Скандал вокруг закупок топлива в Министерстве обороны и задержания чиновников Национальным антикоррупционным бюро и Специальной антикоррупционной прокуратурой станет тяжелым ударом по авторитету военного ведомства и власти в целом. Это дело вытаскивает на свет звучные фамилии сильных мира сего, вплоть до президента, а также феодальные "междусобойные" схемы закупок в министерствах.
Вместе с тем следует отметить: вину подозреваемых, а также факт получения ими какой-либо прибыли в результате заключения договора, предстоит доказать.
В чем подозревают Павловского?
Для начала факты. 11 октября детективы НАБУ и прокуроры САП задержали заместителя министра обороны Игоря Павловского и директора департамента государственных закупок МО полковника Владимира Гулевича. Им выдвинуты подозрения в совершении преступления по статье 191 часть 5 Уголовного кодекса – "присвоение, растрата или завладение им путем злоупотребления служебным положением". Досудебное расследование полагает, что группа должностных лиц МО вступила в сговор с руководством коммерческого предприятия при заключении договоров на поставку топлива в армию в 2016 году, что нанесло бюджету ущерб в 149 миллионов гривен.
По данным источников "Цензор.НЕТ", подозрения предъявлены либо могут быть предъявлены шести гражданам.
1. Игорь Павловский – заместитель министра обороны, ответственный по распределению обязанностей за государственные закупки, который давал указания подписать договор.
2. Владимир Гулевич – директор департамента закупок МО – непосредственно подписывал договора.
3. Борис Малыш – начальник отдела организации поставки горюче-смазочных материалов департамента закупок.
4. Игорь Шемовнев – сотрудник внутреннего аудита МО, согласовал договора.
5. Владимир Гарькавый – коммерческий директор группы компаний "Трейд коммодити".
6. Вадим Майко – учредитель компании "Трейд коммодити".
Суть дела такова. В мае 2016 года Минобороны объявило тендер на закупку различных видов топлива для армии, на эти цели было ассигновано 1 миллиард 245 миллионов 556 тысяч гривен. Лучшие условия предложила никому тогда неизвестная компания "Трейд коммодити" с уставным фондом в 7400 гривен, зарегистрированная в городке Каменское Днепропетровской области. Эта фирма победила всех гигантов топливного рынка. И заключила 13 мая 2016 года 14 договоров на поставку топлива, обязуясь поставить 70100 тонн.
Однако уже 15 июня соглашение было пересмотрено и заключено первое дополнительное соглашение к договору. А затем еще и еще. Согласно 22 дополнительным соглашениям, в период с 15 июня по 11 августа 2016-го, цена поставки топлива была пересмотрена, и таким образом, Минобороны согласилось получить на 8555 тонн меньше.
Цена поставки в среднем была завышена на 12,2 %. Эту разницу на сумму 149 миллионов 339 тысяч гривен НАБУ и САП считают прямым ущербом государству.
Основанием для повышения цены было письмо Днепропетровской Торгово-промышленной палаты. Была получена справка о резком росте цены на топливо. Повышение цены путем дополнительных соглашений предусмотрено законодательством Украины, однако применяется как правило, для того, чтобы по самым низким ценам на конкурсы заходили нужные компании, которые потом получают более выгодные условия по дополнительным договорам, на которые не связанные с чиновниками фирмы не могут рассчитывать.
Дополнительные договора согласовывались нелегко. По данным досудебного расследования, начальник управления топливного обеспечения ВСУ Тарасов высказывал свое несогласие с указанными новыми условиями договоров.
Изменения цены закупки не было внесено в систему "Прозорро", где фиксировались результаты конкурса.
В течение пяти месяцев НАБУ и САП пытались получить аргументированное экспертное заключение по фактической динамике цен на топливо в апреле-августе 2016-го. И государственная компания "Держзовнішінформ" дала свое заключение – заключение дополнительных договоров не соответствовало ценовой конъюнктуре рынка.
Стоит обратить внимание – обвинение строится на этой экспертной оценке – что динамика цен на топливо менялась, и вслед за коротким повышением в июне произошло значительное снижение цен в августе.
Предметом обвинения является не соответствие рыночным ценам, и не закупочные цены в других госструктурах, а отсутствие оснований для пересмотра договоров, поскольку рыночная конъюнктура не давала таких оснований. Более того, дополнительные соглашения, заключенные 11 августа, были подписаны во время падения цен до апрельского уровня.
По данным источника "Цензор.НЕТ", антикоррупционные органы обратились с ходатайством о наложении ареста на некоторые счета группы компаний "Трейд коммодити", руководство которой подозревается в сговоре с должностными лицами Министерства обороны с целью хищения государственных средств.
С 25 сентября детективы НАБУ не могут связаться с коммерческим директором группы компаний "Трейд Коммодити" Владимиром Гарькавым и с учредителем компании "Трейд коммодити" Вадимом Майко.
Источники в НАБУ говорят, что после приглашения в НАБУ 19 сентября Гарькавый и Майко поменяли телефоны и скрылись, их местонахождение неизвестно.
