В самом конце тридцатых годов военно-морские силы Франции заказали разработку перспективного вертолета, который можно было бы использовать для разведки, патрулирования и борьбы с подлодками. В начале сороковых такая машина могла бы поступить на вооружение – но началась война, и Gyroplane G.20 остался без будущего.
Рождение проекта
В 1938 г. из известной авиастроительной компании Syndicat d’Etudes de Gyroplane ушел ее сооснователь и технический директор Рене Доран. Вскоре он основал собственную фирму Société Française du Gyroplane (SFG или Gyroplane), в которой планировал продолжить работу над перспективными конструкциями.В том же году компания «Жироплан» получила первый государственный заказ. ВМС желали получить вертолет, пригодный для использования в морской авиации. С его помощью планировалось выполнять патрулирование и разведку, перевозить командиров и документы, а также искать и уничтожать подлодки противника. Машина должна была иметь высокие летные характеристики, а также нести пулеметное и бомбовое вооружение. Новый проект получил обозначение Gyroplane G.20. В ряде источников его также называют Dorand G.II – по фамилии главного конструктора.
Р. Доран решил использовать некоторые идеи и решения, ранее проверенные на предыдущем месте работы. В частности, планировалось применить несущую систему с двумя соосными винтами. Кроме того, предлагались новые любопытные решения, касавшиеся конструкции планера, силовой установки, вооружений и т.д.По мере разработки, некоторые основные идеи проекта пересматривались. Так, на финальных стадиях заказчик и разработчик отказались от вооружений, а также сократили экипаж. Такие меры привели к серьезному упрощению конструкции, но переделанный вертолет-жироплан теперь мог только вести разведку и перевозить мелкие грузы.
Особенности конструкции
Вертолет G.20 / G.II получил фюзеляж сигарообразной формы, выполненный на основе металлического каркаса. Носовая часть получила плексигласовое остекление максимально возможной площади, а прочие элементы фюзеляжа закрыли листовым алюминием. Имелось V-образное оперение с полотняной обшивкой. В носовой части машины помещалась кабина тандемной компоновки. Центральный отсек вмещал редуктор несущих винтов и силовую установку. В первой версии проекта под ним находился отсек для бомбового вооружения.Силовая установка состояла из двух поршневых двигателей Renault 6Q-04 мощностью по 240 л.с. Они помещались позади оси винтов и соединялись редуктором особой конструкции. Последний объединял крутящий момент двух моторов и разделял его между двумя винтами противоположного вращения. При поломке одного из двигателей редуктор автоматически переключался на работающий и обеспечивал продолжение полета.В первой версии проекта G.20 использовалась оригинальная конструкция втулки несущей системы. Вместо оси и прочих устройств использовалась высокая труба большого диаметра – в ней предлагалось разместить стрелка с пулеметом. Снаружи на этой трубе помещались подшипники двух винтов с приводом. При дальнейшем развитии проекта трубу заменили простой осью меньшего диаметра.Два трехлопастных винта помещались с промежутком 650 мм. Винты имели разный диаметр – 15,4 м у верхнего и 13 м у нижнего. За счет разницы размеров планировалось исключить перехлест лопастей при их перемещении по вертикали. Лопасти предлагалось делать из алюминиево-магниевого сплава. Была разработана конструкция с коробчатым лонжероном, образовывавшим носок, и присоединенной к нему задней кромкой.
Позади кабины находились основные стойки шасси. В полете они убирались поворотом назад в ниши фюзеляжа. Под хвостовой балкой находилось самоориентирующееся колесо.Изначально экипаж G.20 должен был включать трех человек. В кабине находились пилот и стрелок. Второго стрелка разместили внутри втулки винтов. Доступ ко всем рабочим местам обеспечивался через бортовой люк. В дальнейшем экипаж сократили до двух человек в кабине.Боевой вариант вертолета мог нести авиационные или глубинные бомбы малых и средних калибров. Отсек для них находился на днище, непосредственно под несущей системой. Для самозащиты предусматривалось 1-2 пулемета, в кабине и на втулке. Любопытно, что исходная компоновка вооружений позволяла обеспечить свободный обстрел почти всей верхней полусферы.Длина фюзеляжа нового вертолета превышала 11 м, высота – 3,1 м. Пустая масса достигала 1,4 т, а нормальная взлетная – 2,5 т. Максимальный взлетный вес был на 500 кг больше. По расчетам, «жироплан» должен был развивать максимальную скорость до 250 км/ч (крейсерская 165 км/ч). Потолок – 5 км, дальность полета – 800 км.
Проект G.20 второй версии, без вооружения, был готов к началу 1940 г., и вскоре компания Gyroplane начала строительство опытной машины. Сборка осуществлялась на заводе в г. Гетари (деп. Атлантические Пиренеи, Новая Аквитания). Строительство не удалось завершить до нападения Германии в мае, и уже готовые конструкции вместе с заделом пришлось эвакуировать в г. Шамбери (деп. Савойя). После этого Р. Доран уступил место руководителя постройки Марселю Вюллерму.Падение Франции и последующие события серьезно ударили как по проекту Gyroplane G.20, так и по всему авиастроению. Строительство резко замедлилось и едва не остановилось. В 1942 г. германские войска заняли оставшиеся регионы Франции, и недостроенный вертолет стал их трофеем. Оккупанты не заинтересовались этой машиной, но не стали запрещать дальнейшие работы. Впрочем, главной проблемой теперь были не запреты, а отсутствие заказа, финансирования и требуемых ресурсов.
Затянувшееся строительство
За отсутствием перспектив
В течение нескольких лет будущее «жироплана» оставалось под большим вопросом. Надежда на полноценное возобновление работ появилась только в 1944-45 гг. Однако и после освобождения Франции строительство долго не могло набрать темпы. Вновь сказывались экономические и производственные трудности.Завершить первый опытный вертолет удалось только в 1947 г. – через семь лет после запуска строительства. Готовую машину испытали на земле и продемонстрировали представителям воссозданной французской армии. Военные проявили ограниченный интерес. Их привлекли необычная архитектура и экстерьер машины, достаточно высокие расчетные характеристики, убираемое шасси и другие особенности. Впрочем, заказ на продолжение работ не выдали.После завершения строительства G.20 должен был пройти испытания и доводку, для чего требовались средства и время. При этом результат проекта не был очевидным. В то же время, за рубежом уже были созданы достаточно удачные вертолеты, которые можно было приобрести прямо сейчас. В итоге вооруженные силы Франции решили не финансировать дальнейшие работы по собственному «жироплану» и принять на вооружение зарубежную технику.Компания SFG не имела всех необходимых ресурсов и потому не смогла провести испытания самостоятельно. Более того, из-за финансовых проблем ей не удалось даже найти летчика-испытателя. В итоге к концу 1947 г. все работы по Gyroplane / Dorand G.20 / G.II были свернуты ввиду отсутствия каких-либо перспектив.Р. Доран и его коллеги не опустили руки и не ушли из отрасли, и компания SFG продолжила проектные работы. Вскоре она приняла участие в создании вертолетов Bréguet G.11E и G.111 – в этих проектах ограниченно использовали некоторые идеи, заимствованные у G.20. Впрочем, и эти вертолеты не дошли до серии, но теперь по техническим причинам.