Спустя некоторое время после принятия командованием ВМС США решения об отправке к берегам Сирии дополнительной 2-й АУГ во главе с атомным авианосцем CVN-69 USS «Dwight D. Esenhower» в Военно-морском флоте России была принята ответная мера, заключающаяся в задействовании тяжёлого авианесущего ракетного крейсера «Адмирал Кузнецов» в военной операции на территории Сирийской Арабской Республики. Это первая максимально приближенная к условиям боевых действий операция единственного российского авианосца-флагмана спустя 25 лет со дня торжественного подъёма Андреевского флага на его борту. Об участии ТАВКР пр. 1143.5 на Сирийском ТВД стало известно 2 июля от столичного военно-дипломатического ведомства. Корабль будет нести боевое дежурство у берегов Сирии в течение 4-х месяцев (с октября 2016-го по январь 2017-го гг.).
В задачи базирующегося на борту «Адмирала Кузнецова» 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка (ОКИАП) имени дважды Героя Советского Союза Бориса Сафонова будет входить нанесение ракетно-бомбовых ударов по военно-технической, тренировочной и производственной инфраструктурам ИГ в центральных и восточных провинциях САР, а поэтому изначально было сообщено, что флагман остановится в непосредственной близости от береговой линии, чтобы боевой радиус палубной авиации уверенно достигал необходимых рубежей для применения вооружения. Навыки, которые должен получить экипаж авианосца и лётный состав 279-го ОКИАП, конечно, нельзя назвать полноценным «боевым крещением», поскольку отбивать «звёздные налёты» ПКР на авианосец не придётся, как и не возникнет необходимости палубной авиации вести воздушный бой с противником, у которого нет авиации, но атмосфера и радиоэлектронная обстановка будут серьёзно походить на военный конфликт России с НАТО.
Американская палубная авиация, а также тактическая авиация Королевских ВВС Великобритании, действующая с авиабазы Акротири на острове Кипр, с 90%-ной вероятностью будет «прощупывать» радиотехнические возможности корабельных радиолокационных средств «Адмирала Кузнецова», а по возможности и характеристики бортовых РЛС 15 палубных истребителей Су-33 и 4 МиГ-29К/КУБ, а также вертолёта ДРЛОиУ Ка-31«Helix-B», являющегося единственным на авианосце средством дальнего радиолокационного обнаружения. С целью полной «засветки» всех корабельных и авиационных РЛС, находящихся на «Кузнецове», американцы и англичане могут применить совершенно любую воздушную тактику: от приближения на сверхмалой высоте до барражирования в дальней зоне радиуса поражения КЗРК «Кинжал», пока в воздух экстренно не поднимут Су-33.
Их будет интересовать уровень помехозащищённости наших РЛС, который может определяться при помощи бортового радиоэлектронного оборудования таких самолётов радиоэлектронной борьбы и разведки, как E/F-18G «Growler» и RC-135V/W «Rivet Joint». На законцовках крыла, бортах носовой части фюзеляжа, мотогондолах и хвостовой части «Гроулера» установлено не менее 2 контейнерных и 4 встроенных модуля обнаружения координат и идентификации радиоизлучающих целей AN/ALQ-218(V2). Обнаруживаются цели совершенного с любого ракурса. Затем информация поступает БЦВМ, где обрабатывается, по возможности сравнивается с данными, полученными от других юнитов через систему тактической связи «Линк-16» или ICANS, после чего оператор систем РЭР/РТР определяется с выбором необходимой станции РЭП в зависимости от типа подавляемого сигнала. Если это радиолокационный комплекс противника, то выбираются антенны LR-700, если же радиостанция или терминал обмена тактической информацией (связь), то в ход идут низкочастотные широкополосные передатчики ALQ-99, расположенные в подвесных контейнерах, либо станция РЭБ AN/ALQ(V)1 CCS, установленная в нише авиационной пушки.
