У балтийской республики нет ТЭС, как у Польши, зато есть терминал сжиженного природного газа Independencе. Вот только насколько выгоден он и сможет ли спасти литовцев от настоящих холодов?
Зима все ближе в Северном полушарии — как говорят энергетики, настал осенне-зимний отопительный сезон 2018/2019 года. И ночные, и дневные температуры становятся отрицательными. Для поддержания тепла в жилых и производственных помещениях энергетикам приходится поднимать температуру воды в системе централизованного отопления, больше электроэнергии уходит на освещение помещений, улиц, автомобильных трасс.
Грустное время для «зеленой энергии»
Устройство Солнечной системы таково, что в зимнее время владельцам солнечных панелей приходится скучать — световой день сокращается, облачность все больше. Уходят в зимнюю спячку поклонники зеленой энергетики, вынужденно перенимая опыт медведей: полгода радуемся солнцу и рассказываем, насколько плоха традиционная энергетика, полгода прячемся в берлоге, что-то там совершая с собственной лапой.
Напряженное время наступило для всех компаний — владельцев и операторов подземных хранилищ газа (ПХГ): электростанции работают «по погоде», порой требуя менять режим выдачи газа едва ли не каждый час. Ситуация с ценами зависит от того, насколько заполнены хранилища газом и насколько исправно работают их мощности на выдачу газа в распределительную сеть.
При этом ПХГ вынуждены комбинировать время приема и выдачи — ни в одной стране мира нет ПХГ такой емкости, чтобы запасов газа хватило на весь отопительный сезон. Конечно, чем больше эти запасы — тем надежнее энергообеспеченность, тем спокойнее населению в холодное время.
Или кашлять, или мерзнуть
Очень спокойно чувствует себя Польша, в которой 80 процентов теплоснабжения обеспечено угольными теплоэлектростанциями (ТЭС) — минимум хлопот вокруг ПХГ, а заполнить угольные склады куда проще. Будет больше морозов — будет больше смога, Краков традиционно укроется им, как одеялом, но тут дело добровольное: или кашлять, или мерзнуть.
Не хочется ни того, ни другого? Выходы известны — их два. Либо строим новые газовые ТЭС и выводим из эксплуатации угольные, либо строим новые угольные ТЭС, работающие по современным технологиям.
Если не вдаваться в технические подробности, то суть проста: эти технологии позволяют поднять температуру рабочего пара до значений, которые в принципе недостижимы для традиционных котлов ТЭС. Мировой лидер в этих технологиях — Китай, не пожалевший государственных денег на их разработку.
Результат понятен: чем выше температура пара, тем большее давление становится доступно, а чем выше давление — тем более мощный толчок получает турбина и тем больше электроэнергии вырабатывается из одного и того же количества угля.
Если на традиционных ТЭС для производства одного киловатт-часа энергии требуется порядка 600 грамм угля, то на новейшей котельной Китая угля уходит всего 287 грамм. Сто мегаватт-часов угольной генерации в Польше — одно количество смога, сто мегаватт-часов угольной генерации на китайской ТЭС — смога в два раза меньше.
Угля нет и газа – тоже
Но об этой технологии подробнее как-нибудь в следующий раз. Сейчас хочется поразмышлять по поводу Литвы. Тут никакого угля, только газ, и никакой помощи от Швеции и Польши, несмотря на наличие энергомостов, — ввиду отсутствия электрокотлов для обогрева. Давайте предположим, что сбылась мечта нынешнего политического руководства Литвы — республика полностью отказалась от «тоталитарного российского газа — поработителя литовской демократии» и перешла на использование исключительно СПГ, произведенного в США.
После регазификации на Indenpendence газ либо используется сразу, либо отправляется на хранение в ПХГ «Инчукалнс» на территории Латвии. С учетом того, что это ПХГ используется всеми прибалтийскими республиками и что часть его объемов арендуется «Газпромом» для обеспечения зимнего потребления Санкт-Петербурга, Ленинградской, Новгородской и Псковской областей, запастись газом на весь отопительный сезон у Литвы не получится. Значит, СПГ из США нужно было бы закупать на протяжении всего года.
Долгосрочные цены «Газпрома» практически стабильны, влияние спотовых цен в последнее время значительно снизилось. Алексей Миллер, глава «Газпрома», рассчитывает, что средняя цена поставок в Европу в этом году составит 245 долларов за 1000 кубометров. А что было, если бы Литва оказалась вынуждена в отопительный сезон закупать американский газ?
Напомню алгоритм ценообразования СПГ в США для любой компании, желающей его приобрести. Начинать придется с покупки нужной партии газа на национальной американской бирже Henry Hub. Затем придется заплатить 15 процентов биржевой цены за доставку газа на завод Sabina Pass, стоимость услуг по сжижению на котором составляет порядка 129 долларов за 1000 кубометров. С учетом выросших цен на спотовые перевозки СПГ за транспортировку через Атлантический океан придется заплатить порядка 36 долларов за 1000 кубометров.
Последнее, что придется учитывать, — потери СПГ во время транспортировки (порядка двух его процентов просто испарится) и во время регазификации (еще около двух процентов). Ничего сложного в расчетах нет — нужно просто посмотреть цены на Henry Hub, дальше все сделает калькулятор.
Биржевые подсчеты
Открываем соответствующий сайт, не пугаемся цен за миллионы британских тепловых единиц (БТЕ), коэффициент пересчета в привычные доллары за 1000 кубометров 35,687. Попробуем?
Предположим, что литовская газовая компания решила закупить СПГ в начале ноября. На Henry Hub 1 ноября газ стоил 3,36 доллара за миллион БТЕ, что составляет 119,91 доллара за 1000 кубов. 15 процентов от них — это 17,99 доллара, то есть на Sabina Pass газ прибыл бы по 137,90 доллара за 1000 кубов. Услуги завода и фрахт — это еще 165 долларов, итого 302,90 доллара. Учитываем потери СПГ при транспортировке и регазификации, получаем 315,02 доллара за 1000 кубометров, или на 28,6 процента выше цен «Газпрома».
Такая же операция, начнись она 19 ноября, дала бы еще более интересный результат, поскольку за это время цена на Henry Hub подскочила до 4,65 долларов за один миллион БТЕ, или на 38,4 процента за неполных три недели. Проверьте расчеты самостоятельно — получается 370,06 доллара за 1000 кубометров, или на 51 процент выше цены «Газпрома».
Что происходит в США с ценами? Ровно то, о чем Sputnik Литва уже писал. Коротко — из-за весенних заморозков у Штатов было на две недели меньше на закачку газа в хранилища, его запасы оказались на 17,8 миллиарда кубометров ниже прошлогодних, став минимальными за последние 13 лет. Чудес на свете не бывает, winter is coming, как она это делает каждый год. Правда, она еще не наступила, так что цены в США еще и не думали добираться до пиковых значений, как они это делают в каждом декабре и январе.
Мораль? Да, собственно, никакой. Мы просто при помощи калькулятора в очередной раз убедились, что русофобия — это всегда дорого, причем в самом буквальном смысле слова. Выбор в нашем демократичном мире, разумеется, за Литовской Республикой. Или от «Газпрома» по нормальной цене, но «с запахом авторитаризма-тоталитаризма и агрессии». Или из-за океана — демократично-либерально, но дорого. И да, безусловно, Indenpendence — прекрасный проект!
Борис Марцинкевич