Оставлю за скобками высказывания военно-политического руководства России, каждым утюгом события вчерашнего дня разобраны. Как просили Читатели, выскажу «кирзовое разумение» на будущие события Спецоперации. Имеем вводные: ряды Вооруженных Сил РФ по частичной мобилизации пополнятся примерно на 300 тысяч молодых резервистов, имеющих боевой опыт и остро востребованные по ряду воинских учётных специальностей, это один процент от мобрезерва страны.
Гадать не нужно, повестки получают артиллеристы, танкисты, снайперы, гранатомётчики, стрелки, водители. Особая категория – уже набранные добровольцы или оставившие свои данные в военкоматах желающие попасть в ряды Спецоперации. Для чего произведена мобилизация, как именно будет произведена, Президент и министр Обороны рассказали: не хватает сил для надёжного контроля протяженной линии фронта в тыщу вёрст. О чём говорили с конца весны. Но лучше поздно, чем никогда.
Казалось бы, для глухой обороны, сообразно выбранной нами сегодня тактики, это слишком много. Достаточно доукомплектовать имевшиеся подразделения, включая ударные корпуса Донбасса и продолжить неспешно перемалывать артиллерийским и воздушным наступлением любезно поставляемые мобилизационный резерв Украины.
Которая находится в состоянии перманентной мобилизации, провела минимум пять отчетливых волн. Ориентировочно, нам требовалось 40-50 тысяч бойцов, чтобы не повторились харьковские «перегруппировки». Раз ставят в строй 300 ... нам ожидать большого наступления через два-три месяца, как части пройдут переподготовку, наладят слаживание, проведут полноценные боевые стрельбы? Или же просто укрепиться решили?
Не совсем нормальная ситуация, когда мы штурмуем превосходящего в три-пять раз противника, засевшего в укрепрайонах, с ней нужно что-то решать. Осторожно предположу, что сначала будет восстановлена численность действующих частей, обескровленных не боевыми потерями, а благодаря обос «пятисотым» любителям военной ипотеки, посчитавшим трёх месячные контракты достаточными для чести русского солдата.
По слухам «солдатского телеграфа», полки и батальоны народных милиций Донбасса готовятся разворачивать по штатам бригад. Если окажется правдой – отлично, обстрелянные бойцы составят костяк новых формирований, боевое слаживание пройдет быстрее. Обещано снабжение по всем положенным нормативам российской Армии, проблемы с боевой техникой и снарягой теперь начнут исчезать. Но время, минимум два месяца, потребуется, чтобы говорить о полноценной боеспособности даже таких подразделений, способных вести дерзкие наступления.
Которые нужны как воздух, прежняя стратегия Спецоперации оказалась не вполне состоятельной, уперлась сначала в позиционный тупик, а сегодня мы откровенно отбиваемся по всей линии фронта, ВСУ выбрали самоубийственную тактику «тысячи порезов», перманентных контрударов по всей линии соприкосновения, не считаясь с потерями. Сломать подобный сценарий можно двумя способами, оба только наступательные.
Во-первых, придётся не отпускать хватки артиллерийского поражения и медленного прогрызать укрепрайоны Донбасса, «музыканты» и подразделения ДНР (при поддержке артиллерии и ВКС) приловчились действовать неумолимо, в лоб, с минимальными потерями. Перерабатывают резервы ВСУ стахановскими темпами, создают перманентную угрозу прорыва фронта. Да, им противостоят не самые боеспособные части из малообученных мобилизованных, но они умеют зарываться в землю, учиться, управлять пушками и минометами.
Во-вторых, если Главнокомандующий сказал «А», ждём следующей буквы алфавита. Снятие запрета Армии действовать в рамках той гуманистической чепухи, которой она опутана семь месяцев. Провести, пока наземные мобилизованные части приводятся в боеготовое состояние, полноценное стратегическое наступление силами ВКС и ракетных войск.
Чтобы лишить режим Зеленского коммуникационной, энергетической и технологической инфраструктуры. Не точечными ударами, последствия которых устраняют за пару дней, а полноценными операциями бомбардировочной авиации, после чего объекты ВПК и узлы жизнеспособности тех же железных дорог перестают существовать в принципе, их нечем заместить в обозримом будущем. Чтобы даже мыслей не возникало начинать стройку заново, осознавая тщетность усилий.
Запад лихорадочно наращивает систему ПВО «незалежной»? Ничего страшного, тактика воздушной наступательной операции подразумевает в начальной своей стадии подавление помех. Способов десятки, с использованием беспилотников, провоцированием и выявлением. Район за районом, сектор за сектором. Используя средства РЭБ, противорадиолокационные ракеты и так далее.
А когда большинство систем нейтрализовано или уничтожено, взлетают самолёты, оснащенные прицельно-навигационными комплексами СВП-24 и СВП-22, благодаря которым мощные авиабомбы можно укладывать с точностью до 20 метров от цели. Отработано подобное бомбометание ещё в Сирии, но вот странность: ни разу не применялось на Украине после вразумления «демонiв Азовстали», которые после встряски ФАБ-500 полезли наружу, что бабкины тараканы.
Очень хочется надеяться, формат Спецоперации сменят на «контр-террористический», чтобы иметь юридическую возможность (коль наш Гарант свято блюдёт международное право) уничтожать главарей террористов. Если хотим беречь жизни наших солдат и мирного населения Украины … перед наступательными действиями именно «центры принятия решений» необходимо устранять, парализуя административное, военно-силовое и политическое управление. Да-да … весь «Квартал 666» в полном составе и атаманом во главе.
