Главная » Новости » Статьи

Роботизированный комплекс МТС-15 «Клевер» со 122-мм гаубицей Д-30: преимущества и недостатки, потенциал и перспективы
2024-09-04, 02:28

Роботизированный комплекс МТС-15 «Клевер» со 122-мм гаубицей Д-30: преимущества и недостатки, потенциал и перспективыОдной из новинок форума «Армия-2024» стал роботизированный комплекс (РТК) МТС-15 «Клевер», включающий роботизированное гусеничное шасси, оснащённое 122-мм гаубицей Д-30 с системой автоматического заряжания и наведения.По данным из открытых источников, расчет РТК МТС-15 может управлять им, находясь на расстоянии до 500 метров. Перезарядка гаубицы Д-30 производится автоматизированной системой заряжания с магазином на четыре выстрела.


Время перевода комплекса МТС-15 из походного положения в боевое и обратно составляет 30 секунд. Максимальная дальность стрельбы достигает 15,3 километра, а при стрельбе активно-реактивными снарядами до 22 километров. Грузоподъемность роботизированного шасси составляет 15 тонн, максимальная скорость движения до 12 километров в час при дальности хода до 120 километров.Роботизированный комплекс МТС-15 «Клевер»Некоторыми российскими экспертами было выдвинуто предположение о том, что комплекс МТС-15 «Клевер» будет обладать низкой живучестью из-за невысокой скорости его гусеничного шасси, составляющей всего 12 километров в час, на это накладывается малый боекомплект в роботизированном магазине, составляющий всего четыре снаряда. Действительно, с такой скоростью движения роботизированный комплекс МТС-15 «Клевер» будет быстро обнаружен и уничтожен, если останется в одной и той же точке в районе ЛБС сколь-либо продолжительный промежуток времени, а находиться вдали от ЛБС ему не позволит дальность стрельбы гаубицы Д-30.Работать с этой старушкой автора учили ещё на военной кафедре несколько десятилетий назад – тогда казалось, что её время давно прошло, к сожалению, нельзя сказать, что мы были прилежными ученикамиДанный промежуток времени будет определяться интенсивностью использования комплекса МТС-15 «Клевер», условиями поля боя – лес, застройка или голое поле, а также насыщенностью участка местности, где будет работать комплекс, беспилотными летательными аппаратами (БПЛА) противника – БПЛА-разведчиками, БПЛА-бомбардировщиками типа «Баба-яга» и FРV-дронами.Кроме того, важное значение будут иметь такие факторы, как тактика применения комплекса МТС-15 «Клевер», то, как часто бойцы, эксплуатирующие комплекс, будут менять его позицию, осуществлять его маскировку и многое другое. Бесспорно, что применение РТК типа МТС-15 «Клевер» в любом случае позволит сберечь жизни бойцов, что уже очень важно, но сразу возникает несколько вопросов.Во-первых, роботизированное гусеничное шасси комплекса МТС-15 «Клевер», скорее всего, будет иметь ограниченную дальность хода, и даже если запас хода шасси по топливу будет достаточно большим, то на скорости 12 километров в час оно далеко не уедет, то есть его назначение – это отход на перезарядку и смена позиции в точке дислокации после каждой серии из четырёх выстрелов, для того чтобы его не накрыло ответным артиллерийским ударом противника.Во-вторых, есть опасения, что такая новая и сложная техника, как роботизированное шасси, будет часто отказывать и требовать сложного и дорогостоящего обслуживания.Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что в состав комплекса МТС-15 «Клевер» должен быть введён важный элемент – колёсный трейлер, способный оперативно осуществлять переброску роботизированного гусеничного шасси со 122-мм гаубицей Д-30. Помимо самого роботизированного гусеничного шасси со 122-мм гаубицей Д-30, на трейлере должны размещаться боеприпасы, а также отсек с расчётом – операторами роботизированной гаубицы.На гусеницах с колёсЗдесь необходимо сделать отступление. Ранее в материале «Мобильность и проходимость: объединить преимущества колёсных и гусеничных самоходных артиллерийских установок (САУ)» от 11 июля 2023 года мы говорили о проблеме колёсных самоходных артиллерийских установок в Вооружённых Силах Российской Федерации) ВС РФ.Трал, предназначенный для обеспечения стрельбы гусеничных САУ «с колёс», должен быть доработан – усилена платформа (красный цвет), установлены домкраты (синий цвет)Как показала практика СВО, в условиях современного поля боя мобильность имеет решающее значение – всё, что передвигается медленно, быстро становится мишенью для противника. Именно колёсным САУ и реактивным системам залпового огня (РС3О), также размещённым на колёсном шасси, чаще всего удаётся избежать ответного контрбатарейного огня противника. Это легко проверить по соотношению числа случаев уничтожения гусеничных украинских САУ и колёсных САУ и РСЗО, подтверждённых фото или видеоизображениями.В России колёсные САУ только начинают поступать в войска. Одним из вариантов решения данной проблемы, рассмотренным в вышеуказанном материале, является использование автомобильных тралов, предназначенных для перевозки гусеничных САУ, но оснащённых силовой платформой и гидравлическими упорами.В этом случае доработанные автомобильные тралы могли бы использоваться не только как средство транспортировки гусеничных САУ, но и как платформа для стрельбы «с колёс». То есть по прибытии в точку назначения САУ не съезжает с трала, трал разворачивается в сторону отхода и опускает гидравлические упоры, затем САУ осуществляет серию выстрелов по цели, после чего трал поднимает гидравлические упоры и быстро покидает позицию.Разумеется, при необходимости гусеничная САУ может и спешиваться, то есть съезжать с трала и использоваться в штатном режиме.Так вот, раз уж роботизированное гусеничное шасси комплекса МТС-15 «Клевер» будет иметь ограниченную дальность хода и невысокую скорость передвижения, а это значит, что для его транспортировки в любом случае потребуется трал, то он также может быть оборудован платформой и гидравлическими упорами для стрельбы с колёс.Разумеется, как и большие САУ, комплекс МТС-15 «Клевер» сможет покидать трал и перемещаться своим ходом в зависимости от решаемых задач и тактической ситуации. По сути, всё, что потребуется – это дооснащение автомобильного трала платформой и гидравлическими упорами, что не так уж сложно и дорого.Однако это только одно возможное направление развития комплекса МТС-15 «Клевер».Колёсное шассиКак мы уже говорили выше, существуют два существенных фактора:1) высокий риск того, что роботизированное шасси будет ломаться;2) гусеничные шасси не обеспечивают комплексам достаточную мобильность, позволяющую им избегать контрбатарейного огня противника, но при этом необходимую мобильность обеспечивают колёсные шасси.Рассмотренный выше вариант применения автомобильного трала, дооборудованного платформой и гидравлическими опорами, позволяющего обеспечить работу комплекса МТС-15 «Клевер» с колёс, имеет право на существование, но всё-таки это костыль.Условно комплекс МТС-15 «Клевер» можно разбить на две составные части – роботизированное гусеничное шасси и 122-мм гаубицу Д-30 с системой автоматического заряжания и наведения.Возможно, что для решения задач в интересах Сухопутных войск (ВС) ВС РФ оптимальным решением станет установка 122-мм гаубицы Д-30 с системой автоматического заряжания и наведения из состава РТК МТС-15 «Клевер» на колёсное шасси с бронированной кабиной для водителя и расчёта-операторов, отсеком для хранения боекомплекта, усиленной платформой и гидравлическими упорами.Ранее в материале «Буксируемая артиллерия: новая жизнь в формате колёсных САУ» от 30 августа 2022 года мы рассматривали возможность установки буксируемых артиллерийских установок на колёсные шасси, причём для увеличения скорости изготовления таких колёсных эрзац-САУ и поставки их в войска автоматизация процесса стрельбы не предусматривалась. На текущий момент информация о разработке в России колёсных эрзац-САУ и поставках их в войска отсутствует, хотя потребность в них определённо имеется.ВС РФ необходимо нечто типа украинской САУ «Богдана» – много и быстроВозможно, что реализация колёсной САУ с установкой 122-мм гаубицы Д-30 с системой автоматического заряжания и наведения, заинтересует ВС РФ и окажется более востребованной.Помимо большей мобильности, предположительно, реализация колёсной САУ с установкой 122-мм гаубицы Д-30 с системой автоматического заряжания и наведения будет менее затратной, чем комплекса МТС-15 «Клевер» на роботизированном гусеничном шасси, а также более простой в эксплуатации.В дальнейшем может быть увеличено количество снарядов в системе автоматического заряжания до 6 единиц, как это реализовано в украинской колёсной САУ «Богдана». Это позволит достичь оптимального баланса между огневой производительностью и безопасным временем нахождения САУ на огневой позиции без смены местоположения.Ну и наконец, следующим шагом может стать замена 122-мм гаубицы Д-30 на что-то более современное, например, буксируемую 152-мм гаубицу 2А65 «Мста-Б» или буксируемую 152-мм пушку 2А36 «Гиацинт-Б».ВыводыМаловероятно, что роботизированный комплекс МТС-15 «Клевер» со 122-мм гаубицей Д-30 получит широкое распространение в текущем виде из-за предполагаемой высокой стоимости, рисков возникновения отказов роботизированного шасси и низкой скорости движения роботизированного гусеничного шасси, составляющей порядка 12 километров в час.Эффективность применения комплекса МТС-15 «Клевер» со 122-мм гаубицей Д-30 может быть повышена за счёт ввода в его состав автомобильного трала, оснащённого усиленной рамой и гидравлическими упорами.Предположительно, оптимальным решением для СВ может стать создание колёсной САУ, оснащённой 122-мм гаубицей Д-30 с системой автоматического заряжания и наведения.В дальнейшем использованные решения могут быть проецированы на буксируемую 152-мм гаубицу 2А65 «Мста-Б» и/или буксируемую 152-мм пушку 2А36 «Гиацинт-Б».



Категория: Статьи | Добавил: Dmitrij | Теги: комплекс, 122мм, гаубицей, Перспективы, Преимущества, Роботизированный, МТС15, Д30, Клевер, недостатки, потенциал
Просмотров: 67 | | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar
Учётная карточка


Военные новости сегодня

⚡ НОВОСТИ СПЕЦОПЕРАЦИИ Z ⚡

#Спецоперация, #новости, #антимайдан, #политика, #военные, #войнанаукраине





Поддержать проект:

Webmoney: Z238121165276

E-mail:[email protected]



Комментарии

Популярное


Новости партнёров


work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх