Главная » Новости » Статьи

Из доставщиков в штурмовики: в ожидании отечественной программы роботизации наземной техники
2024-12-12, 03:53

Из доставщиков в штурмовики: в ожидании отечественной программы роботизации наземной техникиИз гражданского в военноеДля начала хорошие новости. Летом 2021 года в Министерстве транспорта России стартовал проект «Беспилотные логистические коридоры». Сумма на инициативу выделена немаленькая – 5,2 млрд. рублей. Главной задачей проекта является создание беспилотной трассы М-11 Москва – Санкт-Петербург. Курсировать по коридору должны автономные грузовики, у которых намечается высокая средняя скорость, а себестоимость транспортировки должна снизиться на 10 процентов. Всё сравнение с пилотируемой техникой, разумеется. В проекте принимают участие Сбер, КамАЗ, «Национальные Телематические Системы», «Деловые линии», Globaltruck, «Первая экспедиционная компания» (ПЭК), X5 Group и другие.



Компания, как видим, собралась знатная. И у бизнесменов уже есть первые успехи – летом 2023 года на трассе М-11 стартовали первые коммерческие перевозки на беспилотных грузовиках. Точнее, условно беспилотных – в кабине пока без контролирующего оператора не обойтись. В планах к 2030 году создание почти 20 тысяч километров беспилотных логистических коридоров. Говорят, это будет прорыв мирового уровня. Вторая хорошая новость, с которой наверняка знакомы жители нашей столицы. Речь о роботах-доставщиках «Яндекс», которые работают с 2019 года. Идея оказалась вполне жизнеспособной, и в настоящее время известно о трех поколениях автономных перевозчиков. Самая совершенная версия R3 оснащена лазерными сонарами (лидарами), традиционными радарами, пятью видеокамерами и ультразвуковыми сенсорами. На борт доставщик может брать до 20 килограмм полезного груза и перемещаться со скоростью до 20 км/ч. Нельзя не порадоваться за отечественных инженеров и бизнесменов, хотя большая часть «железа» в подобных изделиях импортная. В первую очередь, из Китая. Но калибровка, оснастка и программное обеспечение отечественное, что не может не вдохновлять.А теперь другие новости. В настоящее время на вооружении Российской Армии нет ни одного серийного образца сухопутной роботизированной техники, удовлетворяющей требованиям времени. О том, насколько «хорош» многофункциональный робот «Уран-9», очень подробно расскажут в очередном выпуске «Военной приемки». Машина если и появляется на СВО, то исключительно в эпизодических ролях. «Уран» как штурмовой робот оказался совершенно неприспособлен к боевым действиям. Еще в Сирии обнаружилась его очень условная проходимость, низкая маневренность, перетяжеленность и проблемное управление. В первую очередь, неустойчивая связь в условиях потери прямой видимости. Наземные роботы на СВО принимают участие, но это либо кустарные поделки фронтовых мастерских, либо проекты энтузиастов. Единственная ниша, в которой серийные изделия доказали свою эффективность, стало разминирование освобожденных от нацистов территорий. Сапер «Уран-6» здесь зарекомендовал себя с лучшей стороны. Хотя условия работы изделия, если исключить заложенные мины и СВУ, тепличные. Оператор находится поблизости, обстрелы и прочие внешние воздействия сведены к минимуму. Со стороны может показаться, что сухопутные робототехнические комплексы оказались не столь востребованы на СВО, как воздушные дроны. Подробно это анализировалось в материале «Наземные роботы прошли мимо спецоперации» (https://topwar.ru/253709-nazemnye-roboty-proshli-mimo-specoperacii.html). Причем справедливо это не только для Российской Армии, но и для боевых подразделений противника. ВСУ также нечасто пользуется серийными колесными и гусеничными дронами. Но на историю можно посмотреть и под другим углом. Например, указать на нежелание отдельных структур заниматься обеспечением российских военных современными наземными роботами. В области программного обеспечения и «железа» всё в полном порядке. Автономные грузовики курсируют между Питером и Москвой, а колесные доставщики пиццы вполне успешны на улицах мегаполисов. С февраля 2022 года не появилось ни одного прототипа боевого робота, в которых реализовались бы многолетние наработки по указанным гражданским проектам. Пара риторических вопросов: почему и кто виноват?Все для фронта? Все для Победы?Для того чтобы дело сухопутных дронов сдвинулось с мертвой точки, необходимо хотя бы попробовать. На первый план выходит даже не техническое совершенство, а массовость изделий. Сравнительно дешевые дроны заполонили небо и стали настоящим открытием специальной военной операции. Есть все основания полагать, что именно недорогие беспилотники станут значимой (если не основной) ударной силой в будущих конфликтах. И сухопутные машины сейчас в самом начале пути развития. Достаточно посмотреть на представленные на иностранных оборонных форумах прототипы боевых робособак и прочей «живности», чтобы понять масштабы отставания России в этой области. Проблем наземных роботизированных систем на фронтах спецоперации достаточно. Изделий слишком мало, они дороги, громоздки и далеко не всегда отвечают требованиям военных. К тому же имеющиеся в распоряжении модели совершенно не унифицированы между собой. Реалии спецоперации достаточно однозначно выставили требования к сухопутным роботам. Одно из важных – это необязательная опция полной автономности. Достаточно наладить устойчивую связь с оператором на удалении в несколько сотен метров. На худой конец подойдет управление по проводам, точнее, по оптоволоконному кабелю. По аналогии успешных проектов летающих FPV-камикадзе, сжигающих бронетехнику ВСУ. Хотя работа на поводке для наземной техники сопряжена с множеством трудностей, в первую очередь с вероятностью обрыва линии связи. Но эта проблема не выглядит нерешаемой, особенно если оценить все бонусы от массового использования сухопутных дронов. Подчеркнем, именно массового применения. Современная оборона настолько насыщена высокоточными средствами обороны, что на прорыв укрепленного района придется посылать несколько десятков самоходных мин. А прикрывать армаду будут такие беспилотники с пулеметами. В этом нет ничего фантастического. ВСУ уже снаряжают свои БЭК (безэкипажные корабли) турелями со стрелковым оружием. Пока это примитивные изделия, и ощутимого вреда российским вертолетам они не наносят. Что мешает строить аналогичные машины в сухопутном варианте для Российской Армии? Неужели страх перед очередным пакетом санкций перевешивает жизни наших штурмовиков на СВО? Вопросы снова риторические, но на них необходимо искать в ближайшее время. В России работает уже более сотни роботов-доставщиков подобного типаЭто похоже на анекдот, но российские производители напрочь игнорируют мировой тренд, когда сугубо гражданские решения занимают прочную нишу на поле боя. Илон Маск нисколько не стесняется своих Starlink на вооружении ВСУ. Китайский DJI официально пытается дистанцироваться от конфликта, но отлично понимает, что лучшей рекламы его дронам трудно было придумать. В России же спокойно продолжают реализовывать проекты наподобие «Беспилотных логистических коридоров», словно СВО идет где-то за океаном. Простите за вопрос, но актуальны ли нам вообще сейчас тема грузовых дронов гражданского назначения? Если разработчикам нет желания ввязываться в историю с физическим уничтожением бандеровцев (для кого-то это, наверное, значимый минус в карму), то обеспечьте бойцов транспортерами переднего края. С непринципиальными доработками и упрощениями вчерашний доставщик пиццы отлично подойдет на роль доставщика БК, воды и продуктов. Донбасс — насквозь урбанизированная территория, и условный робот «Яндекс» точно не затеряется в Курахово и других населенных пунктах. Наработки консорциума, занятого беспилотными грузовиками на маршруте Москва – Санкт-Петербург, выглядят совсем не лишними на спецоперации. Более того, алгоритмы работы автономных систем в боевых условиях – это отличный полигон для создания полноценного искусственного интеллекта для транспорта. Идея буксует по всему миру не первый год, и обучение машинного интеллекта в условиях конфликта могло бы стать прорывом. Который ждут, как из печи пирога. Пока же ситуация стара как мир. Бизнес отдельно – цели спецоперации отдельно. И надежды на то, что производители действительно озаботятся массовыми наземными дронами, а не продолжат тестировать кустарные поделки под очередной отчетный форум, становится все меньше.



Категория: Статьи | Добавил: Dmitrij | Теги: Штурмовики, наземной, Отечественной, Техники, роботизации, ожидании, программы, доставщиков
Просмотров: 78 | | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar
Учётная карточка

Чем закончится специальная военная операция России на Украине?



Военные новости сегодня

⚡ НОВОСТИ СПЕЦОПЕРАЦИИ Z ⚡

#Спецоперация, #новости, #антимайдан, #политика, #военные, #войнанаукраине





Поддержать проект:

Webmoney: Z238121165276

E-mail:[email protected]



Комментарии

Популярное


Новости партнёров


work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх