Главная » Новости » Статьи

"Кайзерлихмарине" - флот погубивший Германию
2024-10-18, 03:59

Гросс-адмирал Александр фон Монц де МазинВ конце XIX — начале ХХ веков Германии предстояло решить три задачи: создание флота, способного защитить своё побережье, создание флота, способного помимо побережья защитить свою торговлю, создание флота, способного решать задачи в Мировом океане. При фон Штоше была решена первая задача, фон Каприви решил вторую. Решать третью довелось адмиралам графу Александру фон Монцу де Мазин (именно он первым произнёс слова «Хохзеефлотте» — флот открытого моря) и Альфреду фон Тирпицу.


Говоря про фон Монца (в русскоязычных источниках встречаются написания «фон Монж» и «фон Монте», по-немецки он Alexander von Monts), чаще всего приходится употреблять слово «первый». Первый офицер, поступивший в военно-морской флот из гимназии, первый граф, поступивший в военно-морской флот, первый сын генерала прусской армии... Помимо этого, он был командиром того самого несчастного броненосца «Гроссер Курфюрст» — первого броненосца, потонувшего в результате навигационного происшествия.Кайзер Вильгельм II в адмиральском мундиреЕго назначение было знаковым: генералы в кресле шефа Германского Адмиралтейства, при всех своих заслугах, рассматривали флот как «длинную руку» армии. Но 15 июня 1888 года на престол взошёл кайзер Вильгельм II, который не просто любил флот, а был его натуральным фанатиком! В конце концов, у Кайзера Германской империи, по идее, дел должно быть так много, что на командование собственной яхтой и проектирование боевых кораблей времени оставаться не должно. Вильгельм и яхтой-авизо «Гогенцоллерн» командовал (были ещё парусные «Метеоры», на которых он участвовал в регатах), и проекты боевых кораблей разрабатывал, причём весьма неплохие. В 1888 году Кайзер совершил путешествие в Данию, Швецию и Россию, где присутствовал на манёврах, учебных стрельбах и прочих столь любимых флотским командованием развлекательных мероприятиях. В общем, после этого Вильгельм занялся флотом всерьёз. Яхта "Гогенцоллерн" входила в состав Кайзерлихмарине в качестве авизо - посыльного корабляДля начала было упразднено Адмиралтейство, а его функции разделены между высшим командованием флота, морским кабинетом и имперским морским министерством. Потом были построены броненосцы береговой обороны типа «Зигфрид» в количестве 6 штук. На них деньги Рейхстаг выделил без вопросов: оборона побережья была делом актуальным. Это были корабли водоизмещением 3500 тонн, вооруженные тремя 240-мм орудиями в трёх башнях — двух в носу и одной в корме, и батареей вспомогательного калибра из 8х88-мм пушек. А дальше пришлось пойти на хитрость...Броненосец береговой обороны типа "Зигфрид"Было решено построить сразу четыре современных броненосца одинаковой величины, дабы они могли составить однородную эскадру. Выделение денег на их строительство мотивировали необходимостью замены потонувшему «Гроссер Курфюрсту», медленно тонущей у пирса «Ганзе» и устаревшим практически полностью броненосным фрегатам «Фридрих Карл» и «Кронпринц». Так было начато строительство броненосцев типа «Бранденбург»: самого «Бранденбурга» и его систершипов «Курфюрст Фридрих Вильгельм», «Вёрс» и «Вейсенбург». Разработал проект действительный тайный советник Альфред Дитрих, продемонстрировавший, что в Германии есть свои кораблестроители мирового уровня.SMS "Бранденбург"Это были полноценные мореходные корабли с водоизмещением 10000 тонн, вооружённые шестью 280-мм орудиями в трёх башнях. Интересно, что орудия в носовой и кормовой башнях имели длину ствола в 40 калибров, а в центральной — 35, в результате чего концевые башни могли вести огонь на 89 кабельтовых, а центральной — только на 85. Скорее всего, это было связано с компоновкой корабля, не позволившей воткнуть в середину длинноствольные орудия. Впрочем, учитывая тот факт, что тогдашняя тактика предусматривала ведение боя на коротких дистанциях, разница в дальности стрельбы принципиальной не была.Интереснее дело обстояло с бронированием кораблей. Пара «Курфюрст Фридрих Вильгельм» и «Вёрдер» была бронирована обычной для 80-х годов XIX века бронёй-компаунд. На вторую же пару — «Бранденбург» и «Вейсенбург» — поставили разработанную в 1890-м году цементированную крупповскую броню. Главный броневой пояс на кораблях с бронёй-компаунд имел переменную толщину: 300-400 мм выше ватерлинии и 180-200 — ниже. С крупповской бронёй — 225 мм.