Итак, сегодня у нас визит в Музей искусств округа Лос-Анджелес в штате Калифорния, США. На сегодня это самый крупный художественный музей в западной части страны, в котором ежегодно бывает более миллиона человек. Более того – он входит в число ста самых посещаемых художественных музеев мира – такова популярность этого культурного объекта…Коллекции музея впечатляют – более 150 000 различных работ, от самых древних времён и до современности.История его как отдельного музея началась в 1961 году. До этого он был частью Лос-анджелесского музея естественной истории, который в свою очередь был основан в 1910 году рядом с университетом Южной Калифорнии.Первыми покровителями нового музея стали Говард Ф. Амансон, Анна Бинг Арнольд и Барт Лутон. Только Амансон сделал музею пожертвование в размере 2 млн долларов и убедил специальную комиссию, что новый музей нужно непременно создать. В 1965 году музей переехал в новое здание на бульваре Уилшир и стал крупнейшим музеем после Национальной галереи искусств в США. В 1980-е годы музей щедро финансировался за счет пожертвований и получил 209 миллионов долларов от одних только частных лиц! Все это дало возможность музею приобретать не единичные артефакты, а целые коллекции, дающие возможность их комплексного изучения. В частности, именно Музей искусств округа Лос-Анджелес обладает совершенно уникальной коллекцией так называемых луристанских бронз, о которой мы сегодня расскажем более подробно.А началась их история очень давно, еще осенью 1928 года, когда очень необычные бронзовые изделия стали появляться на рынке городка Харсин, что находился в 20 милях к востоку от города Керманшаха. Тогда местный фермер нашел на своем поле несколько очень красивых бронзовых изделий и… продал их. Естественно, о том, как ему повезло, тут же начали говорить его соседи. Молва разнеслась, и в город тут же нагрянули дилеры, начавшие скупать весь бронзовый антиквариат. Разумеется, потом эти предметы втридорога перепродавались музеям и в частные коллекции. По идее, конечно, правительство должно было бы остановить этот бизнес, который ничем иным, как разбазариванием национального достояния и назвать было нельзя. Но какие-то там позеленевшие железки власти Ирана тогда не заинтересовали. Сделки устраивали очень многих, деньги там закрутились большие, в итоге было очень мало сделано, чтобы остановить «черных копателей» среди местных жителей.По счастью, про находки узнал Андре Годар, директор Иранской археологической службы. Причем в том 1928 году он описал любопытный метод, которым пользовались местные жители, чтобы найти место для предполагаемых раскопок. Прежде всего они искали источник воды. После этого можно было с высокой вероятностью обнаружить вблизи и поселение, а рядом с ним и кладбище, в могилах которого и находили бронзовые предметы. То есть технология была на редкость простой, но очень эффективной: находишь источник, и можно не сомневаться, что и древний некрополь будет находиться совсем неподалеку. Технология выяснилась, однако прошло целых семь лет, прежде чем в 1935 году в Луристан приехал немецкий археолог Эрих Шмидт, которому начать раскопки именно здесь предложила его жена Мэри Хелен. Оба были страстными археологами, на этой почве и полюбили друг друга, однако жена в своих археологических устремлениях оказалась даже впереди супруга: купила… самолет, чтобы с высоты небес разыскивать на земле древние поселения. Иран дал разрешение на разведывательные полеты, и они начали проводиться в 1935–1936 гг., а затем и в 1937 году. Причем самолет этот назвали «Друг Ирана», и начали на нем летать не только над Луристаном, но и провели облеты других иранских объектов, включая Персеполис (древнюю столицу Персидской империи), которые Шмидту также очень хотелось изучать. В итоге копали в Луристане много лет. Особенно результативными стали раскопки 1965–1979 гг., которые в западном Луристане проводил Гентский университет и Королевские музеи Брюсселя. Было раскопано множество нетронутых коллективных гробниц, наполненных интереснейшими находками. И поскольку они не были повреждены «черными археологами», их удалось датировать. Как выяснилось, луристанские бронзы были изготовлены между XI веком до н. э. и серединой VII века до н. э., то есть в эпоху позднего железного века, на территории Луристана.Вот только кто создавал эти прекрасные изделия, выяснить так и не удалось. Поскольку среди бронз важное место занимают псалии – детали конской сбруи, можно считать, что это народ коневодов. Есть предположение, что это легендарные киммерийцы – кочевой народ, живший на юге России и затем, возможно, переселившийся в Луристан в VIII веке до нашей эры. Найдены мечи с клинописью, по которой можно судить, что это касситы, поселившиеся в Луристане в XVI веке до н. э., а затем перебравшиеся в центральную и южную Месопотамию. Но опять же, так это или нет, точно сказать невозможно.Важно, что луристанские артефакты относятся к четырем большим категориям: штандарты, металлические изделия конской упряжи, булавки и… топоры! Кинжалы и копья тоже присутствуют, но не в таком количестве, и они не такие изысканные. «Штандарты» – это навершия посохов. Очень красивы бронзовые булавки-заколки и совершенно оригинальные псалии – некоторые представляют собой самые настоящие многофигурные композиции! Иконографический репертуар исключительно богат: присутствуют изображения быков, львов и горных козлов, а также грифонов и сфинксов. В число находок входят и небольшие цилиндрической формы бронзовые сосуды с рельефным декором с внешней стороны. Одним словом, полная коллекция луристанских бронз – это подлинное сокровище для любого музея. Есть они во многих музеях мира, включая и наш Эрмитаж, но, наверное, больше всего бронзовых изделий из Луристана сосредоточено все же в Лос-анджелесском окружном музее искусств. Уж как так получилось – это другой разговор, главное – что так получилось, и сегодня о богатстве этой древней луристанской культуры проще всего судить, побывав именно там!Но вообще-то, там и так много всего интересного, так что давайте посмотрим…
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!