Не секрет, что система работы в области национальной безопасности проведена в последние годы большая. Одним из результатов такой работы является Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, которая принята еще в 2009 году, посмотреть ее можно на сайте Президента РФ.
В данном документе предусмотрены следующие 11 сфер обеспечения безопасности:
Также выделены два основных приоритета национальной безопасности – национальная оборона, государственная и общественная безопасность, а также пять приоритетов устойчивого развития.
Как мы уже сказали, национальная оборона в рамках данной статьи не рассматривается, поэтому мы остановимся только на проблемах в сфере государственной и общественной безопасности.
Основными источниками угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности задекларированы:
В принципе, все обозначенное верно. И про иностранные организации упомянуто, и про территориальную целостность, и про насильственное изменение основ конституционного строя, и попытки дестабилизации ситуации в стране, и про коррупцию. Все мы про это знаем. И все же – данные формулировки в 2009 году не детализировали главную проблему России, которая за 15 лет никуда не делась – они не описали войну олигархов против государства и его населения.
В ноябре 2013 года вышла «Концепция общественной безопасности в Российской Федерации», в которой уже было зафиксировано: «Наблюдаются устойчивые тенденции к сращиванию интересов бизнеса и чиновников, включению в коррупционные схемы должностных лиц и представителей бизнеса иностранных государств. Являясь одной из системных угроз общественной безопасности, коррупция существенно затрудняет нормальное функционирование государственных органов и органов местного самоуправления, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации российской экономики, вызывает серьёзную тревогу в обществе и недоверие к государственным институтам, создаёт негативный имидж России на международной арене».
Реализация концепции будет проходить в два этапа: 2013 - 2016 годы - разработка законодательных мер и программ по обеспечению общественной безопасности, 2017 - 2020 годы - реализация соответствующих программ.
Ниже мы описали семь проблем, которые, по нашему мнению, будут иметь максимальное развитие в ближайшем будущем.
1. Возможность блокирования финансовыми элитами, связанными с Западом, работы государственных структур. Финансовым элитам невыгодна ситуация, которая сейчас происходит на внешнеполитическом уровне. Они будут пытаться оказывать давление, в том числе на изменение внешнеполитического курса. Например, можно здесь упомянуть Анатолия Чубайса и близких к нему олигархов и вспомнить слова Путина: «Да, он лезет в политику, я это вижу. Он является моим оппонентом по ряду вопросов». Вероятно, такие попытки будут продолжаться, но уже более скоординированные.
2. Работа СМИ. Угрозы стоит ждать со стороны не только и не столько СМИ непосредственно с иностранным участием, но и со СМИ, внешне позиционирующих себя пророссийскими, но на деле преследующими не государственные, а кланово-финансовые интересы. Данные СМИ попытаются переориентировать аудиторию на борьбу с внешним врагом, оппозицией. В дальнейшем будет проведена работа, описанная ниже в п.5.
3. Искажение информационного поля путем высказывания позиций рядом артистов, научных работников и общественников, которые преследуют не государственные интересы, а кланово-финансовые. Если выше речь шла непосредственно о СМИ, то здесь речь о деятелях, чей авторитет имеет вес в глазах населения. Здесь мы могли бы упомянуть о Макаревиче, Арбениной и Ахеджаковой. Являясь «гражданами мира», им не всегда понятны непосредственно российские национальные интересы. Или вот цитата от Романа Виктюка: «Да, раньше я себя называл бандеровцем, живущим в квартире вождя. Но уже даже такое произносить нельзя, ведь у него звание Героя забрали».
Но репутация Макаревича, Арбениной и Ахеджаковой сейчас невысока. Угроза состоит в том, что новая волна артистов будет высказываться в духе «закручивание гаек», «возврат к сталинизму» и пр. Новая кампания несогласия общества может потерпеть фиаско при росте числа таких высказываний общественных деятелей, восприятие ситуации в информационном поле все больше будет искажаться, а общество раскалываться. Есть риск, что такие высказывания вообще появляются не случайно, ведь аудитория у артистов подчас не меньше, чем у политиков, да и высокие гонорары они отрабатывают профессионально и артистично, им не привыкать.
