Главная » Новости » Статьи

Древний компьютер со дна моря…
2024-10-19, 04:44

Древний компьютер со дна моря…Две зубчатые шестеренки «Механизма Антикиферы», с нанесенной на одной из них надписью. Национальный археологический музей в АфинахЗлой порок в человеке — ложь; в устах невежд она — всегда.Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, 20:24

Наука против лженауки. Любая наука требует не только знаний «в себе», но также и «знаний вне себя», а еще времени, в течение которого увеличивался общий объем знаний в обществе и совершенствовались приемы и методы научных исследований. Примером такого длительного изучения давным-давно найденного артефакта является знаменитый «механизм Антикиферы», пожалуй, самый загадочный образец древней техники, когда-либо обнаруженный людьми. Его нашли ещё в 1901 году, когда группа ныряльщиков за губками ныряла у острова Антикифера. Аквалангов тогда ещё не было. Ныряльщиков подстерегала кессонная болезнь, и один из них даже умер, а двое других остались калеками на всю жизнь. Когда же его подняли на поверхность, это было нечто похожее на ком глины с торчавшими из него окислившимися шестеренками. А получивший его в руки археолог и вовсе подумал, что это камень с зубчатым колесом, и лишь при более внимательном рассмотрении он понял, что это какое-то сложное устройство, покрытое коркой известковых отложений и коррозией. Было признано, что это счетный механизм, что он имеет греческое происхождение и что он использовался для расчета движения звезд и луны. Но о том, что он в некотором смысле является первым аналоговым компьютером, известным человеку, говорить начали лишь много лет спустя, после того как появились первые компьютеры. Ну а сначала, после извлечения и очистки, механизм Антикиферы показался сложной системой шестеренок, собранных в бронзовое устройство, напоминающее часы. Он был составлен из трех основных частей вместе с гораздо более мелкими фрагментами, которые сохранились под водой в течение тысяч лет. Хотя его происхождение продолжает оставаться загадкой и сегодня, за долгие годы исследователи многое о нем узнали. А вот так этот механизм выглядел изначально. Не впечатляет, что и говорить… Национальный археологический музей в АфинахВпрочем, прошло 50 лет с момента его находки, прежде чем в 1951 году британский историк Дерек Дж. де Солла Прайс начал систематически изучать механику этого устройства. Он пришел к выводу, что механизм Антикиферы на самом деле был астрономическим устройством, которое использовалось для отслеживания движения звезд и планет. Результаты Прайса были впервые опубликованы в статье в Scientific American. Прошло еще два десятилетия, прежде чем в 1971 году Прайс вместе с профессором ядерной физики Харалампосом Каракалосом подверг этот артефакт воздействию гамма- и рентгеновского излучения, то есть провел его рентгеноскопию. Просвечивание прибора рентгеном, которое проделал в 1959 году английский физик Дерек Джон де Солла ПрайсЕго результаты были опубликованы в 1974 году в статье «Греческие шестерёнки — календарный компьютер до нашей эры». В ней была представлена теоретическая модель «Антикитерского механизма», основываясь на которой учёный из Австралии Аллан Джордж Бромли из Университета Сиднея и часовых дел мастер Фрэнк Персивал создали его первую действующую модель. Затем несколько лет спустя уже британский изобретатель Джон Глив, занимавшийся созданием планетариев, сконструировал более точный образец, также работающий по схеме, предложенной Прайсом.]Дерек Дж. де Солла Прайс (1922–1983) с моделью «Антикитерского механизма»То есть науке, в частности физике, понадобилось 70 лет, чтобы с её помощью можно было более глубоко изучить механизм Антикиферы. Выяснилось, что в нём функционировал целый ряд дифференциальных шестерён, которые позволяли этому устройству вычислять положение звёзд, Солнца, Луны на основе будущей даты, введённой в него пользователем. Реконструкция механизма «Антикиферы», построенная Робертом Дж. Дероски на основе модели Прайса, сегодня экспонируется в Национальном археологическом музее в Афинах. Другая модель выставлена в Американском компьютерном музее в Бозмене, штат Монтана.В последние годы появились дополнительные данные об «Антикитерском механизме», которые предполагают, что он мог быть более сложным, чем предполагал Дерек Прайс. Ну, а потом «Антикитерский механизм» начали изучать в рамках совместной программы Кардиффского университета, Национального археологического музея в Афинах, университета Аристотеля в Салониках, а также компании X-Tek Systems UK и «Hewlett Packard». Программа получила название «Проект исследования Антикитерского механизма». В музее в Афинах «перетряхнули всё, что можно, и в октябре 2005 года нашли-таки его дополнительные фрагменты. Так что сегодня в распоряжении исследователей находится более 80 фрагментированных частей этого устройства. В мае 2006 года, благодаря современным возможностям визуализации, исследователи, работающие над «Проектом исследования Антикитерского механизма», объявили, что теперь они могут прочитать в два раза больше греческих надписей, имевшихся на этом устройстве, чем раньше. Результаты работы в рамках проекта были изложены в статье, опубликованной в журнале «Nature» (11/2006).При этом им удалось расшифровать почти 100% текста. Правда, даже эта расшифровка не может ответить на вопрос о том, кто из ученых того времени создал этот прибор, и как этот греческий механизм попал на римское судно? Никто не знает наверняка, но есть теория, что он был изготовлен на греческом острове Родос, поскольку в тот период времени он был известен как центр астрономии и античного машиностроения. Археологи полагают, что, возможно, он был вывезен с острова римлянами, а корабль, на котором его везли, шел в Рим к Юлию Цезарю, но потерпел кораблекрушение. Вот так могла выглядеть одна из панелей «Антикитерского механизма» с двумя циферблатами. Прайс сделал прямоугольный ящик размером 33 см X 17 см X 10 см с пластинами, на которых были сделаны греческие надписи. Механизм состоит из сложного набора из 32 шестеренок разных размеров, вращающихся с разной скоростью. Механизм был предложен профессором Прайсом Национальному археологическому музею в Афинах в 1980 году и остается эталоном для изучения оригинального прибора, несмотря на то, что его конструкция со временем стала подвергаться большой критике. Национальный археологический музей, Афины, номер BE 109/1980Как использовался «Антикитерский механизм»? Прайс попытался его реконструировать, чтобы увидеть, как он работает. Он предположил, что тот, кто использовал этот механизм, вращал вал, который изначально находился в деревянном ящике (который с тех пор развалился). Затем владелец мог прочитать показания циферблатов и определить прогрессии как лунных месяцев, так и синодических месяцев (период между последовательными новолуниями) в течение четырехлетних циклов. Передний циферблат показывал прогрессию Солнца и Луны по зодиаку. Задний имел два циферблата — один верхний и один нижний. Верхний циферблат отображал четырехлетний период. Нижний циферблат служил для отображения одного синодического месяца, в то время как сопутствующий циферблат отображал весь лунный год из двенадцати синодических месяцев. Аллан Джордж Бромли, австралийский ученый и специалист по компьютерам, вместе с Майклом Райтом построили ещё одну реконструкцию в 2002 году. Причем основанную не на оригинальной модели Прайса, а на более качественных рентгеновских снимках, полученных Бромли. Они посчитали, что предложенные Прайсом решения были не совсем точными. Бромли и Райт пришли к мнению, что оба задних циферблата выполняют разные функции, а также, что под передним циферблатом был ещё один утерянный механизм. Возможно, решили они, что «Антикитерский механизм» на самом деле был планетарием, устройством, упомянутым в древней литературе, которое показывало положение небесных тел с помощью большого часового механизма. А ещё выяснилось, что расположенные на обратной стороне «Антикитерского механизма» два диска помогали вычислять лунные фазы и даже предсказать солнечные затмения. Мало того, он мог служить ещё и калькулятором, на котором можно было производить операции сложения, вычитания и деления. Наконец, у этого устройства было и ещё одно предназначение, для греков очень важное: по результатам компьютерной томографии выяснилось, что на корпусе «Антикитерского механизма» есть отметки, по которым можно вычислять ещё и время, когда будут проводиться очередные Олимпийские игры.Ещё один вариант реконструкции. Работа Моги Висентини, 2007 г. Фотография автора реконструкцииКстати, затонувший около 87 г. до н. э. (по другим данным, около 65 г. до н.э.) корабль принес и много других сокровищ для изучения, включая мебель, роскошные ювелирные изделия, амфоры для вина и керамику. В среднем требовалось девять минут, чтобы нырнуть на глубину за всем этим, включая и зеленоватый деревянный ящик, в котором и размещалось странное устройство с зубчатым приводом. Кстати, ящик как раз сохранить и не удалось, потому что археологи в то время не знали, каким образом можно сохранить древесину, так долго находившуюся под водой. Но вот прошло больше 100 лет с момента находки этого механизма, и вот теперь, использовав все достижения современной исследовательской техники и неразрушающие методы исследования, мы можем сказать, что это за устройство и как именно оно работало. Более того, данный механизм стал ещё одним подтверждением библейского текста о том, как Бог смешал языки, на которых говорили люди не просто так, а потому, что «нет ничего, что они могли бы замыслить сделать, что было бы для них недостижимо». Правда, столь длительный процесс изучения «Антикитерского механизма» породил и немало инсинуаций относительно того, что за создание этого устройства отвечали внеземные существа. Хотя, конечно, вряд ли им стоило лететь куда-то среди звезд, чтобы создавать людям вот такое чисто механическое устройство. Могли бы им и свои инопланетные айфоны подарить. В любом случае, столь любопытный артефакт сегодня можно увидеть в Национальном археологическом музее Афин или в Американском компьютерном музее в Бозмене, штат Монтана, не говоря уже о том, что ему посвящено феноменальное количество статей и книг на самых разных языках!

Категория: Статьи | Добавил: Dmitrij | Теги: компьютер, древний