Это азы ведения боевых действий, обезглавить, парализовать, затруднить … Общение с политическими «туристами», стратегическое планирование, перевозки и переброски. Мы позволяем спокойно вести перманентную мобилизацию, планировать теракты в зданиях СБУ и ВСУ, заниматься хозяйствованием, накапливать в удобных местах резервные корпуса. Чтобы потом получать по сопатке в Харьковской области. А перед этим из-за «белых перчаток» оставлять подступы к Киеву, Чернигову, Сумам.
За полгода НАТО наладило бесперебойную систему снабжения и подпитки почти 700-от тысяч мобилизованных украинцев, как ВСУ будут действовать дальше, не нужно академиев заканчивать. Существуют два Резервных Корпуса, нацеленных на атакующие действия. Они понесли ужасающие потери в августе-сентябре, но командно-штабная структура осталась целой, резервы поступают непрерывно, обучаемые по западным программам переподготовки «120 дней». Удары продолжатся повсюду, поскольку противник владеет инициативой везде, кроме Донбасса.
Вывести его из такого состояния можно, обрезав комфортное снабжение техникой и боеприпасами, возможностью перебрасывать резервы и маневрировать имеющимися силами. Иначе получим наступательные операции по Херсоном, Угледаром, Купянском, на Запорожье. Если противник не начнёт только на частных автомобилях в стокилометровой полосе перед линией фронта перемещаться. Да в кромешной тьме обесточенных территорий. Иначе не выявим места сосредоточения и развёртывания для ударов «с колёс», как нам преподали на Харьковщине.
Электростанции, энергетическую инфраструктуру нужно выбивать начисто, а не грозить «предупреждениями». Гуманистический подход к Спецоперации уже привел к серьезному падению дисциплины, приходится обновлять законодательство, вводить уголовную ответственность за мародерство, добровольную сдачу в плен, оставление частей, срыв поставок по гособоронзаказу … Позорище.
Только изменение планировочного подхода к военной операции, смена ее формата, позволит грамотно распорядиться результатами частичной мобилизации. Для полной и безоговорочной победы с выходом на румынскую и польскую границы, а не выигрыша «по очкам» на Донбассе, требуется не 300 тысяч свежих войск, минимум полмиллиона. Если использовать классические расчёты по учебнику.
Но глубокие танковые прорывы с высокими темпами наступления явно не предусмотрены, значит … будем действовать в другой логике, комбинировать. Не нужно быть аналитиком Генштаба, чтобы предположить: прежние варианты продавливания позиций по 200 метров в сутки будут пересмотрены, но критически важная инфраструктура Украины пострадает. Для дестабилизации социально-политической ситуации внутри страны, облечения жизни нашим военным на фронте.
Выводы.
Триста тысяч в строй – хорошо, своевременно и правильно. Если ими распоряжаться столь же эффективно, как было продемонстрировано за последние месяцы. Темпы «дешайтанизации» вырастут в два-три раза при бесперебойном снабжении БК. Вопрос в другом … именно таким путем пойдём дальше? Позволю невиданную наглость, но если поступим ровно так, как сказал Главнокомандующий (насытить войсками тысячу километров фронта) … проблемы никуда не денутся, лишь усугубятся.
Глухой обороной войны не выигрывают, противник в лице НАТО будет подбирать «ключики» к позиционному «стоянию на Угре». Не сколько за счёт военного давления, а просто перенесёт боевые действия на нашу территорию, в информационное поле России. В надежде на недовольство населения, экономические проблемы, неизбежные боевые потери, репутационные пощёчины типа отступления с Харьковщины.
Пока прогнозы поостерегусь давать, нужно примерно месяц, чтобы понять: мы займёмся войной на истощение Запада или нацелимся на решительные наступательные действия. Снова устроим планомерное перемалывание поставляемых ресурсов на «ленточке» или огневое поражение перенесём на всю стратегическую глубину в тылы противника, обездвиживая инфраструктуру, парализуя любую активность «двойного назначения».
Первый сценарий опасен по социально-политическим показаниям, если не наведём драконовский порядок в информационном поле страны, не приведём в чувство «эффективных менеджеров» по стратегическим отраслям экономики, на всех этажах власти. Пусть там тоже пройдёт «частичная мобилизация», тогда перестану беспокоиться за Армию, которой откровенно помыкают последние полгода, заставляют исполнять невыполнимое теми силами и средствами, что приданы Спецоперации.
Пока же внимательно смотрим за Донбассом, наше внимание старательно раздёргивают на север и юг, но Главнокомандующий верно оценивает общую картину, понимает логику противника. Именно Краматорск и Славянск – классический «шверпункт», стержень, на котором держится вся обороноспособность «незалежной». Будет ли та группировка окружаться или медленно перемалываться ... не знаю.
Без принципиального изменения подходов, стратегической воздушной наступательной операции и классических схем с прорывами, охватами, глубокими маневрами … рискуем получить более неприятный позиционный тупик. Западное вооружение скоро пойдёт совсем другой номенклатуры, в других количествах. За спиной ВСУ состоится накопление ещё больших сил НАТО, ставки поднимутся до порога ядерной войны. Так что сохраняем терпение, не паникуем, но ... частично мобилизуемся.
Исторические напёрстки