Как сообщает газета «Ведомости» в материале Светланы Бочаровой и Алексея Никольского «Кораблестроители просят переоценить головные корабли для ВМФ России. Сейчас они несут на их строительстве многомиллиардные убытки», на встрече 27 июля с президентом России Владимиром Путиным генеральный директор Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов поднял вопрос об определении цены головных кораблей для Военно-морского флота (ВМФ), на которых обкатываются новые системы и технологии строительства новых проектов перед серийным строительством единиц для ВМФ.
«С заказчиками, Владимир Владимирович, как всегда, если делаем серийную продукцию, никто нас не критикует. А когда делаем продукцию разовую, так называемую окровскую (в порядке научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, НИОКР. – «Ведомости»), то, конечно, у нас сроки и у нас цена [растут]. Это наш бич, но здесь, понимаете, в чем дело: мы зачастую начинаем строить корабль, не зная его цену», – сказал Рахманов.
«Минфин считает, что мы строим здания, т. е. они судостроение приравнивают к капитальному строительству. Но если мы строим здание, то мы же идем сначала в Главгосэкспертизу, получаем заключение, а после этого начинаем строить. Ничего такого в судостроении нет. Заказчик [Министерство обороны] определяет цену, считает, что она справедливая», – продолжил Рахманов. Затем же в ходе строительства заказчик вносит изменения, которые ведут к росту цены, продолжил он. «То есть вы сейчас все переваливаете на заказчика?» – переспросил Рахманова президент. «Нет, Владимир Владимирович, ни в коей мере. В этом смысле у нас наш любимый заказчик – Министерство обороны – для строительства головных заказов использует метод ориентировочных цен», – сказал Рахманов.
Однако это приводит к тому, что денег на выполнение головных заказов не хватает. Поэтому, считает директор ОСК, «если бы у нас появился орган, скорее всего Министерство промышленности и торговли, которое бы имело нормативное право утверждать ценообразование при строительстве головных заказов, это бы решило все наши проблемы. Мы бы и заказчику могли нашему демонстрировать реальную стоимость строительства, и сами бы не находились в убытках». «Ведомости» направили запрос в Министерство обороны и представителю вице-премьера Юрия Борисова, курирующего отрасль.
Проблема с значительным ростом цен на головные корабли давняя, говорит источник в оборонно-промышленном комплексе. Фактически цены на головные корабли таких типов, как фрегаты проекта 22350, или подводные лодки проекта 885М выросли в ходе их достройки на десятки процентов и десятки миллиардов рублей в целом, поскольку параллельно для них приходилось испытывать все новые типы вооружений, что требовало изменений в проект. Без таких острых проблем строились, например, фрегаты проекта 11356 или дизель-электрические подводные лодки проекта 636, поскольку они были спроектированы для инозаказчиков и освоены при строительстве на экспорт, продолжает он.
С учетом перманентных долгостроев и с учетом того, что за каждым головным кораблем тянется шлейф НИОКР и необходимости постоянно дорабатывать проект, это серьезная проблема для отрасли, говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Михаил Барабанов. По его мнению, следует вообще поменять подходы в ценообразовании в военном кораблестроении – например, перейти к гибким ценам по каждому новому кораблю, пересматриваемым ежегодно.
«Минфин считает, что мы строим здания, т. е. они судостроение приравнивают к капитальному строительству. Но если мы строим здание, то мы же идем сначала в Главгосэкспертизу, получаем заключение, а после этого начинаем строить. Ничего такого в судостроении нет. Заказчик [Министерство обороны] определяет цену, считает, что она справедливая», – продолжил Рахманов. Затем же в ходе строительства заказчик вносит изменения, которые ведут к росту цены, продолжил он. «То есть вы сейчас все переваливаете на заказчика?» – переспросил Рахманова президент. «Нет, Владимир Владимирович, ни в коей мере. В этом смысле у нас наш любимый заказчик – Министерство обороны – для строительства головных заказов использует метод ориентировочных цен», – сказал Рахманов.
Однако это приводит к тому, что денег на выполнение головных заказов не хватает. Поэтому, считает директор ОСК, «если бы у нас появился орган, скорее всего Министерство промышленности и торговли, которое бы имело нормативное право утверждать ценообразование при строительстве головных заказов, это бы решило все наши проблемы. Мы бы и заказчику могли нашему демонстрировать реальную стоимость строительства, и сами бы не находились в убытках». «Ведомости» направили запрос в Министерство обороны и представителю вице-премьера Юрия Борисова, курирующего отрасль.
Проблема с значительным ростом цен на головные корабли давняя, говорит источник в оборонно-промышленном комплексе. Фактически цены на головные корабли таких типов, как фрегаты проекта 22350, или подводные лодки проекта 885М выросли в ходе их достройки на десятки процентов и десятки миллиардов рублей в целом, поскольку параллельно для них приходилось испытывать все новые типы вооружений, что требовало изменений в проект. Без таких острых проблем строились, например, фрегаты проекта 11356 или дизель-электрические подводные лодки проекта 636, поскольку они были спроектированы для инозаказчиков и освоены при строительстве на экспорт, продолжает он.
С учетом перманентных долгостроев и с учетом того, что за каждым головным кораблем тянется шлейф НИОКР и необходимости постоянно дорабатывать проект, это серьезная проблема для отрасли, говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Михаил Барабанов. По его мнению, следует вообще поменять подходы в ценообразовании в военном кораблестроении – например, перейти к гибким ценам по каждому новому кораблю, пересматриваемым ежегодно.