Итак, сегодня мы направляем наши стопы в музей, собраниями которого мы здесь на сайте ВО пользовались уже много-много раз. Но даже малой их части не увидели. Потому как только на его сайте находится более 14 тысяч экспонатов, фотографии которых находятся в общественном пользовании (относятся к категории «паблик домайн»). Просто смотреть их все тяжело, а уж копаться в них прямо-таки «смерти подобно». Но зато в этом музее имеется практически все. И может быть, он и страдает от некоторой эклектики, но зато исчерпывающим образом освещает тот же генезис рыцарского вооружения. Но сегодня у нас иная цель его посещения. Мы посмотрим… «все, что попадется под руку», и главное внимание обратим на то, а откуда в этом музее взялся тот или иной экспонат. А то в прошлый раз, когда мы посещали музей в Филадельфии, у некоторых наших читателей возникли вопросы, а откуда за океаном появились царские доспехи, и не выкрали ли их коварные американцы из Германии после 1945 года. Вот сегодня мы двух зайцев сразу и убьем: и с самими артефактами встретимся (а они того стоят!), и заодно узнаем об их происхождении. А для начала познакомимся с историей коллекций оружия и доспехов этого музея.Оказывается, отдел оружия и доспехов был создан в музее в 1912 году, во многом благодаря усилиям его куратора-основателя – доктора Башфорда Дина (1867–1928). Однако еще до этого времени попечители музея сделали ценные приобретения оружия и доспехов, и в первую очередь купили коллекцию европейского оружия и доспехов, собранную во Франции Морисом де Таллиран-Перигором, герцогом де Дино (1843–1917), в 1904 году. В 1913 году музей получил в дар выдающуюся коллекцию европейского оружия и доспехов, собранную в течение пятидесяти лет американцем Уильямом Х. Риггсом (1827–1924), большую часть жизни проживающим в Европе и занимающимся поисками исторических памятников и художественного оружия. В период между Первой и Второй мировыми войнами целый ряд родовых, династических и частных коллекций был частично или полностью распродан, что привело к значительным пополнению фондов музея. В 1919 году большая часть художественных коллекций, сформированных Дж. Пьерпонтом Морганом (1837–1913), была также передана музею. Сюда входил и великолепный парадный шлем, сделанный Филиппо Негроли из Милана в 1543 году. Ценный подарок, состоявший из более чем 350 европейских малых мечей, охотничьих мечей и кинжалов, был сделан в 1926 году парижским коллекционером Жаном Жаком Рубелем (1851–1933), причем не просто так, а… в память о жене и матери, уроженках Нью-Йорка. В последующие годы объемы и значение коллекций продолжали неуклонно расти, в частности, с приобретением предметов из поместья Бэшфорда Дина и уникальных коллекций Кларенса Маккея (1874–1938) и Уильяма Рэндольфа Херстома (1863–1863). Совсем недавно коллекция Метрополитена стала еще больше, благодаря подаркам коллекционеров в честь 150-летия музея, и в первую очередь – щедрому подарку от Рональда С. Лаудера, передавшему в музей свое собрание европейского оружия и доспехов. То есть – как это ни покажется странным нашим людям, привыкшим, что у нас все музейные реликвии государственные, там – все они были частным владением, переданным музею в дар… Коллекционеры-то были и у нас в России. Но вывелись подчистую после 1917 года. Отсюда и непонятки наших читателей, отчего это там эдак, а не так, как у нас. А там не было тотальной экспроприации целого класса, только и всего. Но это все так: «размышления у парадного подъезда». А сейчас мы «зайдем внутрь» и посмотрим или просто полюбуемся на «всякую оружейную всячину»… Итак…Начнем с самого древнего… Шлемов греческих и с острова Крит, относящихся к концу VII в. до н. э. На фотографии вы видите один такой шлем, критский, являющийся лучшим образцом среди большого количества доспехов, обнаруженных в южной части центрального Крита, где они и были изготовлены.
Работа мастеров дизайна Жана Кузена Старшего по прозвищу «Француз» и Батиста Пеллерина, тоже… «француза», ок. 1555 года. Это один из самых сложных и полных французских парадных доспехов, сохранивший большую часть своей первоначальной окраски. Поверхности покрыты плотными завитками из листьев, населенных человеческими фигурами и разнообразными сказочными существами, происходящими из итальянского гротеска. В центре груди изображен римский воин, которому две коленопреклоненные женщины подносят мечи. На наплечниках фигуры Аполлона, преследующего нимфу Дафну (спереди) и Аполлона с убитым чудовищем Пифоном (сзади). Полумесяц, один из геральдических знаков Генриха II (помнится, у нас на ВО был читатель, всерьез убеждавший, что это знак мусульманской веры данного человека!), изображен в нескольких местах. Сохранилось двадцать оригинальных эскизов этой брони. Один принадлежит Жану Кузену Старшему; остальные – Этьену Делону или Батисту Пеллерену. Все трое – выдающиеся парижские художниками середины XVI века. Материал: сталь, золото, серебро, кожа, ткань. Высота – 187,96 см; вес – 24,20 кг. Дарение от Фонда Харриса Брисбена Дика, 1939 год.
Интересно, что в своей книге 1583 года «Анатомия злоупотреблений» английский моралист Филлип Стаббс подверг критике растущую тенденцию к ношению оружия в качестве стильного аксессуара, осудив выскочек-франтов, которые щеголяли «мечами, кинжалами и рапирами, украшенными дорогими гравировками». Главное беспокойство Стаббса заключалось в том, что мужчины всех классов поддались прихотям моды и начали ежедневно носить оружие как украшение, уступая место тщеславию и гордости и одновременно стирая при этом границы своего социального положения. Традиция украшать оружие и доспехи в соответствии с последними тенденциями и стилями не была новой во времена Стаббса, но так же стара, как существование военных предметов в культурах по всему миру. Она процветала и стала особенно заметной в Европе начиная с XV века, и именно это Стаббсу очень и очень не понравилось.
Он считал, что производить впечатление на окружающих и передавать некий смысл с помощью персонализированных изображений и орнамента на доспехах позорно. И как раз доспех короля Генриха в этом плане очень показателен. Ведь на нем можно увидеть букву «H», то есть эмблему его любовницы Дианы де Пуатье, вплетенную в густую паутину из усиков и гротесков, да еще и с маленькими фигурками, взятыми из классической греческой мифологии. То есть оружейники, кузнецы, производители мечей и оружия должны были заботиться о форме и функциональности своих изделий, но также быть в курсе последних тенденций, как в орнаментах, так и в технологиях. Ружья, доспехи и мечи, как модные символы статуса, говорили не только о готовности и способности владельца сражаться, но и демонстрировали его осведомленность о космополитических направлениях в художественной моде и инновациях в декорировании доспехов. Поэтому, кстати, начиная с XVI века орнаментальные офорты и гравюры с рисунками узоров на доспехах – стали важным вспомогательным инструментом в производстве модного и сложного оружия. И… приносят помощь сегодняшним ученым, помогая его атрибутировать и датировать.
Полевые доспехи короля Англии Генриха VIII (1509–1547). Итальянской работы, Милан или Брешиа. Ок. 1544 г. Этот впечатляющий доспех был изготовлен для Генриха VIII в конце его жизни, когда он имел лишний вес и страдал от подагры. Вероятно, носил КНР король во время его последней военной кампании, осады Булони в 1544 году, в которой он лично командовал войсками, несмотря на все свои недуги. Первоначально оснащался съемным усиливающим нагрудником, к которому крепился упор для копья, и усилением для левого наплечника. Пара наручей остается в Королевской коллекции в Виндзорском замке. В посмертной описи королевского имущества, составленной в 1547 году, доспехи описываются как «италионские». Возможно, их поставил миланский торговец, известный в Англии как Фрэнсис Альберт, который получил от Генриха лицензию на ввоз предметов роскоши, в том числе доспехов, в Англию для продажи. Впоследствии доспехи были переданы Уильяму Герберту (ок. 1507–1570 гг.), первому графу Пембруку, оруженосцу Генриха и исполнителю его воли. Они были записаны в Уилтон-Хаусе, резиденции семьи Пембрук, с 1558 года и до продажи в 1920-х годах. Доспех является ранним образцом доспехов «аниме» то есть доспеха, в котором нагрудник и наплечники состоят из горизонтальных, перекрывающих друг друга пластин, соединенных подвижными заклепками и внутренними кожаными ремнями. Украшение доспехов состоит из листвы, фигурок путти, бегущих собак, канделябров эпохи Возрождения и гротескного орнамента, то есть типично итальянское. Размеры: высота 184,2 см; ширина 83,8 см; вес 22,91 кг. Дарение Фонда Харриса Брисбена Дика, 1932 год.
Так что, как это наглядно можно было увидеть, все показанные здесь артефакты – это дарения. Всего их, конечно, больше 14 000, и среди них можно найти и покупки. Но самые ценные экспонаты музея Метрополитен – это дарения!Для оформления материала использованы фотографии (общественное достояние) из Метрополитен-музея в Нью-Йорке.