Четыре года противостояния
Многодневная и малопонятная суета вокруг президентского кресла Соединенных Штатов, кажется, на время вытеснила ковидную новостную повестку. Остроты ситуации добавило отсутствие поздравлений от президента Путина. Даже заклятый враг США венесуэльский лидер Николас Мадуро официально признал еще неофициальные итоги выборов:
А из Москвы поздравление так и не последовало. Это видится вполне справедливой реакцией на воинственный настрой, граничащий с ненавистью, который демонстрирует престарелый кандидат от американских демократов. Одной из коронных фраз, неоднократно повторяемой в предвыборных речах Байдена, стали грядущие «адские санкции» в отношении России и её активов. Чем же может напугать Москву без пяти минут президент Соединенных Штатов?
Представим гипотетическую ситуацию, что Байден все-таки сдержит свои обещания и направит большую часть своих усилий против Российской Федерации. Это, кстати, не самый вероятный сценарий развития ситуации – предвыборная риторика далеко не всегда совпадает с реальной президентской работой. Но Россия давно не в почете у «ястребов» от демократической партии, и определенные шаги к эскалации они могут сделать. Здравый смысл подсказывает, что расширяться особо уже и некуда: США за все время ввели 46 санкций различного толка против Москвы. Но в войне, пусть и холодной, все средства хороши. Прежде всего, предполагаются персональные санкции, связанные с «отравлением» Алексея Навального. Но к подобному в Москве давно привыкли, и воспринимаются они чисто символически. Вероятность назначения строгих секторальных санкцией из-за Навального невысока – дело было давно, и о нем уже начали забывать даже в Европе, не говоря об американцах.
США, как крупнейшая экономика мира, может себе позволить влиять долларом на другие страны, и Россия здесь не исключение. И в штабе Байдена такие шаги рассматривают вполне серьезно и уже довольно давно. Майкл Карпентер, советник Байдена, известный как откровенный санкционный «ястреб», еще в 2019 году относительно России говорил:
Первой идеей, в этой связи, может стать запрет на покупку государственных долговых бумаг Российской Федерации. Это, конечно, ощутимо, но не в интересах американской элиты, которая вкладывается в российский долг. В расколотом фактически пополам обществе, да еще на нервном пандемическом фоне это может быть воспринято неоднозначно. Ответной акцией Москвы станет распродажа американских долговых бумаг, что также вполне ощутимо для бюджета США. В общем, в этой игре у Байдена могут быть только обоюдоострые шаги с неоднозначными последствиями.
Уже сейчас реальные инвесторы из Соединенных Штатов строят псевдолегальные многоступенчатые схемы для заработка на территории России. К примеру, американская Honeywell построила завод в Липецкой области через свою сингапурскую дочку, и на бумаге деньги пришли совсем не из США. В случае обострения, такие многоходовки будут все более распространёнными. Как бы ни старались на Западе, но довести потенциал России до финансово токсичного не удалось точно.
Совсем неудобным для Москвы будет исход формирования Конгресса. Если большинство будет за демократами, то они смогут продавить санкционные пакеты против России даже раньше Байдена. Самое неприятное, что Конгресс, похоже, будет именно демократическим.
Уже давно вынашивается план DETER «О сдерживании иностранного вмешательства в американские выборы», и его авторы так просто от него не откажутся. Буквально несколько недель назад заочно объявили в розыск группу русских хакеров, якобы, офицеров ГРУ, обвинив во вмешательстве в американские выборы. Чем не повод для запуска DETER? Или вот DASKA «О защите американской безопасности от агрессии Кремля», в котором слово «санкция» звучит пять раз и два раза - «ограничения».
В качестве целей санкций выбраны: суверенный долг РФ; лица, замешанные в «противозаконных или коррупционных действиях в интересах Владимира Путина»; инвестиции в нефтегазовые проекты России; судостроительная отрасль и банковский сектор. Если с индивидуальными санкциями еще как-то можно смириться, то удар по банковскому сектору может быть ощутимым. Закрыть Сбер и ВТБ Байден, конечно, не в состоянии, но блокировать транзакции в долларах вполне способен – для этого стоит только внести их в токсичный список SDN (Specially Designated Nationals List).
Такой вариант вполне вероятен и, что особенно важно, давно рассматривался российскими аналитиками. На начало 2019 года Банк России по расчетам Forbes накопил 390 тонн долларовой наличности, что составило более 31 миллиарда. Проблема в том, что россияне к этому периоду держали на валютных депозитах 90,4 миллиарда долларов. В случае запрета на транзакции и при массовом закрытии вкладов населением, недостачу брать было бы просто не откуда. Сейчас открытой информации от Центробанка на счет реальных валютных накоплений на «черный день» нет, что вызывает некую тревогу. Это может восприниматься как сокрытие информации от аналитиков штатовских «ястребов», а может - как маскировка сохранившейся недостачи от вкладчиков. Как бы то ни было, Трампу удавалось блокировать запуск проектов DETER и DASKA до последнего времени. Сейчас все карты в руках Байдена и демократического Конгресса.
Зима близко
У Джозефа Байдена к его 77 годам накопился букет склонностей и предпочтений, многие из которых могут опосредованно влиять на Россию. Прежде всего, все ждут потепления отношений с Китаем. В этой связи новый президент - полная противоположность Трампу, который чуть ли не симпатизировал Путину, но ненавидел Си Цзинпина. Нормализация американских связей с Пекином совсем не на руку Москве – это может повлечь, в свою очередь, охлаждение контактов России с Китаем. Особые отношения Байдена с Украиной также потенциально несут негатив. Во-первых, США будут продолжать давить на «Северный поток – 2» и, тем самым, повышать роль стран-транзитеров российского газа. Во-вторых, новая администрация может решиться на поставки Киеву летального оружия. Как показывает опыт, наличие очагов напряженности вдоль границ России очень плохо влияет на курс национальной валюты, что не может не радовать «ястребов» Байдена.
Еще одной «фишкой» демократа-президента стала дружелюбная к природе энергетика. Байден планирует инвестировать два триллиона долларов для перехода на экологически чистую энергетику к 2035 году. А к 2050-му в планах переход к нулевым выбросам. Результатов своей «зеленой революции» президент уже не увидит, но нарушить устоявшийся баланс вполне способен. Прежде всего, пострадают мировая нефтедобыча с нефтепереработкой, и Россия будет одной из первых нести убытки.
По мнению части экспертов, Байден будет требовать от ОПЕК снижения цен, угрожая снятием санкцией с Ирана и Венесуэлы. Когда эти два игрока полноценно выйдут на нефтяной рынок, нынешние 40 долларов за баррель будут казаться манной небесной. Однако, здесь у Байдена есть вариант заиграться, сбросить нефтяные котировки и обесценить достижения собственной «зеленой революции». Когда углеводородное топливо будет стоить сущие копейки, мало кто решится переходить на дорогостоящие возобновляемые ресурсы. Козырем президента может стать специфический налог на углерод (инициатива Байдена), повышающий издержки добывающих стран. Однако, как на это посмотрят дружественные США страны Персидского залива, неизвестно.
У России в данной ситуации не так много выходов. Продаем мы американцам не так, чтобы много, а вот покупаем достаточно. Причем, некоторые товары уникальны, и первое время заменить их будет нечем. К примеру, биотехнологическая продукция, которую ни Китай, ни Европа предложить нам не может. В то же время с 2018 года существует закон о контрсанкциях со стороны России (пока он не задействован). В одном из вариантов этого проекта рассматривались ограничения на экспорт редкоземельных металлов из России в США, эмбарго на ввоз фармацевтической продукции, запрет на привлечение иностранных работников, повышение платежей для американских и европейских авиакомпаний за пролеты над территорией России, а также остановка экспорта титана в США.
Похоже, исход решения этого противостояния сейчас в голове Джозефа Байдена – к сожалению, стратегическая инициатива сейчас на американской стороне. Остается надеяться, что потенциал асимметричных ответов Москвы впечатлит авторов пресловутых "санкций из ада".