Отдельная мотострелковая бригада Северного Флота, расположенная в поселке Алакуртти, в своем роде уникальна. Это единственная бригада в Вооруженных силах России, имеющая в своем наименовании литеру (А), что означает Арктическая.
Бригада была сформирована недавно, и строительство на ее территории идет полным ходом. За основу был взят военный городок, располагавшийся здесь еще со времен СССР. Некоторые здания подвергли капитальному ремонту, что-то строится с нуля. Но инфраструктура уже налажена и функционирует, идет боевая учеба.
Необходимость в таком узкопрофильном воинском формировании назрела давно. В сегодняшнем мире, разрываемом войнами за природные ресурсы, наши арктические владения, богатые природными богатствами, — лакомая приманка для ряда стран членов НАТО. Их щупальца уже протянулись к арктическим рубежам нашей Родины. Промедление и нерешительность в вопросе охраны и обороны этих территорий могла привести к фатальным с экономической точки зрения последствиям. Но наше военно-политическое руководство оказалось на высоте, и в короткое время были приняты все необходимые решения для развертывания этого уникального подразделения.
Служба в Арктике и Заполярье накладывает свой отпечаток. Суровые климатические условия, высокий темп службы, новые образцы техники и вооружения — все это заставляет очень внимательно относиться к вопросу подбора личного состава а Арктическую бригаду. О том, как идет отбор претендентов в это подразделение, нам рассказал психолог Северного Флота майор Леонид Попов.
- С момента принятия решения о формировании Арктической бригады психологическая служба флота приняла активное участие в тестировании претендентов в это подразделение. Коснулось это не только офицеров и контрактников, но и военнослужащих по призыву. Бригаде предстоит выполнять боевые задачи в сложных климатических условиях севера, и мы должны быть уверенны, что все военнослужащие психологически устойчивы и способны выполнять свои функциональные обязанности в полном объёме.
Несмотря на то, что арктическая бригада только сформирована, на прошедшей в конце марта внезапной проверке Северного Флота Министром обороны РФ она показала неплохие результаты. Кое-какие шероховатости, конечно, имели место, но в ближайшее время коллектив в бригаде утрясется, люди лучше узнают своих сослуживцев, пройдет боевое слаживание, и, я думаю, Арктическая бригада Северного Флота будет не хуже других элитных подразделений нашей армии.
Пристальное внимание к Арктической бригаде проявляют и органы центрального военного управления. Так, Главным управлением по работе с личным составом МО РФ в Аллакурти была направлена группа Научно-исследовательского центра (социологического) НИЦ (С) Вооруженных сил РФ с задачей изучить уровень морально-психологического состояния военнослужащих всех категорий, уровень адаптированности молодых солдат по призыву к условиям службы в Заполярье, вопросы противодействия коррупции и неуставных взаимоотношений.
Результаты проведенных исследований показали, что все категории военнослужащих готовы выполнить поставленные перед ними боевые задачи. Молодые солдаты, хотя и испытывают определенные трудности, связанные с особенностями данного региона (в частности, полярная ночь и очень низкие температуры), благодаря хорошей экипировке, — а к слову все «срочники» получают в бригаде ВКПО (Всесезонный комплект полевого обмундирования), — не испытывают дискомфорта и не видят препятствий для дальнейшего прохождения службы на севере.
Высокое денежное довольствие военнослужащих по контракту (в среднем военный «профи» получает здесь 38 000 рублей) подталкивает некоторых солдат срочной службы к подписанию контракта. После трех лет службы в Заполярье денежное довольствие начинает пропорционально расти и после 10-ти лет службы на севере может уже превышать 80 000 рублей, что, согласитесь, не мало. Что касается коррупции и неуставных взаимоотношений, группа НИЦ (С) ВС РФ, работая в арктической бригаде, таких порочных явлений не выявила.
О том, как служится в Арктической бригаде, мы побеседовали с заместителем командира бригады по воспитательной работе подполковником Владимиром Шлыковым — боевым офицером, прошедшим дорогами Чечни, дважды кавалером ордена Мужества.
- Бригада сформирована недавно и прославиться еще не успела. Хотя, когда я привез сюда в эшелоне 700 «срочников», в соседней Финляндии началась паника. Их разведка не дремлет — граница у нас открытая, и все желающие финны, получив необходимые документы, могут приезжать в Россию на законом основании.
Мэр нашего Алакуртти был в тот момент с рабочей поездкой в Финляндии, так ему финские журналисты проходу не давали, бегали за ним повсюду с криками «Русские идут!», просили прокомментировать переброску русских войск к их границе. Мэр ничего не знал и сказал, что это военная тайна, чем нагнал еще больше жути на горячих финских парней.
До войны Алакуртти был финским поселением. Во время войны здесь был военный аэродром, с которого фашистские самолеты совершали налеты на Мурманск и сожгли его дотла. Сегодня взлетная полоса этого аэродрома в находится хорошем состоянии, и после небольшого ремонта там будет базироваться эскадрилья боевых вертолетов, приданная нашей бригаде.
Еще нам очень повезло с жилым городком, построенным здесь в 1992 году финнами под выводимые из Европы наши части. Все дома в отличном состоянии и, что немало важно, в необходимом количестве. Это позволило нам полностью снять квартирный вопрос с офицерами и прапорщиками. С контрактниками вопрос немного сложней — дома есть, их много, хватит на всех, но все они нуждаются в ремонте. И строители у нас есть, и стройматериалы, да вот ремонтировать мы их не имеем права — все они в муниципальном фонде. Но я уверен, что и этот вопрос будет скоро решен, как решены здесь уже многие оперативные вопросы.
Наша служба здесь нужна стране, и мы с честью выполним поставленную перед нами задачу защиты арктических рубежей нашей Родины.
Левон Арзанов , http://politikus.ru