Командующий группой армий «Дон» Манштейн видел, что крушение участка фронта, где оборонялись итальянцы и венгры (Разгром острогожско-россошанской группировки на Верхнем Дону
Вывод 1-й танковой армии с Северного Кавказа
), и отсутствие резервов ведёт к окружению групп армий «А» и «Дон». Единственное спасение – вывод войск с Кавказа и быстрая переброска 4-й танковой армии из района южнее Дона в район среднего течения Дона. Однако германская ставка этого мнения не разделяла. Гитлер не желал отказываться от плацдарма на Кавказе. Однако, в конце концов, фюрер понял, что с нефтью Майкопа придётся проститься. Манштейн предлагал, что если не выйдет выправить ситуацию на воронежском направлении, то надо оставлять и Донбасс. Гитлер был против, считая, что Донбасс необходим рейху в военно-экономическом отношении. 24 января 1943 года германская ставка приняла окончательное решение о выводе войск с Северного Кавказа. 1-ю танковую армию Макензена выводили через Ростов для усиления группы «Дон». 17-я армия Руоффа должна была отходить на Тамань, закрепиться, сохраняя плацдарм, и сковывать русских, выжидая лучших времен. Также было принято решение о сокращении всей линии фронта, выводе сил из Ржевско-Вяземского и Демянского плацдармов. 27 января 1-я танковая армия была подчинена группе «Дон», дивизии танковой армии, которые выводились через Ростов-на-Дону, стали готовить к переброске на Средний Донец. Из-за колебаний верховного командования на Кубани оставили 13-ю танковую и 50-ю пехотную дивизии. Ростовское направление по-прежнему прикрывала 4-я танковая армия Гота. 29 января штаб Манштейна перешёл из Таганрога в Сталино (ныне Донецк). Манштен предлагал нанести удар по русским на харьковском направлении.
24 января 1943 года Северная группа Закавказского фронта была преобразована в самостоятельный Северо-Кавказский фронт (СКФ). В его состав вошли 9-я, 37-я, 44-я и 58-я армии, Кубанский и Донской гвардейские кавалерийские корпуса. Командующим остался генерал Масленников. Ставка предписала СКФ конно-механизированную группу Кириченко направить на Батайск для удара в тыл противника, овладеть вместе с левым крылом Южного фронта Батайском, Азовом и Ростовом. 44-я и 58-я армии наступали в направлении Тихорецкая – Кущевская с целью разгрома отступающих войск немецкой 1-й танковой армии, выхода на рубеж Батайск – Азов – Ейск. 9-я армия наносила удар на Тимашевскую, 37-я армия – на Краснодар, чтобы вместе с Черноморской группой разгромить краснодарскую группировку противника. Командованию Черноморской группы генерала Петрова уже не ставили задачу прорыва к Тихорецкой, смысла не было. Они должны были освободить Новороссийск и Таманский полуостров, не дать врагу уйти в Крым. Следующей задачей был захват Керченского полуострова.
Северный Кавказ
Черноморская группа на первом этапе не смогла выполнить задачи по освобождению Краснодара, дальнейшему прорыву к Тихорецкой и занятию Новороссийска (Операции «Горы» и «Море»). Наступление 47-й армии, которая наносила главный отсекающий удар на станицы Абинская и Крымская в общем направлении на Темрюк, захлебнулся. Командарма Камкова сняли и отправили подучиться на ускоренные курсы Военной академии Генштаба (армию ему больше не доверили). На его место 25 января назначили генерала Леселидзе (до этого он командовал 46-й армией). С 26 января 47-я армия неделю штурмовала позиции германского 5-го армейского корпуса, но без заметных успехов. 46-я армия, которую после Леселидзе принял генерал Рослый, продолжала преследование отступающего противника. Наши войска освободили Нефтегорск, Апшеронский и Майкоп. 2 февраля 1943 г. Красная армия форсировала Кубань, овладев Усть-Лабинской. Через два дня войска Рослого соединились с подразделениями 37-й армии СКФ. 18-я армия Рыжова 25 января выбила арьергарды противника из Нефтяной и Хадыженской, выйдя к концу месяца к реке Кубань. Однако форсировать реку с ходу не удалось. Как отмечал Гречко, успешному наступлению мешало плохое управление армией. Уже 23 января управление войсками армии было нарушено, а с 27 января по начало февраля совсем утрачено. Также в ходе наступления в горох осталась почти вся артиллерия усиления. Войсковая артиллерия и минометы поспевали, но к ним не было боеприпасов. Проблема снабжения войск в условиях Кавказа никуда не делась. 56-я армия Гречко силами 10-го гвардейского стрелкового корпуса и 76-й морской стрелковой бригады при поддержке партизанских отрядов, преобразованных в истребительные батальоны, до конца января сражалась за Горячий Ключ, пытаясь прорваться к Краснодару. Но здесь немцы отступать не планировали. Краснодар был важным железнодорожным узлом, главной базой снабжения 17-й армии, пока Керченский пролив был скован льдом. Поэтому немецкий 44-й армейский корпус держался, несмотря на яростные атаки войск Гречко. 2 февраля советская Ставка приказала дополнить безуспешные фронтальные атаки 47-й армии фланговым ударом 56-й армии на Крымскую, а 18-ю армию нацеливали брать Краснодар с севера. Однако немцы успешно отбивались. В последующие три дня войска 18-й и 46-й армий продвинулись незначительно. 5 февраля 1943 года Черноморская группа войск перешла в состав Северо-Кавказского фронта, сохранив свою структуру. Её основной задачей был разгром краснодарско-новороссийской группировки противника. Закавказский фронт теперь охранял Черноморское побережье, прикрывал границу с Турцией и контролировал ситуацию в Иране.
Морской десант в районе Новороссийска советское командование задумало в ноябре 1942 года. Затем высадка десанта стала частью плана «Море». После того, как войска 47-й армии не смогли взять Крымскую и создать угрозу врагу в Новороссийске с суши, генерал Петров решил начать десантную операцию. 4 февраля 1943 года силами Черноморского флота в районе Новороссийска был высажен морской десант. В ходе упорных боёв плацдарм был расширен до 28 км², и на него были высажены подкрепления, включая части 18-й армии. 4–15 февраля 1943 года была проведена десантная операция в районе Новороссийска. Её целью было содействие войскам, наступавшим севернее. Основной десант намечалось высадить в районе Южной Озерейки, вспомогательный – на западном берегу Цемесской бухты, в районе предместья Новороссийска – Станички. Высадку десантов обеспечивали корабли Черноморского флота. С воздуха операцию поддерживали самолеты Черноморского флота (более 130 машин) и 5-й воздушной армии (30 машин). В ночь на 4 февраля началась высадка десанта в намеченных районах. Однако из-за сильного шторма высадить основной десант в полном составе в районе Южной Озерейки не удалось. Более успешно развёртывались события в районе высадки вспомогательного десанта. Отряд Цезаря Куникова смог занять небольшой плацдарм в районе Станички. Вместе с войсками на плацдарм высадились партизаны И. Васева. Вспомогательный десант стал основным. Плацдарм был расширен до 4 км по фронту и до 2,5 км в глубину. Впоследствии он получил название «Малая земля» – участок местности на западном берегу Новороссийской (Цемесской) бухты и южной окраине Новороссийска. Здесь с 4 февраля по 16 сентября 1943 года шли крайне ожесточенные бои.
Малая Земля
Войска СКФ достигли большего успеха, так как немцы уходили в сторону Ростова. Армии левого крыла оттеснили части немецкой 17-й армии в район северо-восточнее Краснодара. 24 января наши войска освободили Армавир, 30 января – Тихорецкую. 58-я армия генерала Мельника вышла к Таганрогскому заливу в районе Ейска. 44-я армия и КМГ вышли на подступы к Ростову с юга. Но танковая армия Макензена уже ускользнула из западни. 17-я армия продолжала оборону Кубанской линии. За образцово-показательное бегство Гитлер присвоил фон Клесту чин фельдмаршала. Ни Батайск, ни Ростов советским войскам с ходу взять не удалось. 7 февраля советская армия взяла Батайск. Ростов немцы оставили 13 февраля 1943 года. Немецкие войска закрепились на реке Миус. 9 февраля войска СКФ перешли в наступление на Краснодар. Наибольшего успеха в первые дни наступления добилась 37-я армия, которой удалось создать угрозу немцам под Краснодаром. 12 февраля силами 12-й и 46-й советских армий был освобожден Краснодар. Германское командование начало отводить свои войска на Таманский полуостров. Немецкая 17-я армия закрепилась на новой линии укреплений – т. н. Голубая линия. Бои здесь продолжались до сентября 1943 года. Таким образом, группа армий «А» вынуждена была оставить Северный Кавказ, отступив через Ростов и на Тамань. 17-я армия – 17 дивизий, около 400 тыс. человек, оказалась изолированной от главных сил вермахта. Немцы продолжали сражаться на Кубанской (Голубой) линии.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!