект — это сигнал Поднебесной Западу. США и ЕС должны теперь окончательно уяснить, что КНР «резко не одобряет» западные санкции, применяемые в качестве политического инструмента против России.
Телеканал «RT» провёл опрос экспертов, которые подчеркнули важное значение российско-китайских соглашений, подписанных по итогам 19-й регулярной встречи глав правительств двух государств. Стороны подписали 38 документов.
«У нас действительно очень хорошие планы… Мы естественные партнёры, естественные союзники, мы соседи. Мы ставим пред собой масштабные, абсолютно достижимые цели. И, безусловно, всё это пойдёт на пользу нашим людям: и гражданам Китая, и гражданам России», — цитирует канал Владимира Путина.
Председатель правительства КНР в ответ заявил: «Россия — это самая большая по территории страна в мире, а Китай — это самая населённая страна в мире. Благодаря только этому у нас с вами имеется огромная, по сути, неиссякаемая взаимодополняемость наших экономик».
Как сказал «RT» доктор экономических наук, профессор Владимир Мантусов, подписанные соглашения играют важную роль для обеих стран: «И для России, и для Китая взаимодействие между этими двумя крупнейшими экономическими и политическими державами имеет огромное значение». Экономист отметил, что в период действия западных санкций соглашения будут способствовать открытию новых рынков и создавать дополнительные финансовые возможности. Сотрудничая с Китаем, Россия сможет восполнить большую часть ущерба, нанесённого санкциями.
Директор Российско-китайского центра Финансового университета при правительстве РФ Николай Котляров отметил, что соглашения создают основу для поддержки тех проектов в области промышленности и транспорта, соглашения о реализации которых были подписаны в ходе визита В. Путина в КНР в мае 2014 года. «Там тоже было подписано порядка 40 соглашений, в том числе проекты по строительству широкофюзеляжного самолёта, в области вертолётостроения и ряд других», — напомнил Котляров.
Позитивно звучат и мнения других российских экспертов.
Например, главный редактор журнала «Китай.ру» Бронислав Виногродский сказал «Голосу России», что отношения РФ и Китая выходят на новый уровень стратегического партнёрства, что повлияет на расстановку сил в мире.
«Я бы не сказал, что они объединяются против какого-то противника, но полярность в мире однозначно поменялась. Ещё лет 10-15 назад при разговоре с любым таксистом в любом большом городе Китая звучало: Россия с Китаем должны объединиться, и тогда мы «сделаем» Америку. Интересно то, что прошло 15 лет, и это начало вдруг реализовываться. И серьёзное, правильное объединение таких мощнейших игроков, как Россия и Китай, самого большого по территории и по количеству человеческих ресурсов, даёт своего рода синергетический эффект, который неизбежно повлияет на положение в мире. Америка неизбежно противопоставляется этим странам, потому что она претендует на лидирующую роль в мире. Но здесь меняется баланс сил», — сказал эксперт в эфире «Голоса России».
Таким образом, западные санкции, как мы не раз уже писали на «Военном обозрении», оказались палкой о двух концах. Во-первых, они (а также ответные санкции России) ударили по экономикам тех стран Запада, что подключились к давлению Вашингтона на Москву. Во-вторых, Кремль окончательно (пожалуй, уже и бесповоротно, поскольку энергетические контракты долгосрочные) развернулся в сторону Поднебесной. В-третьих, в сложившейся геополитической обстановке складывается если не антиамериканский союз, то стратегическое партнёрство, в котором стороны, связанные долгосрочными экономическими соглашениями, вынуждены будут отстаивать и некую общую политическую позицию на мировой арене. В-четвёртых, прямые валютные сделки между КНР и РФ — это первый гвоздь в крышку гроба американского доллара. Ну, и в-пятых: в мире уже сегодня стало чуть меньше американской «гегемонии».