Как относиться к этому нововведению? Сразу можно сказать – суть его не только в постепенной замене призывников “профессионалами”, которая постепенное ведется в нашей армии все последние годы. Дескать, всех рядовых призывников заменить “контрактниками” не получается – так для начала хоть с младших командиров начнем.
На самом деле, смысл происходящего гораздо глубже – и заключается в коренной перестройке армейского механизма. Роль в котором людей с несколькими “лычками” на погонах переоценить сложно. Достаточно вспомнить хотя бы знаменитую фразу одного из самых великих советских полководцев, маршала Жукова: “В армии командую я – и сержант”.
К сожалению, как раз в послевоенное время эта армейская “прослойка” зачастую превратилась почти в “фикцию”. Мне самому пришлось отслужить “срочную” еще в Советской Армии – и я отлично помню, какое место занимали в ней сержанты.
Становились ими, за редкими исключениями, самые обычные призывники – которых по разнарядке посылали в “сержантские” учебные центры, в просторечье – “учебки”. Как правило – без малейшего предварительного отбора – хотя бы по наличию у будущих командиров “командирских навыков”, харизмы, умения управлять людьми.
6 месяцев – и новоиспеченных сержантов отправляли в войска, командовать отделениями (или, скажем, танком). Но, к сожалению, советская (да, в немалой степени, и российская) армия управлялась не только в соответствии с официальными уставами. Заметную (если не ведущую) роль играли “неуставные взаимоотношения”. Суть которых отнюдь не в требовании “дедов” к “молодым” подшивать за “старичков” подворотнички и без малейшей запинки отвечать на вопрос: “Сколько дней до приказа?!” (Об увольнении в запас).
Это все – просто “антураж”, суть “дедовщины” в том, что старослужащие фактически и являются “младшими командирами” в своих подразделениях. Заставляя при этом “салаг” “знать службу” – используя при этом не слишком законные, но куда более эффективные методы, чем офицеры. А вознаграждаются за это “деды” тем, что ведут себя, как командиры – заставляя “молодежь” делать “за себя и того парня” все самые тяжелые и неквалифицированные работы.
Справедливости ради, можно заметить, что старослужащие куда лучше вчерашних новобранцев справляются с самыми квалифицированными солдатскими обязанностями – тем самым, практически и обеспечивая реальную боеспособность своих частей.
***
Но вся беда в том, что официальная сержантская иерархия в вышеописанную иерархию “дедовскую” мягко говоря, не вписывается. Или вписывается – но лишь, как “пятое колесо к телеге”.
Если во взвод приходит “молодой” сержант сразу после учебки – то максимальный “бонус”, на который он может претендовать – это если “деды” не будут унижать его лично. Типа – заставляя мыть за себя полы в казарме и т.д. Так сказать, “уважая честь мундира”. Но чтобы такому “салаге” еще и подчиняться?! Нет уж, пусть молодого сержанта слушаются те, кто вместе с ним (или младше) призывался – а “дедушки” и сами, как-нибудь, без его команд обойдутся.
Но если в отделении или экипаже с “салагами” напряженка – тогда новоиспеченному сержанту придется очень несладко. Как-то раз мне пришлось на вечерней проверке стать свидетелем трагикомической сцены – когда дежурный по части дал задание за кем-то сбегать экипажу единственной наличной “Шилки” – самоходной зенитной установки.
А там тогда и было всего два человека – командир-сержант и механик-водитель. Причем, первый, как несложно догадаться, был “молодой”, а второй – крутейший “дед”. И после нейтрального, персонально ни к кому не обращенного указания, вышеупомянутый “дед” нахально толкнул локтем своего якобы “командира” – дескать, беги, давай!
Тут уже не стерпел дежурный офицер – устроив показательный разнос зарвавшемуся “деду”: “А чего это Вы, товарищ рядовой, даете приказы Вашему командиру?!” Мехводу пришлось бежать выполнять поручение самому. Но собравшиеся на плацу и солдаты, и командиры с трудом сдерживали откровенный хохот – ведь все всё отлично понимали в сложившейся ситуации.