При этом СПО AN/ALR-67(V)3 сможет одновременно оповещать пилота, к примеру, о том, как меняются режимы работы РЛС противника в момент воздействия на неё радиоэлектронных помех, что даст ответ на вопрос: на какой дальности при воздействии помех захват не возможен? В воздушном бою знание подобных «цифр» применительно к РЛС противника даёт уверенный успех. «Ривет Джойнт» также имеет оборудование для анализа режимов работы вражеских РЛС. Комплекс РЭР AM/AMQ-15 объединяет две важнейшие подсистемы обнаружения, классификации и идентификации радиосигналов. Первая, AEELS, определяет точные координаты воздушных и наземных целей по излучению, вторая, MUCELS, точно идентифицирует режим работы РЛС по сигналу, а также работает над методами подавления шифрованных радиоканалов связи. Посредством канала обмена данными «Линк-16» может поддерживаться связь между бортами «Ривет Джойнт», E-3C/G, E-2D и «Гроулерами». Естественно, что наши Ту-214Р и Су-34 с «Хибинами» тоже отслеживают все принципы работы натовских РЛС и связи, но, во избежание вскрытия собственных радиоэлектронных возможностей, всей палубной авиации «Кузнецова» желательно чаще применять оптико-электронные прицельные комплексы ОЛС-27К и ОЛС-УЭМ, изначально ориентируясь на целеуказание Ка-31 и общекорабельной РЛС МР-750 «Фрегат-МА», а также РЛК «Марс-Пассат».
«АДМИРАЛ КУЗНЕЦОВ» КАК ПЕРЕДОВОЕ ЗВЕНО СТРАТЕГИИ «A2/AD»: «КОСТЬ В ГОРЛЕ» АМЕРИКАНСКОГО ФЛОТА
Возвратимся к основному связующему нашего военно-стратегического влияния и попыткам американского противодействия ему в виде стратегии по ограничению доступа и манёвра «A2/AD». Легко поддаётся пониманию вся острота пребывания российского авианесущего крейсера для ВМС США, которые желают удерживать полное господство на морских подступах к САР. От совместной с ВКС РФ военной операции против ИГ США продолжают отказываться, а террористов «утюжат», откровенно говоря, только там, где это не наносит им серьёзного ущерба, ведь они могут им пригодиться в любой момент для ведения «игры» против пророссийской сирийской армии.
Вошедший в Восточное Средиземноморье «Адмирал Кузнецов» с 279-м ОКИАП создаст для АУГ США значительные проблемы в плане доступа и манёвров палубной авиации США почти над половиной акватории Средиземного моря. Если тщательно рассмотреть наше авиакрыло, сразу становится понятно распределение задач между истребителями разных классов. Так, МиГ-29К и более совершенные МиГ-29КУБ (поколение «4+/4++») будут применяться в основном для нанесения ударов по очагам ИГИЛ на сирийской территории. Для этого будет использоваться самое разнообразное ракетно-бомбовое вооружение (от управляемых авиабомб с полуактивным лазерным наведением до ракет Х-29Л/Т). Подвесные топливные баки же у «МиГов» позволят «Адмиралу Кузнецову» находиться не только близ территориальных вод Сирии, но и ближе к Кипру, либо даже южней него.
Эта тактическая особенность расширяет возможности второй, чисто противовоздушной, части 279-го — Су-33. Эти палубные истребители-перехватчики оснащаются штатной бортовой РЛС Н001, которая имеет лишь режим работы «воздух-воздух». Но радиус действия этих самолётов доходит до 1500 км на большой высоте без ПТБ. Звено из 2-х или 4-х Су-33 сможет регулярно вести патрулирование и воздушное наблюдение за надводными кораблями и авиацией НАТО вплоть до побережья Италии. Ко всему, морские «Сушки» несут усовершенствованный арсенал ракет класса «воздух-воздух» Р-27ЭМ, оптимизированных для перехвата сложных и малоразмерных воздушных целей на фоне водной/земной поверхности. На плечи лётчиков Су-33 лягут задачи по контролю морских рубежей нашей АУГ в Средиземноморье.
Самооборона «Адмирала Кузнецова», построенная на «Кортиках», «Кинжалах» и АК-630, эквивалентна 5-7 атомным авианосцам класса «Нимиц», что заставляет противника хорошо задуматься, прежде чем атаковать этот уникальный НК. Арсенал ЗУР 9М330-2 и 9М311К составляет 448 ракет, а общая огневая канальность, вместе с АК-630, достигает 54 одновременно обстреливаемых ВЦ.
Для всего авиакрыла эта миссия станет первым «полубоевым» испытанием, в котором нашим морякам и лётчикам предстоит научиться действовать оперативно, обдуманно и комплексно в условиях, когда от вероятного численно превосходящего противника их может отделять от нескольких десятков километров до пары сотен метров. Безусловно, им нужно будет помнить о двенадцати «огненных» «Гранитах» под палубой, которые без преувеличения могут создать реальное кораблекрушение во вражеских военно-морских соединениях.