Помимо брони, живучесть кораблей обеспечивалась разделением трюмов водонепроницаемыми переборками на множество герметичных отсеков. Впоследствии такое решение станет типичным для Кайзерлихмарине и придаст немецким кораблям удивительную устойчивость к боевым повреждениям. Две паровые машины тройного расширения обеспечивали скорость 16,5 узлов. Надёжности на ходу кораблям добавляли два винта, а от последствий задымления спасала совершенная система вентиляции внутренних помещений. В целом корабли получились удачные, хоть и не без недостатков: низкие дымовые трубы давали сильное задымление командирского мостика, так что пришлось их менять на более высокие.SMS "Кайзер Фридрих III"Построенные в 1890-1894 годах «Бранденбурги» сменила серия из пяти броненосцев типа «Кайзер Фридрих III». Корабли были заложены в 1895 и строились по 1901 год. Головной корабль серии вошёл в строй в 1898 году. Эти броненосцы, также как и предшественники, имели водоизмещение меньше стандартных для того времени 12-15 тысяч тонн — 11 тысяч. Связано это было с отсутствием у молодой германской судостроительной промышленности инфраструктуры, позволяющей строить корабли большего водоизмещения. Да и Кильский канал на тот момент не позволял переводить из Балтики в Северное море корабли больше вышеозначенных.В вооружении «Кайзеров» (все корабли серии носили имена кайзеров династии Гогенцоллернов) немецкие моряки вновь решили поэкспериментировать: вместо обычных для эскадренных броненосцев 12-дюймовок, в качестве главного калибра на них установили 4 240-мм орудия в двух башнях. Логика командира маневренной эскадры адмирала Ганса фон Кестера, внёсшего это предложение (изначально на корабли планировали ставить 280-мм орудия), была в увеличении скорострельности: она у 240-мм пушек была выше в 2,5 раза. Опять же, с учётом планировавшихся боёв на ближних дистанциях, для необходимой бронебойности данного калибра должно было хватить. Такое решение немцы будут использовать в ближайшие 20 лет, увеличивая скорострельность за счёт снижения калибра даже На дредноутах. Зато батарея 15-см промежуточного калибра состояла из 18 орудий, что опять же укладывалось в схему «огненного града», которая впечатлила немецких адмиралов после победы японцев в устье Ялу (правда, китайцы считают, что в сражении победили они, но кто их спрашивает?). Противоминный калибр составили 12 88-мм скорострельных пушек SK L/30. Также на броненосцах стояло четыре поворотных торпедных аппарата.Установить столь мощную артиллерию при достаточно небольшом водоизмещении позволило широкое применение цементированной крупповской брони, что давало сильную экономию веса. Броневой пояс у «Кайзеров» был той же ширины, что и у «Бранденбургов», но толщиной 300 мм в центральной части корабля, 150 мм в носу и 200 мм в корме над ватерлинией. Ниже ватерлинии толщина брони составляла от 100 до 180 мм. Толщина бронепалубы составляла 65 мм, но в корме — 75 мм (туда не доходил бронепояс). Боевую рубку корабля защищала 250-мм броня по бокам и 30 мм на крыше, орудийные башни имели такую же броню с боков, но более толстую крышу — 50 мм. 15-см орудия размещались в башнях с толщиной брони в 150 мм и казематах с такой же бронёй.Пятый корабль данного проекта, «Кайзер Барбаросса», вступил в строй 10 июня 1901 года, но по странному стечению обстоятельств первым попал на реконструкцию — из-за повреждений, полученных во время похода в Испанию, он в 1905 году стал в док. Впоследствии прошли модернизацию и остальные четыре броненосца.Поставив перед собой амбициозную цель, отражённую в законе о военно-морском флоте 1898 года, принятом по настоянию гросс-адмирала Альфреда фон Тирпица, с 1901 по 1917 год Германия должна была построить 16 эскадренных броненосцев, один адмиральский броненосец, 2 запасных броненосца, 8 броненосцев береговой обороны, 12 больших и 30 малых крейсеров. Гросс-адмирал Альфред фон Тирпиц в бороде военно-морского образцаТут стоит сделать лирическое отступление по поводу личности гросс-адмирала Альфреда фон Тирпица. Часто его считают отцом немецкого флота. Справедливо считают. Вот только... Тирпиц — исключительно «бумажный флотоводец». Он не просто не выиграл ни одного сражения. Он ни разу не воевал. В смысле — пороху не нюхал. Соответственно, развитие Кайзерлихмарине было... Оно было основано на исключительно теоретических воззрениях бумажного адмирала. Тирпиц исповедовал «теорию риска». Смысл данной теории в том, что нужно создать вторые по мощи военно-морские силы. Понятно, что это вызовет вражду со стороны Великобритании, но на это не нужно обращать внимания — англичане не решатся разгромить Германию на море ценой слишком высоких потерь — так можно и империи лишиться. Теория полностью провалилась — англичане решились на войну с Германией даже под угрозой потерять империю...SMS "Виттельсбах"Первыми согласно закона в строй в 1899-1904 году вступили пять броненосцев типа «Виттельсбах». Водоизмещение этих кораблей составило 11774 тонны, скорость — 18 узлов, обеспечивалась тремя трёхцилиндровыми паровыми машинами тройного расширения общей мощностью около 14 тысяч лошадиных сил (на испытаниях была выдана мощность 13 253 — 15 530 лошадиных сил), вращавшими