Но вот сержант, выпущенный из учебки, “подрастает” – и сам становится старослужащим. Бывшие “деды” уходят на “дембель”, ровесники по инерции продолжают слушаться “отца-командира”. Но – отнюдь не так, как раньше. Ведь они уже сами ощущают себя “дедами”, понимая это прежде всего, как право командовать “салагами”. А к сержанту относятся подобно тому, как родовитая аристократия Средних Веков относилась к королю – как к “первому среди равных”.
И надо обладать действительно незаурядной харизмой руководителя, чтобы суметь обуздать “дедовскую вольницу” – даже сержанту-“деду”. Который, фактически, и командует то не благодаря формальному званию сержанта – а лишь благодаря статусу старослужащего.
Но весь прикол даже не в этом! Ведь любимое занятие любого “деда” – это подготовка к “дембелю”. А сержанты – тоже люди, и ничто человеческое им не чуждо. Один из моих замкомвзвода, например, вместо того, чтобы блюсти дисциплину среди подчиненных, сам повадился ходить к своей пассии в “самовольные отлучки”. Однажды попался патрулю – и был разжалован. Впрочем, на его статусе это отразилось мало: как он ничего не делал, будучи старшим сержантом – так он бил баклуши и оставшись “просто дедом”. Разве что забот стало меньше – по формальному “командованию”.
***
Ясно, что совершенной такую систему не назовешь. Сержантское сословие было фактически заменено неуставной “дедовшиной”. “Винтиков” которой, в случай чего, и к формальной ответственности за плохую службу привлечь очень сложно. Заодно в армии вместо одного сержанта на несколько человек половина “служивых” представляла собой ленивых “квази-командиров” из числа “дедов”, а вторая половина – вкалывающих за себя и старослужащих безответных “салаг”.
Попытки сломать эту систему периодически предпринимались и раньше. Например, в одной соседней с нами дивизии начальник политотдела добился через комдива, чтобы все сержанты не только в увольнении, но ежедневно, носили не пилотки – а фуражки, как это делают офицеры и прапоршики. Для подчеркивания командирского статуса младших командиров – дескать, им не с руки окопы рыть или прочей “черной работой” заниматься, они руководить подчиненными должны.
Но, понятно, что такие инициативы носили больше чисто декларативный характер. Ну никогда не будут подчиненные вполне серьезно относиться к своему начальнику – если между ними не будет заметной “дистанции”. А если сержант и рядовой носят одинаковую форму, живут в одной казарме, ходят в одну баню, питаются в одной столовой, имеют практически одинаковый денежный оклад?
И, главное, уедут на “дембель” быть может в одном и том же вагоне – уже в гражданской одежде. Что, кстати, может послужить хорошим поводом “вспомнить все обиды” слишком строгому начальнику – и хорошенько его за это “отблагодарить”. Благо, “дисбат” за рукоприкладство к бывшему командиру после увольнения в запас уже не угрожает.
***
Несложно догадаться, что замещение всех сержантских должностей в армии на “контрактников” скажется на последней самым благотворным образом. Не исключено, что удастся наконец покончить с дедовщиной – заменив неформальную иерархию на не просто формальную, но настоящую.
Старослужащие-то кичатся тем, что прослужили на несколько месяцев больше, лишь перед новобранцами. А сказать такое офицерам, прапорщикам, контрактникам – это, как минимум, смешно. Эти люди не жалкий год срочной службы – а значительную часть своей жизни отдают армии. И в глазах тех же “дедов” имеют не только формальное, но и моральное право требовать выполнять свои приказы подчиненных. Являясь в этом смысле этакими “супер-дедами”.
Некоторые скептики, правда, сокрушаются, что дедовщина может вспыхнуть с новой силой – ведь в казармах останутся одни лишь рядовые, предоставленные сами себе после вечерней поверки, когда и начинается самый смак “неуставщины”. Думать так довольно наивно – ведь в любой казарме на ночь остается “дежурный по роте”, тот же сержант. Который, будучи контрактником, сможет приструнить казарменных хулиганов не хуже офицера. Ну а что такие дежурные будут приходить на смену “по графику”, уходя после дежурства домой – так это к проблеме прямого отношения не имеет.
В общем, руководством российской армии сделан важный шаг к приведению ее еще к большему профессионализму. Что сделать без по-настоящему ответственного и профессионального сержантского корпуса было очень сложно. Так что замену сержантов-призывников на контрактников можно только приветствовать.
Источник: http://politrussia.com