Большая политика
Попытки создать «самостийную» Украину после развала Российской империи и во время Гражданской войны закономерно закончились провалом. Украинские националисты, петлюровцы не имели широкой поддержки в народе, оставшись маргинальной прослойкой украинствующей интеллигенции, политиков и бандитов, которые ловили рыбку в мутной воде.
Их внутренняя политика предсказуемо привела к полному развалу хозяйства, транспорта, разгулу бандитизма. Во внешней политике Киев сначала пытался опереться на германский блок (Гетманщина), затем на Антанту и Польшу (Центральная рада, режим Петлюры), что также завершилось полным крахом.
Красная Армия, получив поддержку широких народных масс, разгромила белогвардейцев, петлюровцев и поляков, освободила большую часть Русской украйны (окраина). Большая часть исторической Малой Руси вернулась в состав Советской России, часть западнорусских земель захватили поляки, чехи и румыны.
Однако, несмотря на полный политический крах проекта «Украина», украинизация Малороссии была продолжена. Решающую роль в этом теперь играли большевики. Революционеры-интернационалисты, которые имели свои мотивы.
Борьба с великорусским шовинизмом
Необходимо помнить, что в этот период мощное влияние имели революционеры-интернационалисты, троцкисты. Они делали ставку на мировую революцию, ради которой были готовы сжечь Россию и русский народ. Более того, многие революционеры патологически ненавидели русских, которых считали имперским народом, шовинистами.
Поэтому стали искусственно создавать большие национальные республики – Украинскую, Казахскую и т. д. Искусственно прирезая им исконно русские земли. В частности, половина Казахстана – бывший русский Южный Урал и Сибирь, где казахи никогда не жили. Земли, освоенные русскими. Также поступили и с УССР, прирезав ей Левобережье, Новороссию, Донбасс.
Ставка делалась на местных националистов, которые прочно обосновались в руководстве национальных республик. С их помощью давили «великорусский шовинизм», который много веков «угнетал» национальные меньшинства.
Ленин, который сначала логично думал о «слиянии» РСФСР и Украины в тесную федерацию, постепенно перешёл к политике украинизации. Советский вождь решил, что бунтующее малороссийское крестьянство можно усмирить, дав ему «ридну мову» и украинскую культуру.
На самом деле малороссийскому крестьянству нужна была просто сильная власть. Плюс развитие. В Киеве с 1917 по конец 1920 г. власть менялась 14 раз. Селяне перестали уважать любую власть, сражаясь с германцами, отрядами помещиков и гетмана, белогвардейцами, красными, бандитами, поляками и т. д.
Уже 2 декабря 1919 г. выходит резолюция ЦК РКП(б) о Советской власти на Украине. Украинский язык надлежало превратить «в орудие коммунистического просвещения трудовых масс». Для этого предлагалось обеспечить советские учреждения служащими, которые владеют украинским языком.
21 февраля 1921 г. Всеукраинский ЦИК постановил: «На всей территории Украинской ССР во всех гражданских и военных учреждениях должен применяться украинский язык наравне с великорусским. Никакое преимущество великорусскому языку недопустимо». За отказ и уклонения виновных наказывали «по всей строгости военно-революционных законов».
Таким образом, для украинизации русских в Малороссии снова использовали государственный и репрессивный аппарат. Украинизация шла сверху и насильственно.
Политика украинизации
21 сентября 1920 г. правительство УССР приняло постановление о введении украинского языка в школах и советских учреждениях. Особый упор делался на изучении украинского языка во всех учреждениях по подготовке работников просвещения. Шло издание учебных пособий, популярной и пропагандистской литературы, художественных изданий на украинском языке. Во всех губернских городах стали издавать украинские газеты, в губернских и уездных городах создавались вечерние школы для служащих.
То есть система управления и образования, просвещение, печать украинизировались в первую очередь. Это должно было привести к украинизации русских-малороссов.
При этом само общество в Малороссии не хотело принимать искусственный украинский язык и культуру. Ещё во времена Рады, в июне 1918 г. в Киеве прошёл Всеукраинский съезд родительских организаций. На нём отмечалось, что русская культура — наша, и что её ослабление ведёт к общему понижению культуры, что «гибельно скажется на всех сторонах жизни Украины». Просто пророческие слова об Украине образца 1990–2020-х годов.
Такое враждебное отношение родительских комитетов сильно возмущало украинствующих. Они заявляли, что государство имеет свои интересы и должно проводить свою политику. Тогда противники украинизации предложили провести всенародный референдум по вопросу о языке. Украинствующие отказались, мол, народ «несознательный», «аморфен», спрашивать его незачем.
Дело было в том, что Украина-Малороссия в это время была на 90% русской (плюс польские и еврейские общины). С русским населением, русским языком (включая ряд южно- и западнорусских, малороссийских говоров) и русской культурой.
Д. И. Дорошенко, занимавший пост министра иностранных дел при гетмане Скоропадском, писал:
«Почти все образованные люди на Украине, за немногочисленным исключением, употребляли русский язык… Да и в народе уже исчез чистый украинский язык… Его приходится возрождать главным образом с помощью школы».
На самом деле никакого «чистого украинского языка» и не было в природе, и никогда не использовался народом. Но признаться в этом украинский «самостийщик» не мог. Но проговорился, что даже с помощью школы возрождать «ридну мову» было трудно – её не знали не только ученики, но и учителя. Политика украинизации шла с трудом, сами украинствующие признавали, что её надо насаждать сверху, желательно с помощью «иностранных штыков», которые «выроют глубокий ров между нами и Московией».
Справка (Посвідка) о сдаче бухгалтером экзаменов на знание украинского языка, без которой не принимали на работу. Киевская область, 1928.
Единая и неделимая либо Право наций на самоопределение
Ещё на XII партийном съезде в 1922 г. многие делегаты, в большинстве своём приехавшие с различных украйн-окраин, предлагали создать единую и неделимую Советскую республику, повторяя лозунг белогвардейцев (одним из основных лозунгов Белого движения был «Россия единая, великая и неделимая»). В составе Советской России должны были быть только губернии-области. Другая группа коммунистов, в которую входил и Сталин, предлагала создать только автономные республики и области в рамках единой России.
24 сентября 1922 г. Сталин писал Ленину:
«Либо действительная независимость и тогда невмешательство центра… либо действительное объединение в одно хозяйственное целое с формальным распространением власти СНК, ЦИК и экономсоветы независимых республик, т. е. замена фиктивной независимости действительной внутренней автономией республик, в смысле языка, культуры, юстиции, внудел и прочее».
Сталин отмечал, что «молодое поколение коммунистов на окраинах игру в независимость отказывается принимать как игру, упорно признавая слова о независимости за чистую монету и также требуя от нас проведения в жизнь буквы конституции независимых республик…».
Ленин гневно обрушился на сторонников «автономизации». Он считал, что мало равенства между республиками, нужна большая забота о малых нациях, которые были в русской «тюрьме народов». Стоит отметить, что Ульянов-Ленин весьма плохо разбирался в национальном вопросе, сыграв на руку интернационалистам-троцкистам. Он не понимал, что на Украине, в Грузии, в Казахстане и других республиках люди говорят на десятках языков и говоров-диалектов. А теперь всех поголовно заставляли учить украинский, грузинский, казахский и прочие титульные языки, что создавало дискриминацию ещё сильнее, чем при «проклятом царизме» и «русском колониализме».
В частности, русификация украйн-окраин только повышала духовный, культурный и материальный уровень местного населения. А вот коренизация в нацреспубликах только способствовала общему понижению уровня культуры.
Большевиков это не остановило. В апреле 1923 года на XII съезде ВКП(б) провозгласили политику коренизации, направленную на замещение русского языка и культуры в союзных республиках языками и культурой представителей национальных меньшинств. Подавалось это под лозунгом борьбы с «великорусским шовинизмом», который ассоциировался с «проклятым царским прошлым».
Главными обличителями великорусского шовинизма и сторонниками украинизации выступили Григорий Зиновьев (Радомысльский), Николай Скрипник (Скрыпник) и Николай Бухарин (до революции жил под именем Мойша Долголевский). Участники съезда вполне осознанно и настойчиво поддерживали украинскую культуру в противовес культуре русской.
Зиновьев говорил:
«Я не могу согласиться с теми товарищами, которые говорили на Украинской конференции: на Украине борются две культуры; которая победит — нам все равно. Так, товарищи, рассуждать нельзя. Школа товарища Ленина учит нас в национальном вопросе тому, что мы должны активно помогать тем нациям, которые до сих пор были угнетенными и загнанными».
В марте 1924 г. в Советскую Россию из эмиграции приезжает один из лидеров украинского национального движения, председатель Украинской Центральной рады, «отец украинской истории» Михаил Грушевский, за ним и другие украинские националисты. Грушевский был избран действительным членом АН СССР. Вновь печатает «Историю Украины-Руси», где Киевская Русь рассматривалась как форма украинской государственности и провозглашалось этногенетическое и культурное различие украинского и русского народов.
Первые секретари ЦК компартии Эммануил Квиринг (1923 – 1925) и Лазарь Каганович (1925 – 1928) проводили активную политику украинизации. Упор делали на школу. Количество школ с преподаванием на украинском языке быстро росло, одновременно быстро сокращалось число русских школ.
О слабости и искусственности украинской химеры, о том, что в основе Малороссии-Украины был русский язык и культура, говорит следующий факт. Так, в отчёте Киевского губернского комитета КП(б) Украины говорилось, что после полутора лет украинизации уровень знания украинского языка сотрудниками различных учреждений губернии следующий: 25% проверенных абсолютно не знают украинского языка, 30% почти не знают, 30,5% слабо знают, и лишь 14,5% более или менее знают украинский язык.
При этом значительный процент среди абсолютно не знающих, почти не знающих и слабо знающих украинский язык были формально «украинцами». То есть русскими-малороссами, которых директивно записали в «украинцы».
«Украинцы» (русские, которых записали в украинцы) упорно не желали учить «ридну мову».
Продолжение следует…