Источники, близкие к "Трейд коммодити", утверждают, что оба бизнесмена сегодня вернутся и будут открыто защищать свою позицию, скрываться не собираются, работают с адвокатами.
В подозрении также отмечается, что оснований для привлечения к ответственности министра обороны Степана Полторака нет. Полторак на письме Павловского о необходимости дополнительного соглашения написал резолюцию: "Згідно з законодавством України".
Аргументы защиты
В поддержку Павловского, Гулевича и "Трейд коммодити" высказывается, пока неофициально, немалое число людей, погруженных в работу Минобороны.
Сделка и дополнительные соглашения обсуждались открыто, и в ее детали было посвящено немало людей. Процесс не был кулуарным.
Все решения и действия Павловского и Гулевича имели основания в виде распорядительных документов либо экспертных оценок. Их можно обсуждать, но формальности были соблюдены, настаивают защитники.
Доказать получение выгоды от сделки в пользу Павловского невозможно. Обвинения против него не имеют под собой оснований, он не является выгодополучателем и доказать его преступный умысел будет невозможно.
Все было прозрачно, открыто, потому что критика звучала с первых дней.
Цены не превышали рыночные показатели и цены закупки другого крупнейшего покупателя топлива "Укрзализныци".
Заключение дополнительных соглашений предусмотрено законодательством, нормы соблюдены. Сторона защиты будет доказывать, что никаких убытков государство не понесло, цены даже после дополнительных соглашений не превышали рыночных показателей и учитывали существующие колебания.
Сторона обвинения будет доказывать, что предпосылок к завышению цены не было, что сезонные колебания были краткосрочны, что цена в августе вернулась к прежним показателям, а справки и экспертные заключения, которые МО и "Трейд коммодити" подготовили для прикрытия сделки, не отвечали действительности и были сделаны заангажированными лицами.
Объективно доказать, полагает защита, что Павловский и Гулевич действовали в своих корыстных интересах, при известных уликах будет крайне сложно. Немало авторитетных людей в руководстве МО считает, что вряд ли Павловский и Гулевич могли действовать по своей инициативе, личной корысти у них в вопросах закупок не отмечают.
Но непрозрачность схемы закупки очевидна и это требует правовой оценки действий должностных лиц. Ответственность все равно может наступить.
Экспертиза цен и нанесение ущерба – ключевое звено дела
Эта сделка в свое время получила широкий резонанс еще летом прошлого года. Были статьи в прессе, были депутатские запросы Игоря Луценко и Татьяны Чорновол. А комитет по обороне и безопасности рассматривал эту ситуацию и заслушивал позицию МО по поводу статьи эксперта топливного рынка Сергея Куюна в "Зеркале недели". Комитет посчитал, что цены закупки были ниже, чем у "Укрзализныци", и соответствовали рыночным, и потому не вмешивался в процесс. В настоящее время единой позиции комитета по обвинениям, выдвинутым НАБУ, нет. Депутат НФ Татьяна Чорновол считает, что цены закупки даже с учетом дополнительных соглашений были выгодны для государства и соответствуют рыночным показателям в то время. А вот депутат БПП, секретарь комитета Иван Винник считает, что логики в заключении дополнительных соглашений не было, и ситуация требует расследования, претензии НАБУ как минимум требуют рассмотрения в суде.
Чтобы определить точную сумму ущерба или определить, что ущерба не было и цены закупки рыночные, следствие должно опереться на изучение всех обстоятельств сделки. Какими были ее составляющие? Какими были оптовые цены? Что должно было учитываться в формуле цены?
Поскольку никого не задержали на взятке, прямых доказательств коррупционного умысла нет, вскрывать надо всю схему взаимодействия с предприятием и доказывать, что схема абсолютно невыгодна.
Дело по доказательству вины Павловского, Гулевича и других будет не простым. Это преступление относится к разряду не очевидных. Странности в создании схемы и преференции коммерческой компании очевидны, но следствие должно превратить логические несостыковки в статьи обвинения против конкретных должностных лиц, точно определить размеры ущерба.
"Трейд коммодити" - дело Павловского как удар по ближайшей команде президента
Какие бы ни были аргументы защиты, есть ключевые проблемы, которые делают сложным и малореальным полное оправдание.
1. "Трейд коммодити" - фирма с уставным фондом 7400 гривен, которая превратилась в группу компаний, которая за один год, не имея ни своих сетей заправок, ни своего большого производства, стала крупнейшим поставщиком топлива по государственным контрактам в большинство государственных структур. В базе госзакупок "Прозорро" сейчас видно 109 контрактов "Трейд коммодити" в различных госструктурах. Что это за фирма, которая возникла из ниоткуда и мгновенно заняла такие доминирующие позиции, легко потеснив крупнейших операторов рынка? "ТК" легко победила на тендере предложения "ОККО" и "ВОГ". По словам источников "Цензор.НЕТ" за группой компаний стоят интересы целого ряда бизнесменов, которых объединяет одно – поддержка действующей власти. Речь идет о влиятельных бизнесменах Андрее Адамовском и Вадиме Трофименко. Адамовский и Трофименко не скрывают своей заинтересованности в работе "ТК". Интересы этих людей в свою очередь тесно переплетены с другом и бизнес-партнером президента Игорем Кононенко. А интересы Адамовского в судах представляет еще один влиятельный политик Александр Грановский, также близкий к президенту. Возникает впечатление, что НАБУ пробует помочь президенту воплотить в жизнь идеи Ли Куан Ю "про трех своих друзей". Впрочем, по данным "Цензор.НЕТ", кураторы "Трейд коммодити" уверены, что их правовая позиция безупречна. Что ж, суд покажет.
