Среди политического бомонда двух мятежных русских провинций, Украины и Белоруссии, очень популярен и востребован миф об эффективности так называемой политики многовекторности. На практике это означает банальное выклянчивание торговых преференций и денежных вливаний от России под раздачу поклонов западным игрокам. И, по мнению просвещенного незалэжного руководства, Россия должна на это не только соглашаться, но и платить за каждый дружественный жест в ее сторону со стороны руководства двух квазигосударственных недоразумений, причем реальными деньгами.
Получается своеобразная сдельщина: за каждую улыбку российское руководство обязано выплачивать бывшим провинциям, провозгласившим «неминуемый и неотвратимый возврат в европейскую семью», большие суммы денег. А вот к Западу у незалэжников требования поскромнее. Они готовы ничтоже сумняшеся кланяться за малейшую подачку американцев и европейцев, благодарить их за «всестороннюю поддержку» и по щелчку пальцев принимать самое активное участие в западных антироссийских инициативах. Тоже сдельщина, только наоборот.
При всем этом они требуют (именно требуют), чтобы российское руководство относилось к этому с пониманием, ведь у них «политика многовекторности». А под пониманием они подразумевают, чтобы русские не забывали вовремя засылать деньги или подгонять «ништяки», игнорируя проводимую ими откровенно антироссийскую политику.
После государственного переворота в феврале 2014 года некоторые украинские политики и публицисты вынуждены были бежать в Россию. Они делятся на две категории: сторонники имперского развития в составе России и так называемые многовекторники. Многовекторники – это политики и публицисты, поддерживающие политический курс Украины, проводимый до 2014 года, подразумевающий хорошие отношения с Россией. Это официально. Политический курс Украины всегда был антирусским и русофобским. Будем называть вещи своими именами. Вторая категория поддерживает тот курс и строй, при котором русские согласны были давать деньги, а украинская элита спокойненько включала русские подачки и преференции в свой ВВП.
Просто поразительно то, как отличаются эти две категории людей. Если малороссийские имперцы, которые переехали в Россию на постоянное место жительства, это состоявшиеся люди, обладающие своим литературным и политологическим багажом, то многовекторники в большинстве своем представляют собой касту иждивенцев. Имперцы не садятся российскому государству на шею, не просят устроить их куда-то на работу (им самим наперебой предлагают), их литературные и политологические труды пользуются спросом в России. Политическая позиция имперцев не претерпевает изменений на протяжении большого количества времени, в отличие от многовекторного флюгера, который в связи с ускоряющимися изменениями политической ситуации на Украине и в мире все больше напоминает вентилятор.
Многовекторники, бравируя украинским паспортом, требуют от России с помощью штыков сменить власть в Киеве, да поскорее, дабы посадить себя любимых в широкие кожаные кресла. А пока идет процесс, требуют от русских какой-нибудь синекуры, не забывая в политических ток-шоу делать акцент на том, что «все должно быть, как раньше». То есть чтобы Украина была на негласном содержании у России с сохранением права по команде Запада тявкать в сторону русских благодетелей.
При этом их не заботит тот факт, что многовекторная политэкономическая модель Украины не устраивает в первую очередь Запад. Я догадываюсь, что многие из недалеких многовекторников об этом даже не подозревают, как не подозревают о том, что изначальными инициаторами постройки «Северного потока ― 1» были немцы, а никак не российские газовики, которых в этом постоянно обвиняют украинские политики. Эта тема стала активно муссироваться немецкими бизнес-элитами в 1997 году. Я, конечно, люблю свое государство и мне было бы приятно думать, что в 1997 преддефолтном году тогдашние российские «стратеги» уже предвидели грядущие проблемы с транзитом, но это не так. При всем моем уважении Борису Николаевичу Ельцину в 1997 году было явно не до этого. А вот тема с трехсторонним консорциумом как раз была российской инициативой, которую с помощью своих агентов на Украине умножили на ноль те же немцы. Что ж, я их понимаю, в 2003 году уже многие немецкие политики могли наглядно убедиться в неадекватности и ветрености украинского политического класса. Немцев интересовала возможность покупать и транзитировать энергоресурсы без риска шароварного шантажа. Далеко смотрели, надо сказать.
Что и говорить, на примере двух майданов, которые инициировал Запад, также можно убедиться в том, что «политика многовекторности» никого на этом самом Западе не устраивает. Вот только этого никак не может и не хочет понять банда временно осевших в России украинских многовекторников.
К моему большому сожалению, российское руководство и медиасообщество опять наступает на извечные русские грабли: пытается найти людей, лояльных России, там, где их нет и быть не может. А именно среди тех же самых многовекторников. Их показывают в эфирах разнообразных телепередач, их труды публикуются в различных газетах, журналах, интернет-ресурсах. Мало того, многовекторники иногда дают заработать и некоторым украинским политологам, способствуя публикации их статей на передовицах российских условно патриотических интернет-изданий. В этих статьях украинские политологи дают, как правило, среднеоптимистический прогноз для России, а буквально через несколько дней на украинских ресурсах выходит интервью с ними же, где они предвещают либо неминуемый развал России, либо ее крупное геополитическое поражение на одной или нескольких международных конфликтных площадках.
Российская политическая и медиаэлита никак не может взять в толк, что, хоть эти люди сейчас и проживают на территории России, симпатии, а уж тем более любви и братских чувств, к ней не испытывают. Они вынуждены пока находиться здесь, поскольку постмайданное руководство Украины начало на них гонения. Ненависть многовекторников к нынешней украинской власти вовсе не означает, что они симпатизируют российскому государству. Их ненависть обусловлена лишь тем и только тем, что их прожорливые ряшки оторвали от сытой властной кормушки. Если бы они остались у власти или около власти и зарабатывали, как раньше, никакой ненависти к майданным правителям они бы не испытывали и ни в какую Россию бы не переехали. Сколько регионалов, оставшихся во власти после Майдана, теперь льют грязь на Россию? Сколько за шесть лет на наших экранах мы наблюдали якобы пророссийских украинских политологов, в которых потом сами же разочаровывались? Множество.
Однако по мере нарастания тяжелейшего политического и экономического кризиса на Украине нас ждет очень интересное явление. Нам всем предстоит наблюдать без преувеличения жесточайший клинч между имперцами и многовекторниками в российской медиасреде. Отдельные случаи конфликтной полемики между представителями этих двух лагерей, предвещающие неизбежность большого смыслового конфликта, мы уже можем наблюдать на экранах наших телевизоров. Имперцы и многовекторники имеют очень разные ответы на извечный русский вопрос «Что делать?», когда неизбежно наступит экономический и социальный коллапс на территории бывшей УССР.
Рассмотрим три конфликтных знаковых вопроса, которые играют роль своеобразной лакмусовой бумажки.
Первый вопрос касается бандеровщины. Не городских комнатных нациков, за деньги кошмарящих украинские улицы (эта проблема легко решается при возврате власти монополии на насилие), а настоящей бандеровщины. Имперцы справедливо настаивают на том, что денацификация на Украине неизбежна. Естественно, разными спикерами способы денацификации предлагаются различные: от казни до принудительного перевоспитания. Но все они сходятся в одном: нацисты, накачанные галицийской человеконенавистнической идеологией, не дадут жить и развиваться никому от слова «совсем». Также имперцы справедливо указывают на то, что денацификацию в разных формах (от мягкой до тяжелой) проходила не только Германия, но и Италия, Швеция и даже послевоенная фалангистская Испания, в которой денацификацию после Второй мировой войны проводил сам… генерал Франсиско Франко, который по указке США постепенно и поэтапно превратил «Фалангу» из фашистской партии в безобидное народное социальное движение, занимающееся рассмотрением вопросов профсоюзных выплат и размеров социальных пособий.
Однако у многовекторников на этот счет другое мнение. Они начисто отвергают мысль о денацификации. Они считают, что и имперцы, уже ставшие гражданами России, и российское руководство должны с бандеровцами примириться. Почему? Да потому, что они сами уже давно с ними примирились, значит, следует примириться всем остальным. На справедливые замечания о том, что единственное примирение в понимании бандеровцев означает подчинение остального населения Украины нацистской идеологии, многовекторники двусмысленно пожимают плечами. Дескать, да, мы понимаем, что это ущемление прав прежде всего русскоязычных, но надо пойти на условия бандеровцев, украинизироваться, сносить памятники русским и ставить памятники галицаям, «бо едына крайина». Денацификацию они представляют не иначе как «резать Украину по живому», а доминант бандеровщины пытаются представить одним из важнейших и неизбежных элементов построения украинской политической нации. Причем российскому руководству по старой украинской традиции предлагается подойти к русофобской и антирусской политике с пониманием, так как украинской нации необходимо самоидентифицироваться, а то, что это происходит под крики и лозунги, призывающие убивать русских, никого не должно волновать. Опять же, «бо едына крайина».
Вторым камнем преткновения является финансирование Украины. У имперцев тут поразительный ассортимент решений. При общем понимании того, что России нужно будет эту территорию забирать и облагораживать, способы и методы предлагаются абсолютно разные. Кто-то предлагает «мариновать» Украину в собственном соусе идиотизма и полнейшего хаоса до того момента, пока они сами не поймут, что нужно созывать новую Переяславскую раду, а уж потом вкладывать деньги в уже ставшие своими территории. Кто-то предлагает вариант экономического удушения с помощью разнообразных санкций, благо поводов для этого великое множество, чтобы созыв Переяславской рады значительно ускорить. А Ростислав Владимирович Ищенко предложил идею вообще оригинальную: контроль территории бывшей УССР с помощью русского аналога британской Ост-Индской компании. При этом варианте российский бюджет не тратит деньги вообще, в финансировании проектов на территории Украины участвует только прагматичный и безжалостный русский частный капитал, сконцентрировавший ресурсы в данной компании, а украинское якобы независимое правительство существует в полуподвешенном состоянии. При этом надо добавить, что собственная армия у этой компании, несомненно, будет, ровно так же, как и у британской, у которой даже собственный военный флот был. Убиваются сразу три зайца: украинское правительство в пролете, украинские олигархи в пролете, а украинские нацики трусливо сидят по норам. Естественно, будут трусливо сидеть, это вам не безоружных избивать и убивать.
У многовекторников сама мысль о том, что Россия заберет эти территории, вызывает гнев и шароварное негодование. Их взгляды и мнения практически являются калькой с «хотелок» Виктора Владимировича Медведчука, которые я подробно описывал в нескольких предыдущих статьях, где подробно освещал и разбирал лозунги и призывы медведчуковской партии «ОПЗЖ». Если коротко, то они хотят от России дешевых кредитов, дешевых энергоресурсов, политических закупок украинской продукции и просто больших денежных вливаний. Причем Россия, по их мнению, должна это делать просто по умолчанию, безо всяких «но» и «если». И рассчитывать в лучшем случае может просто на улыбки и сдержанное благодарственное покашливание, иногда же, если позволит ситуация, на короткое украинское «дякую». Ну и, само собой, большую денежную компенсацию за оккупацию Крыма и Донбасса никто не отменял. При этом Крым и Донбасс Россия обязана Украине вернуть под победные реляции нового украинского руководства, под которым многовекторники подразумевают себя любимых.
Третий вопрос напрямую проистекает из второго, поскольку является его логическим продолжением. Не менее важным и определяющим фактором многовекторники считают информационное сопровождение российского финансового дотирования украинского государства. Они требуют, чтобы российское руководство и СМИ рассматривали и преподносили украинскую экономику как полноценную, несмотря на то что она будет дотационной. А в некоторых случаях российская элита должна даже признавать украинскую экономическую модель как более демократическую, развитую и передовую, нежели тоталитарная российская. При этом практически никто из многовекторников особо не акцентирует внимания на нейтральном статусе украинского государства. Если подытожить, то они собираются вести антироссийскую внешнюю политику на российские деньги, а российское руководство снова должно подойти к этому с пониманием, дабы не нарушать устоявшихся традиций, и «правильно» освещать в СМИ экономический и политический курс Украины, не жалея хвалебных речей.
К Западу у многовекторников информационных требований поменьше. Они лишь просят западные СМИ иногда упоминать об Украине как о великой космической державе, поскольку в новых американских «Атласах» стоит парочка деталей украинского производства. А также просят европейцев иногда упоминать о том, что Украина скоро станет европейской житницей, потому что она поставляет свою сельскохозяйственную продукцию на европейский рынок. Еще робко просят иногда напоминать западному миру, что украинская армия самая сильная на континенте и является единственным щитом Европы от безжалостного тоталитарного стального русского кулака.
Имперских публицистов такой расклад не устраивает. В многочисленных статьях и публикациях они освещают развал экономики и раздолбанные в хлам остатки украинского государственного аппарата, чем вызывают бурный шквал эмоций и закипание коричневой фекальной субстанции в головах многовекторников. Никаких компромиссов в этом вопросе имперцы даже не допускают, чем вызывают злобу и ненависть бывших соотечественников.
Меня в этой ситуации волнует лишь один вопрос: когда закончатся пресловутые русские грабли? Мне глубоко обидно, что некоторые наши политики, телеведущие, эксперты постоянно пытаются сделать героев из тех, кто ими не является, при этом не замечая героев настоящих. До каких же пор мы будем рукоплескать украинским политически многовекторным беженцам, которые не являются поклонниками России: им после госпереворота просто банально бежать было больше некуда. Ведь на западных эфирах они никому даром не нужны, а жить-то надо. Причем я не против их позиции, они, возможно, любят свою страну. Я против того, чтобы антироссийское образование в виде бывших русских территорий жило и функционировало за российский счет. При всем уважении их модель существования антирусского проекта «Украина» ― химера, требующая постоянных денежных вливаний извне. Причем надо отметить, что с каждым годом сумма вливаний, необходимых для поддержания хотя бы иллюзии государственности, увеличивается по причине развала всего и вся.
Для нас должны быть героями те, кто, приехав с Украины и получив российский паспорт, упорно и последовательно отстаивает интересы населения бывших малороссийских территорий, которые полностью совпадают с интересами России и русского народа, а не призывает примириться с бандеровцами, как это делают украинские многовекторные зилоты.
Надо сказать, что такие героические люди, приехавшие с Украины, есть везде, в каждом регионе нашей необъятной страны. Они служат в российской армии, работают в правоохранительных структурах, в медучреждениях, преподают русский язык и литературу, работают на стройках и предприятиях авиастроения. Сейчас, как никогда, мы должны научиться рассуждать, делать выводы и, самое главное, ценить родных и близких нам по духу людей и научиться признавать недруга недругом безо всяких преувеличений. Ведь от того, что ты по глупости или из миролюбия не признаешь врага врагом, он им быть не перестанет.