4. Региональная политика (попытки региональных политиков, в том числе глав субъектов РФ вступить в противоречие с федеральным центром на базе изменения социально-экономических условий). В данном контексте эти политики будут искать поддержку со стороны все тех же финансовых кланов и в опоре на СМИ, указанные выше. Данная работа по прощупыванию противоречий уже видна в ряде регионов – громкие отставки региональных лидеров и слухи о дальнейших перестановках лишь еще раз подтверждают это. Органы местного самоуправления не имеют столь же мошной политической и экономической базы, как региональные. Доля консолидированного местного бюджета в консолидированном региональном бюджете в 2014 г. у большинства регионов находится в интервале от 45 до 65% , при этом в силу того, что органов самоуправления в регионе – великое множество, бюджет каждого отдельного города относительно невелик. Что же касается полномочий глав муниципалитетов – то им гораздо больше знаком процесс чистки дорог, чем политика. Поэтому ставка будет сделана именно на региональную власть.
5. Работа по попытке расслоения общества по принципу свой-чужой, друг-враг и пр. Уже активизировалась работа по преследованию ряда политиков, например, Кадырова, с целью разобщения общества. Ведется очернительная информационная кампания против лидеров ОНФ и близких к ним общественников на Урале. Ключевым фактором процесса будет то, что либеральный пласт политиков в виде Навального и прочих – «отработанный материал», будут сливать, грубо говоря, «свои же», то есть финансовые элиты. Возникнут структуры, которые попытаются заработать очки на таком жестком антипиаре. Эти же структуры затем попытаются расслоить общество на правильных патриотов и «псевдопатриотов», отстранив ряд деятелей от общественно-политической жизни страны, монополизировав в ходе неразберихи ряд властных структур в руках групп лиц, преследующих не государственные интересы, а интересы финансовых элит, связанных с Западом.
6. Работа идеологических оппонентов в ВУЗах. Молодежь может сменить идеологическую парадигму, что повлечет смену внешнеполитического курса в угоду Западу. Например, в УрФУ регулярно проводятся лекции с контекстом критики государственной власти. После нашумевших лекций западных деятелей была изменена тактика – 28 апреля 2015 года УрФУ посетил Герман Греф, сделав ряд странных заявлений: ««у нас вся система образования — от детских садов до высшей школы — неконкурентоспособная», «вся самая передовая литература в мире публикуется именно на английском языке», «главной задачей для страны сегодня является реформа абсолютно неэффективной системы управления». Ранее Олег Митволь попросил генпрокурора Юрия Чайку провести проверку законности выделения Сбербанком (президент которого – Греф) $20 млнинтернет-порталу PublicPost, партнером-оператором по использованию которого стало ООО «Образование 21 век». По словам Митволя, учредителем и владельцем ООО «Образование 21 век» является оппозиционер и главред «Эха Москвы» Алексей Венедиктов. В совокупности с более ранней информацией о финансировании оппозиции через структуры Сколково (Сурков (?)/Илья Пономарев), МТС (Евтушенков/Ефремов) и Альфа-банка (Ашурков/Навальный), такие факты совсем не радуют. Пока финансовые элиты (Греф, Вексельберг, Фридман, Евтушенков) не были уличены в прямых контактах с оппозицией, но могла ли такая работа вестись полностью за их спиной – это большой вопрос.
7. Недостаток полномочий спецслужб и законодательства в связи с устранением потенциальных угроз, упомянутых выше. Все вышеизложенные угрозы являются элементами «мягкой силы», против них практически нет средств борьбы. Тем не менее, законодательство нужно совершенствовать по направлению усиления борьбы с угрозами.
Как уже не раз отмечалось, наиболее системно все указанные выше пункты повестки наблюдаются на Урале, впрочем, и многие другие регионы нельзя назвать безопасными в данном отношении.
Заметно, что в последнее время противостояние государственников и олигархов явно обострилось. Здесь помимо уже обозначенных выше фактов можно упомянуть демарши Кудрина, который работал на крупных государственных постах с 1996 года по приглашению Анатолия Чубайса и так и остался представителем его «клана».
Стоит еще раз вспомнить и о мартовском отсутствии Владимира Путина. Вполне вероятно, что именно в это время необходимо было вносить срочные коррективы в событийный ряд. В этой связи стоит упомянуть, что арест Хорошавина состоялся 4 марта 2015 года, а «исчезновение» – с 5 марта 2015 года.
Системный анализ всех указанных факторов подтверждает изложенную версию о начале работы по предотвращению регионально-олигархической революции. Развязка данного процесса ожидается нами к августу, а Хорошавин – это только начало данного сложного процесса.
Авторы: Юрий Белоус, Илья Белоус