три винта — один диаметром 4,5 метра, два — 4,8 метра. Проектировали корабли в спешке, поэтому отличия от «Кайзеров» были минимальны и в основном касались бронирования — «Виттельсбахи» имели броневой пояс по всей длине ватерлинии (на «Кайзерах» в корму он заходил не до конца), главный, между барбетами носовой и кормовой башен, имел толщину 225 миллиметров, в носовой и кормовой частях, а также ниже ватерлинии — значительно тоньше, 100 миллиметров. Толщина горизонтальной брони палубы составляла 50 миллиметров, скосы — 75-120 миллиметров. На корабле были две боевые рубки, носовая имела толщину боковых стен 250 миллиметров, крыши — 50 миллиметров, кормовая — стены 140 миллиметров, крыша 30 миллиметров. Башни главного калибра были бронированы по типу носовой рубки, цитадель — по типу кормовой. 15-см орудия прикрывали бронещиты толщиной 70 миллиметров. Вооружение состояло из тех же орудий, что и на «Кайзерах», но благодаря усовершенствованной конструкции затвора скорострельность 240-мм орудий главного калибра была выше в два-три раза.SMS "Брауншвейг"Дальнейшим развитием броненосцев проекта «Виттельсбах» стали броненосцы типа «Брауншвейг». Этих кораблей было построено также пять единиц (размер серии диктовали судостроительные мощности Германии). Схема бронирования не отличалась от предшественников, водоизмещение выросло до 14394 тонн за счёт установки более серьёзного вооружения — 2х2 280-мм орудий, 14 170-мм орудий вспомогательного калибра и 18 88-мм скорострельных пушек. Мощность энергетической установки выросла до 16 тысяч лошадиных сил (на испытаниях было показано 16 400 — 16 980 лошадиных сил), максимальная скорость 18,2 — 18,7 узла. Первый корабль серии, «Брауншвейг», вступил в строй в 1904 году, а последний «Гессен» продержался в составе ВМФ до 60-х годов — достался в качестве репараций Советскому Союзу и работал в качестве корабля-мишени с романтическим названием «Цель»...SMS "Дойчланд"Последней пятёркой эскадренных броненосцев Германии стали корабли типа «Дойчланд». От предшественников они отличались слабо: 170-мм орудия были установлены не в башнях, а в казематах, набор вооружения, бронирование и даже силовая установка практически не изменились. А вот судьба этой пятёрки броненосцев была интереснее, чем у прочих германских броненосцев. Все они отметились в Ютландском бою, в составе 2-й эскадры вице-адмирала Шеера. «Поммерн» был в этом сражении торпедирован британским эсминцем и затонул, унеся на дно 839 членов экипажа. А вот «Шлезвиг-Гольштейн»... Он не просто выжил в Первой Мировой войне, 1 сентября 1939 года именно он произвёл первые выстрелы Второй Мировой — обстрелял польские укрепления на Вестерплятте. В 1944 году он был потоплен британской авиацией в Готенхафене. «Шлезиен» подорвался на английской донной мине 4 мая 1945 года и был взорван экипажем в Свинемюнде. «Ганновер» разоружён в 1935 году, но протянул дольше всех — был разобран на металл в 1946-м. Как и все последние броненосцы, «Дойчланды» устарели уже на стапелях, к моменту их ввода в строй морские волны пенил английский «Дредноут»...Период с 1888 года стал знаковым для Кайзерлихмарине в том смысле, что именно в этот момент были сделаны все стратегические ошибки, которые привели к Первой мировой войне в той конфигурации, в которой она случилась. Германия 1888 года была лучшим другом Великобритании (что смеяться, сам Кайзер был изрядным англофилом). Но усиленное строительство «Хохзеефлотте» под воздействием «теории риска» Альфреда фон Тирпица привело к катастрофе II Рейха. Расчёты «папы немецкого флота» оказались неверны, а влияние (фон Тирпиц был другом и наставником Вильгельма, к которому кайзер прислушивался) достаточно велико для того, чтобы провести ошибочные решения в жизнь.Самозатопиться в Скапа-Флоу морякам Кайзерлихмарине ещё предстоит...Германия начала строительство «флота открытого моря» с расчётом на то, что Владычица Морей не рискнёт вступить с ним в бой, поскольку после понесённых в этом бою потерь Роял Нэви станет уступать объединённому флоту России и Франции. Результат был прямо противоположен тому, на который рассчитывал фон Тирпиц: Великобритания не стала нейтральной в отношении Германии, а вступила в союз, получивший название «Антанта», после чего все расклады гросс-адмирала смело можно было выкидывать на помойку...



Категория: Статьи | Добавил: Dmitrij | Теги: Германию, Кайзерлихмарине, погубивший
Просмотров: 65 | | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar
Учётная карточка


Военные новости сегодня

⚡ НОВОСТИ СПЕЦОПЕРАЦИИ Z ⚡

#Спецоперация, #новости, #антимайдан, #политика, #военные, #войнанаукраине





Поддержать проект:

Webmoney: Z238121165276

E-mail:[email protected]



Комментарии

Популярное


Новости партнёров


work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх