Для большинства европейцев и американцев любимым зимним праздником является Рождество. И хотя Новый год во всем мире отмечают шумно и весело, главное празднование приходится на 25 декабря - Рождество Христово. В России все по-своему. Подавляющее число россиян, не забывая и про Рождество, отдают предпочтение Новому году. Самый любимый и ожидаемый праздник - это новогодняя ночь с 31 декабря на 1 января. Многим кажется, что так было всегда. А между тем, современная традиция встречи Нового года в нашей стране имеет собственную историю.
С новогодними и рождественскими праздниками в России произошла историческая путаница. В России зимний новогодний праздник берет начало в Петровской эпохе. До этого Новый год на Руси приходился на 1 сентября, а еще раньше на 1 марта. Однако Петр I, желая идти в ногу с западом, запретил праздновать Новый год осенью, специальным указом перенеся праздник на 1 января. При этом традиционный для России Юлианский календарь Петр Великий все же сохранил. В те времена Рождество в России приходилось на 25 декабря (по Юлианскому календарю), а Новый год праздновался уже после Рождества.
Первый Новый год в России был шумно отмечен парадом и фейерверком в ночь с 31 декабря на 1 января 1700 года. После смерти Петра его рекомендации были основательно забыты. По прошествии времени, елка, как рождественское дерево, появилась вновь, в начале ХIХ века её стали устанавливать в домах петербургских немцев. В 1817 году великий князь Николай Павлович, женился на прусской принцессе Шарлотте, крещеной в православии под именем Александра. Принцесса убедила двор принять обычай украшать новогодний стол букетиками из еловых веток.
В 1818 году по инициативе великой княгини Александры Федоровны была устроена елка в Москве, а на следующий год — в петербургском Аничковом дворце. На Рождество 1828 года Александра Федоровна, к тому времени уже жена императора Николая I, организовала праздник «детской елки» в собственном дворце. С этих пор по примеру царской семьи елку на Рождество стали устанавливать в домах высшей петербургской знати.
Первая публичная елка была организована в 1852 году в петербургском Екатерингофском вокзале, построенном для различных развлечений, музыкальных и танцевальных вечеров в Екатерингофском парке («Воксалами» в начале XIX века называли сооружения для увеселения публик). После этого публичные елки начали устраивать в дворянских, офицерских и купеческих собраниях, клубах, театрах и других местах. Москва не отставала от Петербурга и с 1850-х годов праздничные елки в зале Благородного московского собрания также стали ежегодными.
С Рождества в России, также как и в Европе и Америке, начинался сезон балов и праздничных гуляний. Для детей устраивались многочисленные елки с обязательными подарками, давались бесплатные благотворительные спектакли. По традиции Рождество и Сочельник встречали дома, в кругу семьи. А вот в новогоднюю ночь нередко заказывали столики в ресторанах или увеселительных заведениях.
Так продолжалось до Первой мировой войны, в которую Россия вступила в 1914-м. В стране началась активная антинемецкая кампания. Святейший синод назвал рождественскую елку «вражеской, немецкой затеей, чуждой православному русскому народу».
После революции, декретом Совета Народных Комиссаров от 24 января 1918 года «О введении в Российской Республике западноевропейского календаря», Россия была вынуждена перейти на Григорианский календарь, обгонявший Юлианский на 13 дней. Но Православная церковь этого перехода не приняла и объявила, что будет праздновать Рождество как прежде по Юлианскому календарю. С тех самых пор православное Рождество в России отмечается 7 января (25 декабря по старому стилю). Отказ Церкви переходить на новый календарь вызвал большую проблему для верующих людей. Новый год по новому стилю приходился на последнюю, самую строгую неделю поста. Вероятно, именно тогда в России возникла парадоксальная традиция отмечать Старый Новый год по старому Юлианскому календарю.
После революции запрет на «праздник елки» отменили. Германский пролетариат, даже находящийся под чуждым революции церковным влиянием, по определению не мог считаться врагом советской власти. Несмотря на голод и разруху, в крупных российских городах были организованы новогодние праздники для детей. Новогоднюю елку очень любил Ленин. Даже в ночь с 31 декабря на 1 января 1924 года, когда Владимир Ильич был смертельно болен, и жить ему оставалось три недели, Н. К. Крупская все-таки устроила традиционную елку. Сюжет о том, как Владимир Ильич Ленин с подарками приехал в Сокольники, в лесную школу, где была устроена детская елка, стал в последствие излюбленной темой для художников и детских писателей.
Впрочем, век первых пролетарских елок был недолог. После смерти вождя мирового пролетариата с елкой расправились. В 1922 году Генеральным секретарем ЦК РКП(б) становится Сталин, а в 1926, году большевики официально осудили устройство в советских учреждениях и в домах отдельных граждан, так называемых, рождественских елок. Обычай велено было считать старорежимным и антисоветским наследием «проклятого прошлого». В 1927 году на XV съезде партии Сталин заявил об ослаблении антирелигиозной работы среди населения. Началась антирелигиозная кампания. 24 сентября 1929 года был издан декрет Совнаркома, отменяющий все праздники, кроме 7 ноября и 1 мая. Рождество и Новый год, пострадавший за компанию с религиозным праздником, стали обыкновенными рабочими днями. В начале 30-х годов с 24 декабря, специально назначенные ответственные товарищи от госучреждений, ходили по квартирам сотрудников и проверяли, нет ли у кого-то из них елок.
Так продолжалось до 1935 года, когда в газете «Правда» появилась статья второго секретаря ЦК КП(б) Украины , первого секретаря Киевского обкома партии Павла Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!». В 1935 году правительством было принято решение о возобновлении празднования Нового года в СССР. В продаже вновь появились елки и елочные украшения. Первая в СССР Новогодняя елка состоялась 1935 году в Харьковском Дворце пионеров.
Спустя 2 года, в 1937-ом была поставлена первая советская елка в Колонном зале Дома Союзов. Дерево достигало 15 метров в высоту. Репортаж из зала был показан в киножурнале «Советский Союз», после чего уже на следующий год сотни праздничных елок по всей стране подхватили кремлевский почин. В том же 1937 году Наркомпрос выпускает пособие под названием «Елка в детском саду», где подробно описано, какие ёлочные игрушки и в каком порядке следует вешать на елку. С 1947 года день 1 января снова стал «красным днём календаря», то есть нерабочим.
В пятидесятые годы, когда страна немного оправилась от тягот военной жизни, Новый год стали праздновать с особым советским размахом, заключавшимся в том, чтобы в этот любимый зимний день не было и намека на те бытовые трудности, которые на самом деле встречались на каждом шагу. Да и зимы тех лет явно способствовали созданию нужного настроения. Войдя в предновогодний дом с декабрьского мороза ощущения уюта, тепла и приближающегося праздника были особенно сильными. Радовало всё, потому что это новогоднее «всё» нужно было подготовить, придумать, достать. Зато, какой получался праздник, когда все препятствия преодолены, на столе невиданный дефицит, на хозяйке дома платье, сшитое из отреза, припасенного заблаговременно, а под елкой подарки, которые удалось «достать», отстояв в очередях, или через хороших знакомых, работающих в «нужных» местах.
В 1956 году на экраны вышла «Карнавальная ночь», легендарный фильм Эльдара Рязанова, ставший символом идеального Нового года, и навсегда оставшийся одним из лучших фильмов на эту тему. Составить конкуренцию Рязанову смог лишь сам Рязанов, снявший в 70-е «Иронию судьбы». «Есть установка весело встретить Новый год», - говорит главный герой фильма товарищ Огурцов. А его и встречали весело, потому что эта установка была внутри у каждого человека, ведь Новый год стал самым любимым праздником, заменившим отобранное Рождество, генетическая память о котором все ровно оставалась в душе у каждого русского человека, к тому же, это единственный государственный праздник у которого не было никакого политического подтекста. «Ведь на то и Новый год, чтобы петь и веселиться…», - пелось в песенке из «Карнавальной ночи», и была искренняя радость, берущаяся непонятно откуда, и ощущение, что Новый год обязательно принесет что-нибудь хорошее.
А сколько замечательных примет, заранее создающих особое предновогоднее настроение у советского человека, было в СССР. Например, столы заказов, через которые различные предприятия и учреждения снабжали трудящихся к праздникам дефицитными продуктами. Мандарины, которые появлялись в магазинах именно в этот период, в советской торговле им был отведен очень короткий срок. Или декабрьские журналы, щедро делившиеся советами о том, как лучше встретить Новый год, публиковавшие рецепты пирогов и салатов, рассказывающие, какой карнавальный костюм можно сделать для ребенка своими руками и какое модное вечернее платье сшить к празднику. Почитав, позитивно-побуждающую статью в одном из периодических изданий, о том, что должна носить в праздник советская женщина и убедившись, что в магазинах достойного наряда опять нет, та самая советская женщина, которой была адресовала статья, отправлялась в магазин «Ткани», а затем в ателье, или мастерила себе вечернее платье самостоятельно.
На дворовых спортивных площадках открывались елочные базары, торгующие самыми удивительными елками на свете, было ощущение, что их как-то специально выращивают - без веток, без иголок, одни только тоненькие веточки. Но все ровно это были замечательные ёлки, приносившие в дом радость и запах Нового года. На центральных площадях, площадках перед Домами культуры, в магазинах появлялись наряженные елки, создающие атмосферу новогоднего праздника, несмотря на то, что их внешний вид порой был далек от совершенства. Главными елками, на которые обязательно хотелось посмотреть, были те, что наряжались в московском ГУМе и Детском мире, чудесную елку украшали на улице около Детского мира, она действительно была очень красивой, гораздо лучше пластикового чуда, которое поселилось у стен знаменитого магазина в постсоветские времена.
Детям старались достать билет на какую-нибудь государственную елку, самой престижной, конечно же, была новогодняя елка в Кремле. Каждый ребенок должен был пойти на ёлку и вернуться оттуда с традиционным подарком – жестяным сундучком в 50-е, превратившимся где-то с середины 60-х, в красный пластиковый Кремль, наполненным всевозможными сладостями. Не то чтобы в стране наблюдался дефицит конфет, как раз бакалейные отделы дольше всех держали марку изобилия, просто детская елка и соответствующий подарок стали определенным праздничным ритуалом.
Но самой главной приметой советского времени вообще, а предпраздничного в особенности, конечно же, была очередь, потому, что к праздникам в магазинах всегда что-нибудь «выбрасывали». А покупка, сделанная после отстаивания в длинном хвосте - это больше чем покупка, это само по себе уже праздник! Продукты и бытовые товары в изобилие на полках магазинов не лежали, а вот новогодних игрушек было хоть отбавляй. А так как насыщенных, хоть чем-то прилавков в стране не наблюдалось, предновогодняя продажа игрушек создавала особую атмосферу.
Когда-то новогодние елки украшали символами хорошей жизни, благополучия, здоровья, продолжения рода. Елочные игрушки впервые стали использоваться в Германии. В дореволюционной России производством елочных украшений занимались небольшие товарищества и артели. Если в начале своей деятельности они в основном копировали работы немецких мастеров, то со временем ассортимент стал расширяться и появился российский колорит. Некоторые артели, производящие новогоднюю продукцию, уцелели и смогли просуществовать до 1960-х годов. Так как использовать религиозную тематику для елочных украшений было запрещено, производители обращались к бытовым и сказочным темам, использовали советскую символику. Массовый выпуск елочных игрушек был налажен в 1960-е годы. Производственные предприятия модернизировались, делать игрушки становилось легче, но при этом они выглядели проще и обыденней. В начале 1970-х годов производство перешло на выпуск упрощенных игрушек и пластиковых дедов морозов и снегурочек.
Кульминационным моментом Нового года являлось откупоривание бутылки «Советского шампанского» под бой кремлевских курантов. Шампанское, родиной которого является Франция, во все времена считалось напитком аристократов, его пили в особо торжественных случаях. В 1920-е годы правительство обрисовало отечественным виноделам задачу: произвести игристое вино, которое могли бы себе позволить самые широкие слои населения. А это значило, что новый напиток должен быть сравнительно недорогим, массовым и быстрым в изготовлении. Налаживать выпуск напитка, с успехом выпускавшегося в царской России и конкурировавшего с французским шампанским, начали в 1920 году на базе бывшего удельного имения Александра II Абрау-Дюрсо, при котором было создано в 1870 году знаменитое винодельческое хозяйство «Абрау-дюрсо». Фактическим создателем советского шампанского был профессор Антон Михайлович Фролов-Багреев, разработавший резервуарный метод производства шампанского в акватофорах - герметически закрытых резервуарах (вместо традиционных бутылок), что позволило получать его в тридцать раз больше и намного дешевле. Собственный бренд, был разработан в Стране Советов в 1928 году и стал называться «Советское шампанское».
А с появлением в 1950-е годы в советских семьях телевизоров – зародился ритуал, окончательно сформировавшийся в 1960-е: «доставание и добывание» – провожание года водкой, встреча шампанским – новогодний Огонёк (впервые появился в 1962 году). «Голубые огоньки» - это особая любовь советского народа. Их ждали, несмотря на то, что программы «Огоньков» не всегда оправдывали ожидания своих поклонников. Зато, какие красивые платья можно было увидеть на знаменитых дикторах центрально телевидения, приглашенных актрисах и певицах, в том числе и зарубежных.
Эпоха дефицита заявила о себе к середине 1970-х. То, что можно было встретить на полках магазинов в 50-е и 60-е годы, в 70-е стало лишь воспоминанием. Если в праздничном заказе 1960-х можно было получить банку крабов и кусок окорока, то к концу 70-х годов радовали сгущенка и шпроты, которыми когда-то украшали витрины. Впрочем, на новогодних столах это практически не отражалось, запасливые советские люди приберегали к празднику дефицитные товары, да и кулинарками женщины советской эпохи были отменными. Парадоксально, но на праздничных столах было все, чего не было в магазинах.
В 70-е появились новые новогодние фетиши – замечательный фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или с легким паром!» и китайские гороскопы, которые каким-то чудесным образом попадали в каждый дом в виде листочков, отпечатанных на пишущей машинке. А в середине 1980-х годов страна шагнула в перестройку, принесшую нам тот Новый год, который мы празднуем по сей день – с полным изобилием товаров и услуг, ночными фейерверками, радующими до одури, экзотическими деревьями, наряженными вместо ёлок, где-нибудь под небом Тайланда, новой «Иронией судьбы», рекламирующей известный майонез, «Огоньками», такими же кричаще-пестрыми, как полки супермаркетов и неизменной верой в то, что чудо в Новый год, конечно же, будет, если в шуме и суете удастся его заметить.