2. В этом плане дело имеет беспроигрышный и несомненный политический резонанс. Да, доказать существование преступной схемы будет непросто, очень непросто. Но это дело вскрывает и презентует на национальном уровне колоссальную и громоздкую схему "Трейд коммодити", демонстрирует причастность власти к деятельности группы компаний. Сама связка менеджмента компании с руководством БПП уже будет представлена как конфликт интересов, оказавший влияние на сделку и на получение преференций перед другими, более крупными игроками рынка. Это значительно ослабит аргументы защиты в общественном мнении и приведет к имиджевым потерям власти. В противостоянии НАБУ и "Трейд коммодити" очевидно, на чьей стороне будет общественное мнение. Независимо от вердикта суда. Любые сомнения в несправедливости госзакупок и коррупции в армии в обществе воспринимаются как болезненное оскорбление.
3. Схема работы по дополнительным соглашениям в Украине превратилась из средства коррекции цены и ценовых колебаний в дежурный инструмент отсечения неугодных конкурентов от участия в тендерах. Несмотря на все восклицания властей о честности, контроле и "волонтерском антикоррупционном десанте", на четвертом году войны общество в данном деле видит, что реальная конкуренция отсутствует – большинство крупных операторов даже не принимает участия в тендере, на котором побеждает подставная фирма, не имеющая никаких активов, кроме имен влиятельной "крыши", которая напрямую заходит в любые кабинеты на Банковой и Грушевского. В этом плане сам факт массовых побед "Трейд коммодити" на многих государственных тендерах, заявление главы Госкомрезерва, что его пытались склонить к сотрудничеству с этой компанией, уже является для украинского общества и западных партнеров нежеланием властей выстраивать прозрачные правила игры.
4. Из-за хищений при закупках топлива было возбуждено уголовное дело и был отдан под суд директор департамента госзакупок Зражевский - еще в 2014 году. В 2015 году Главная военная прокуратура возбудила уголовное дело по завышению цены при закупке топлива против директора департамента госзакупок Нелли Стельмах. Это было громкое дело, начатое комитетом по обороне ВР. К слову, первый заявивший о том скандале Иван Винник сказал "Цензор.НЕТ", что НАБУ ранее неоднократно отклоняло его обращения с целью завершить расследование 2015 года силами НАБУ. Что с точки зрения Винника говорит о том, что НАБУ искало аргументы именно для атаки на "Трейд коммодити", и на тех, кто стоит за компанией. Сейчас Винник собирается снова заинтересовать НАБУ делом 2015 года. Причины тех уголовных дел по Зражевскому и Стельмах были во многом схожи с задержанием Павловского и Гулевича – вместо прозрачной формулы закупок и вместо создания максимальной доступности к конкурсу и конкурентности, создавались схемы, при которых на тендер заявлялось всего несколько участников, неугодные отсекались, и условия поставок выписывались так как угодно конкретным фирмам. Как и в 2016-м преференции конкретным компаниям объяснялись войной, срочностью, необходимостью немедленного принятия решений. В случае со Зражевским он получил приговор суда. В случае со Стельмах после начала скандала фирмы, получившие из казны "лишних" 120 миллионов, якобы компенсировали убытки государства. Но и в 2016-м правила игры не поменялись. И вот наступаем на грабли в третий раз – вот только теперь дело открыли НАБУ и САП, а значит это дело не будет уже тихо положено в архив, а получит максимальный резонанс.
5. Очень интересный резонанс для наших западных партнеров, например, которые следят за процессами реформ в армии, за целевым расходованием бюджетных средств. Что несомненно скажется и на украинской внешней политике. В любом случае дело "Трейд коммодити" и его расследование крайней важны для общества и госаппарата, чтобы ликвидировать все-таки такое позорное явление как лоббирование конкретных подставных компаний, процветающих благодаря дополнительным соглашениям. И такая картина во всех госструктурах и по всей системе госзакупок в Министерстве обороны. Под видом благих намерений о контроле качества и контроле поставщиков чиновники, радостно рапортующие в фейсбуках, настолько забюрократизировали процесс госзакупок, допуска к торгам, что большинство крупнейших компаний в своих отраслях в госзакупках участия не принимают, и везде на торгах становятся фаворитами неизвестные "пустышки" без инфраструктуры и без мощностей, которые создаются по договоренности с чиновниками для победы на конкретных конкурсах.
Источник: https://censor.net.ua
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас