Макет АНПА Greyshark на выставке Euronaval 2024Германия следует современным тенденциям и занимается разработкой перспективных автономных необитаемых подводных аппаратов. Недавно представили очередной проект такого рода: компания Euroatlas создала аппарат тяжёлого класса под названием Greyshark. Этот АНПА предназначается для длительного патрулирования акваторий, мониторинга обстановки и поиска различных объектов.
Новое направлениеКомпания Euroatlas GmbH из Бремена занимается разработкой и производство разнообразных электрических и электронных систем военного, двойного и гражданского назначения. Недавно она решила использовать свой опыт в этой области при разработке совершенно нового для себя проекта. Компания занялась созданием собственного АНПА. При этом она заручилась поддержкой берлинской фирмы EvoLogics, от которой хотела получить необходимые технологии и компоненты.Результаты совместной работы были представлены на выставке Euronaval 2024, прошедшей в начале ноября в Париже. На своем стенде «Евроатлас» продемонстрировала полноразмерный макет нового АНПА и рекламные материалы по этому проекту. Компания раскрыла основные тактико-технические характеристики аппарата и его предназначение.По своим целям и задачам проект Greyshark не отличается от других современных разработок в своем классе. Этот АНПА предназначен для длительного патрулирования заданных акваторий и мониторинга обстановки. Он может нести различные приборы для поиска и обнаружения подводных и надводных объектов. Вооружать аппарат пока не планируется.Общий вид аппаратаПодводный аппарат является основой целого комплекса, включающего разные средства. Вместе с изделием Greyshark компания Euroatlas будет передавать заказчикам различные системы и приборы для управления им, обслуживания, хранения и т.д. Кроме того, будущим покупателям обещают всю необходимую техническую поддержку.Компании-разработчики уже построили опытный подводный аппарат и начали его испытания. В ближайшее время он продемонстрирует реальные ходовые характеристики и работоспособность бортовых систем. Затем начнется тестирование АНПА с целевым оборудованием различных типов.Любопытно, что АНПА Greyshark пока не приобрёл свой окончательный облик и не использовал весь потенциал для развития. По мере продолжения доводки и доработки, планируется повышать основные характеристики. В частности, у серийных аппаратов рабочая глубина будет в несколько раз больше, чем у опытного.Технический обликНа уровне общей концепции проект АНПА Greyshark от компании Euroatlas принципиально не отличается от других современных разработок своего класса. Он предусматривает строительство небольшой подлодки с автоматическим управлением, способной нести различные приборы и самостоятельно вести работу в море. При этом предложены и реализованы некоторые новые идеи, способные повлиять на итоги проекта.Корпус аппарата выполнен в форме эллипсоида с заостренными носовой и кормовой оконечностями. Такая форма обеспечивает улучшенную гидродинамику и ходовые характеристики, а также даёт максимальный внутренний объём. Снизу и сверху на корпусе предусмотрены обтекатели для размещения различного оборудования. В корме, со сдвигом вперёд, установлен водомёт, а за ним находятся рули.Металлический корпус аппарата рассчитан на высокое давление воды и позволяет работать на значительных глубинах. Опытный Greyshark сможет погружаться на глубину до 650 м, а в дальнейшем планируется увеличить рабочую глубину до 4 км.Длина изделия составляет 6,5 м, а максимальный поперечник не превышает 1,2-1,5 м. Водоизмещение определено на уровне 3,5 т, но может варьироваться в зависимости от комплектации и установленного оборудования.Как и другие современные АНПА, Greyshark является полностью электрическим. На борту аппарата установлены аккумуляторные батареи большой ёмкости, которые обеспечивают работу ходового электродвигателя, общекорабельных систем и полезной нагрузки. Точный состав и параметры электрической системы и силовой установки не разглашаются.С помощью водомётного движителя аппарат должен развивать крейсерскую скорость 10 узлов. Экономическая скорость, вероятно, будет значительно ниже. Дальность хода составляет 1100 морских миль. Нетрудно подсчитать, что продолжительность плавания в таком случае составляет 4-5 суток.Euroatlas совместно с другими компаниями разработали для Greyshark новую систему управления, включающую набор различных датчиков и высокоточную автономную систему навигации. Все данные поступают на автопилот, который отвечает за выполнение заданной программы.На борту аппарата имеется несколько отсеков для размещения полезной нагрузки. Greyshark предлагается оснащать оптико-электронными, гидроакустическими и другими системами наблюдения и обнаружения. Все варианты такого оснащения должны быть подключены к штатной системе управления и работать под её контролем.АНПА с ГАС или ОЭС будет решать несколько основных задач. Он будет патрулировать акватории и искать различные объекты, включая потенциально опасные. В частности, аппарат планируется использовать в противоминных мероприятиях. Также он сможет следить за состоянием объектов инфраструктуры и коммуникаций, буквально осматривая их на месте.При всём этом, Greyshark будет лишь средством разведки и мониторинга. Он не получит никаких систем для немедленного реагирования на обнаруженную цель или угрозу. Эти задачи будут выполняться другими подводными или надводными средствами либо людьми.Очередной в своём классеФРГ пока не уделяет большого внимания тематике тяжёлых многоцелевых АНПА, и поэтому проект Greyshark представляет интерес в контексте развития немецких технологий. Возможно, этот аппарат не будет последним в своем роде, и Германия продолжит развивать перспективное направление.В остальном новая разработка компании Euroatlas и её партнёров не является чем-то выдающимся. Это типичный современный необитаемый подводный аппарат, предназначенный для длительной работы в море и способный выполнять ограниченный спектр задач.Заявленные тактико-технические характеристики Greyshark соответствуют уровню других аппаратов этого класса. Оценить рабочий потенциал пока невозможно из-за отсутствия детальной информации о совместимых полезных нагрузках. Однако вряд ли можно ожидать, что новая немецкая разработка будет значительно отличаться от своих аналогов и в этом аспекте.Несмотря на отсутствие принципиальных новшеств или существенных отличий, немецкие предприятия продолжают работу над проектом. В рамках этого проекта они не только создают действующий образец подводной техники, но и приобретают ценный опыт. Знания и навыки, полученные в ходе реализации проекта Greyshark, помогут в разработке следующих АНПА в будущем.Перспективное направлениеНаправление автономных необитаемых подводных аппаратов активно и динамично развивается, и немецкая промышленность не хочет оставаться в стороне. В связи с этим компания Euroatlas GmbH начала разработку собственного проекта такого рода. При этом её АНПА относится к тяжёлому классу, имеющему очевидные преимущества.К настоящему времени изделие Greyshark успешно довели до испытаний на воде. В ближайшее время опытное изделие продемонстрирует весь свой потенциал и, возможно, найдет первых заказчиков. Если этот проект завершится успехом, то немецкая программа разработки тяжёлых многоцелевых АНПА может получить продолжение.
Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.