Хотя бы потому, что я не нахожусь в зоне военных действий, а рассуждать «с дивана» всякий горазд. Только это — крайне некорректно, когда льётся кровь и гибнут люди.
Но промолчать, проигнорировать, сделать вид, что ничего не происходит, — тоже не получается.
Ежедневно лично я сталкиваюсь с информационной атакой с обеих сторон, приправленной официозными российскими новостями. Поэтому хотелось бы высказать несколько общечеловеческих соображений о происходящем.
Первое, о чём хочется сказать: в конфликте Армении и Азербайджана я вижу не два воюющих за территорию народа, а некое глобальное столкновение цивилизаций, христианского мира с мусульманским.
Азербайджан, конечно, будучи бывшей союзной республикой, давно ассимилировал в европейскую культуру, но насколько — лично мне трудно судить.
Чечня тоже на протяжении семидесяти лет была светской республикой, однако мы все помним череду военных конфликтов в 90-е. Здесь же можно припомнить историю Афганистана или Ирана.
Дело в том, что мусульманские государства и республики имеют свойство совершать некий культурный «откат», мгновенно и резко, в едином порыве подниматься против европейских вмешательств и воевать до последнего.
Дело, конечно, не в самом Азербайджане, а в том, кто за ним стоит.
Как известно, президент Турции Эрдоган выказывает всяческую поддержку Азербайджану. Представители Армении утверждают, что в зоне боевых действий находятся турецкие боевики.
Насколько это правда — мне лично трудно судить. С уверенностью можно сказать одно: Нагорный Карабах — тот самый клочок земли, который, по большому счёту, политически отделяет нас от, скажем мягко, недоброжелателей.
От исламистского Востока, с которым мы исторически воевали. И мир этот к нам откровенно враждебен, чтобы прийти к этому несложному выводу, достаточно прочесть любое заявление Эрдогана с любого места.
Здесь мне, конечно, возразят либерально и толерантно настроенные граждане в белых жабо: терроризм, мол, не имеет национальности и религии.
Я вежливо кивну в ответ, но повторю то, что говорю много лет. Как-то ни разу я не видела такого, например, заголовка в газете: «Радикальный христианин в фофудье и лаптях с криком «Христос воскресе» проглотил просвиру и подорвался».
Но любая молодая религия агрессивна, — продолжит настаивать либерал, поправляя монокль, — вспомним христианство в средневековье!
Безусловно, — отвечу я. И вкрадчиво поинтересуюсь: а вы читали, так сказать, первоисточник? Я говорю о главной книге и её толкованиях.
Фанатики, безусловно, любую идею могут извратить, довести до абсурда и превратить в агрессивный бред, наши феминистки это ежедневно доказывают собственным примером. Но отчего-то я ни разу не видела в Новом завете положений о борьбе с неверными.
О священной войне за территорию там тоже ни словечка — всё больше про смирение и левую щеку.
Можно, конечно, предположить, что понятие «газават» и некоторые разделы толкований о джихаде, священной войне (не в той части, где мусульманин должен сражаться со своими пороками, а в той, где речь идёт о вере), коварно придумала автор этой колонки, но, боюсь, эти самые предположения разобьются о факт.
Я озвучу сейчас сияющую очевидность (и речь не про Азербайджан, речь, повторюсь, про цивилизационный конфликт).
Ислам как религия манифестирует те ценности, которые полностью противоречат традиционным европейским.
Вашим главным, уважаемый либерал в белом жабо, ценностям. Начиная с роли женщины в социуме и заканчивая пресловутой толерантностью, плюрализмом и прочим. Словом, речь о походном наборе этических представлений человека, знакомого с эпохами Возрождения и Просвещения.
Предупреждая крик ярости, замечу: судить о мусульманском мире по ассимилировавшим этносам, сотни лет существовавшим в составе империй, несколько странно. Потому что ислам в чистом, незамутнённом виде — это государства шариата.
Прочтите про быт, мораль, этику и уклад этих государств и в двух словах объясните мне, уважаемый либерал, как «поженить» всё это с европейским христианским миром.
Скажу мягко — задача не из простых.
Именно поэтому раз за разом мы читаем о трагедиях, подобных Шарли Эбдо или убийству учителя в пригороде Парижа.
Нет, уважаемый читатель, я всё ещё говорю не об Азербайджане. Я говорю о том мире, который за ним стоит, о том мире, который отделяет от нас Нагорный Карабах. Не столько географически, сколько геополитически.
Я — человек, воспитанный в христианской традиции. Человек с базовыми европейскими ценностями. Эти самые ценности диктуют мне сострадание обеим сторонам, мирному населению, всем тем, кто гибнет и мучается сейчас от этой войны. Вне зависимости от их веры и национальности.
Но равно так же здравый смысл и система морально-этических координат сообщают мне, что ни я, ни какой иной русский человек в здравом уме по определению не может встать на сторону турок. Либо придётся вырезать из памяти учебник истории целиком, а это ни разу ни к чему хорошему не приводило.